В России таких мастеров осталось не более десятка. В Сибири он один. Барнаулец Александр Ланин – гармонист и мастер по изготовлению гармошек.
«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий И такой родимый, и такой далекий…»
- Присаживайтесь, но ничего не трогайте, - встречает Александр Ланин меня в мастерской на улице Короленко, в здании с вывеской «Город мастеров». Повсюду стоят гармошки, лежат детали, висят инструменты.
- Почему не трогать? - спросил я и почему-то вспомнил старый анекдот про синие руки космонавта из братской страны - это советские космонавты били его по рукам за то, что он трогал на космическом корабле приборы.
- Чтобы порядок был. Долго его приходится наводить, потом что-то работаешь, что-то берешь - и снова, и снова…
А, бывает, заходят: – ой, что это, ну ка, ну ка…
Лишний раз тревожить инструмент не стоит… В Нижнем Новгороде раньше вас вообще бы в мастерскую не пустили, секреты свои мастера в тайне держали…
Сейчас как раз Александр занимается звуковой частью гармошки. Показывает инструмент для «вырубки» язычков - ножницы-пресс. Между прочим, инструмент уникальный. Его когда-то сделал прекрасный барнаульский мастер, слесарь-лекальщик Анатолий Николаевич Барсуков. Потом отдал кому-то. Ланин потратил немало лет, чтобы найти нового хозяина инструмента, и выкупил его.
Александр кладет под пресс лист латуни, с одной и с другой стороны вырубает «язычок». Это самая важная часть гармошки. Гармонь – язычковый инструмент.
Мастер подробно объясняет технологию. За счет мехов идет поддув воздуха, и язычок на планке колеблется. В корпусе есть деревянная камера – резонатор. Она и придает звуку объем и мелодичность. Колебательные процессы, резонанс – наука непростая. Все делается вручную. А гармошки собирает сам, с нуля, «от и до». От язычков до кнопочек. Дожать и обточить надо каждый шурупчик. Мельхиором и целлулоидом покрыть кнопочки и клавиши. На каждую гармошку уходит по 2-3 месяца.
Да и дерево – отдельная тема. Должно быть хорошо просушено.
Вот брусок красного дерева – тульские мастера поделились. Вот черное...
Играет Саша с детства. Хотя близкая родня музыкальными дарованиями не отличалась. Слушал народных мастеров, пытался повторить наигрыши. А вот в музыкальной школе не понравилось. «Много теории и все зажато. Всех под одну гребенку ровняли. Есть способности, нет - все едино. Не было индивидуального подхода», - говорит Александр.
Когда ему было 14 лет, на гармошке соскочила пружина - залез внутрь, посмотрел, разобрался. Все разобрал, вставил – гармонь заработала. С тех пор начал интересоваться, что внутри. Хорошую закваску дал станкостроительный завод, где слесарем-лекальщиком работал его отец. Потом он мастером стал. Мальчишкой Александр возле него крутился. Не раз был на заводе, даже там работал, но недолго. Видел, как работали настоящие слесаря-профессионалы, с личным клеймом на производстве, высочайшего класса.
С тех пор – желание все сделать самому, на высоком уровне, тщательно, на совесть.
Гармони фабричные и сделанные руками опытного мастера не сравнить: на фабрике, поток, небрежность. А в изделиях мастера – душа, волшебство и работа на века.
Ланин показывает гармонь. В советское время, в 1973 году ее сделал мастер Комиссаров для заказчика Козлова. Обе фамилии – на корпусе. По тем деньгам полторы-две тысячи надо было отдать за инструмент.
Читаю на другой гармони – «Медов». Это фамилия известного мастера, сделавшего инструмент. Уникальный тип гармони, и инструмент уникальный.
Александр показывает фото, висящее в мастерской. А потом - гармонь. На фото - пожилой человек. Это мастер Степан Скобелин, еще одна легенда Барнаула. Он в 1905 году сделал тальянку. Сейчас она гордость коллекции Ланина. Мастер занят ее восстановлением. Жил Скобелин в начале 20 века в доме на пересечении Анатолия и Челюскинцев. Изумительные инструменты делал. Дом сгорел во время знаменитого пожара 1917 года. А гармонь, заказанная у Скобелина, долго играла и пела, потом десятилетия лежала на чердаке у внука хозяина. Меха съели мыши. Потом повезло, что узнал о ней Ланин и выкупил инструмент. Вытащил с чердака, почистил, меха восстановил и долго играл на гармони. Звук непередаваемый!
Мастер показывает еще одну гармошку – старинную тальянку, которая тоже была сделана у нас в крае. Купил лет шесть назад у одной бабушки. Снимает крышку, на деке и резонаторе видим объявление: «Алтайский край, Калманский район. Севрюков. 1938 год. Панфиловский сс. Принимаю все заказы, хромки, двухрядки. Александр Иванович Машковцев…»
Надо и ее восстанавливать… много работы. В ремонте, считай, не была она. А звук чистый, классный!
Вот был когда-то такой в Барнауле мастер, Самсонов, жил на горе, на улице Третьякова. Александр познакомился с его дочерью, рассказал о себе. И она подарила ему инструменты отца.
Говорим о мастерах старых и нынешних. В России их едва с десяток наберется.
В Сибири – один Ланин. Да и гармонь сама по себе не сильно популярна. Что уж говорить о ее изготовлении. Дело это штучное, требует времени, опыта, усидчивости. А молодежи подавай компьютеры, гаджеты да в лучшем случае робота из конструктора могут собрать.
«У меня даже смартфона нет, - говорит Александр и достает из кармана телефон, простейший, кнопочный. – Это надо в нем разбираться, и потом он много времени отвлекает. А жалко времени, да его и нет – все уходит на изготовление гармошек… С тульскими мастерами связь держим, учимся друг у друга. Раньше было больше. Старое поколение уходит, а секреты некому передать….А хотелось бы человека – знающего и понимающего. Терпение такое надо, что молодежи и не снилось…»
«Ты, гармошка-матушка, Лучше хлеба-батюшка: Не доешь и не допьёшь, А частушки пропоешь!
Гармонистов стало мало, Гармонистам был почёт. В Красну Книгу записали, Как животных, на учет»…
Ланин поочередно берет старые гармошки и наигрывает мелодии. Он играет на всех типах. На маленьких, череповецких – «черепашках», на тальянках, на елецких рояльных…
Используя разные стили - рязанский, орловский, нижегородский. От гармониста очень многое зависит, манера, подача…
Старая елецкая рояльная звучит очень мощно, словно орган в соборе. Неудивительно, ведь гармошка – собcтвенно, и есть разработка органных мастеров конца XYIII – начала XIX века.
Когда-то в Барнауле был клуб гармонистов. Собирались юди без всякого музыкального образования, можно сказать, самородки. У них Саша грамотно научился играть – в классическом гармонном стиле. Об эстраде и нынешних исполнителях Ланин ничего хорошего сказать не может:
«Сейчас зачастую многие баянисты профессиональные начинают гармонь осваивать. Видеоуроки игры на гармони – там люди совсем не понимают, чем занимаются. Звучит не баян и не гармонь. Берут инструмент и не знают, как к нему подойти. Вроде «поливает», пальцы бегают быстро – а в музыке ничего нет, ни души, ни колорита. Что Петр Дранга, что современные – один стиль пошел, а раньше музыканты другие были…»
А на эстраде что творится – безголосица и репертуар непонятный, считает он. Вот раньше- была музыка красивой, полифония звуков, а сейчас… Многие только по нотам играют. А у Александра нет никаких нот, и никогда не было. Все со слуха, с чистого листа…
Ланин несколько раз выступал в программе «Играй, гармонь!», давал концерты в Германии, Голландии, Чехии. Да и этим летом в составе «Поезда культуры» проехал с другими артистами по всему Алтайскому краю.
Но времени для выступлений сейчас совсем нет – много работы в мастерской. Ланин мечтает сделать с нуля концертную тальянку, а затем и кавказскую гармошку. А потом, даст Бог, замахнуться на самую маленькую в мире трехклавишную «черепашку» - череповецкую гармошку, чтобы она в спичечный коробок входила. Тогда, говорит он, уже можно будет подавать на звание Народного мастера. А пока – не стоит… Казино c минимальным депозитом от 10 рублей читать больше на http://cssiberia.ru/onlajn-kazino-na-dengi/kazino-c-minimalnym-depozitom-ot-10-rublej/
Силы и вдохновение он, похоже, черпает в прошлом, в истории Барнаула. В жизни старых мастеров и их изделиях. В хорошей музыке и наигрышах. С удовольствием начал читать роман «Глагол времени» Вячеслава Чиликина, бывшего заместителя редактора «Алтайской правды». Там описана жизнь старого Барнаула. И самое главное – есть такой персонаж – Сашка-гармонист.
«Начал читать в поезде, по дороге в Москву. Потом все времени не было. Сейчас в Екатеринбург поеду – дочитаю».
Десять лет назад был в Москве, на юбилейных «Днях Алтая». Познакомился и пообщался с нашим земляком, актером Алексеем Булдаковым. Не звездный, говорит, абсолютно простой наш алтайский парень.
Хотел подарить ему гармонь. Но не подарил: «Знаете, плохую гармонь не подаришь, а хорошие инструменты раздаривать… Да и в те годы я только исполнительством занимался, а о мастерской тогда только мечтал…»
«Снова замерло все до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь. Только слышно, на улице где-то, одинокая бродит гармонь…»
Источник