Петр Косицын из Волжского играет на сапоге

Петр Косицын Петр Косицын родился в Дубовском районе в 1930 году. Впервые сыграл на гармони в 43-м. Заразил его любовью к музыке солдат, квартировавший в доме Косицыных и починивший старую гармошку брата. Свой первый инструмент купил в 53-м, через пару лет начал мастерить собственные. Лауреат международных, российских и областных конкурсов гармонистов.

Из-за закрытой двери в квартире мастера слышался заливистый голос гармошки: через пятнадцать минут я поняла, что стучать бесполезно - придется ждать. Музыка стихла, и меня впустили.
- Извините, заигрался. Вот гости зашли, присели отдохнуть, как тут без музыки да без ста граммов обойтись? - смеется Петр Степанович.
Главное его богатство и гордость - гармошки собственного изготовления - стоят на большом столе в центре зала, здесь же рядышком большой чемодан, полный грамот, дипломов и фотографий с конкурсов и фестивалей, которых в жизни Косицына было очень много. Чехословакия, Иваново, Новосибирск, Москва, Астрахань, Хабаровск… И везде он завоевывал призовые места и симпатии публики: хорошо играть могут многие, а чтобы на собственных гармошках, да еще таких…



На гармони Косицына покушались казаки и негры

В коллекции Петра Степановича сейчас одиннадцать самых любимых гармошек. Есть такая, что умещается на ладошке, есть еще меньше: размером со спичечный коробок, есть прозрачная с корпусом из оргстекла. Но меня очаровал кожаный сапожок со встроенной в пластмассовую подошву клавиатурой, очень симпатичный и, как оказалось, практичный. Играет на нем Косицын аж с конца 70-х! А ин-струменту хоть бы что: звучит как новенький. Для корреспондента “КП” - Волгоград” Петр Степанович сыграл по очереди на всех имеющихся у него гармошках. Здорово! Несмотря на свои семьдесят с лишним лет, энергичный и жизнерадостный пенсионер лихо пританцовывал и исполнял мои заявки. Я тоже попробовала сымпровизировать на сапожке, но ничего не вышло.
- Они только в моих руках звучат, - с любовью в голосе говорит мастер. - Как делал? О, это кропотливая работа. Вот, к примеру, я видел, как играли до меня на гармошке-сапожке, но там были квадратные меха. А у меня все точно, как в настоящей обуви: взял специальный картон, обтянул кожей, сделал нужные вставки, вмонтировал семь голосов, клавиши вставил, которые со старых инструментов поснимал, внутрь - кольца из стальной проволоки. Месяца два возился. С малюсенькими гармошками еще дольше: представляете, какая усидчивость нужна - меха делать, складывать по определенному порядку, потом обтягивать материалом, вставлять кожу на каждой перепоночке. Чем гармонь больше, тем легче мастеру ее сделать. Сейчас с маленьким инструментом я уже не справлюсь: пальцы не те, да и видеть хуже стал.
Штук десять своих гармошек Косицын всегда возит с собой. На одном из фестивалей гармонистов я видела, в какой восторг приходит публика, когда наш земляк неожиданно извлекает из кармана, сапога и других потайных местечек свои мини-гармошки и начинает играть. А после выступлений к Петру Степановичу часто подходят коллеги, “новые русские”, коллекционеры и пытаются выкупить его инструменты. Однажды в столице представители казачьего ансамбля предлагали сто тысяч за несколько гармоней, Косицын вежливо отказал. Потом подошли несколько афроамериканцев: “Договоримся, тысячи дадим”.
- Нет, ребята, не продаю, - стоял на своем волжанин.
Так иностранцам с их “зеленью” и не удалось уговорить принципиального Петра.
- Если бы я был мастером, который делает инструменты на заказ, это одно. А ведь я еще и музыкант, поэтому никогда не брал заказы и деньги. А вот в подарок гармошки мастерил. Хорошим людям.

На конкурсе “Играй, гармонь!” Петр заблудился в лесу с дочкой Заволокина

Петру Косицыну есть что вспомнить: забавных случаев на конкурсах и фестивалях всегда хватало. К примеру, однажды в Иваново на съемках программы “Играй, гармонь!” Косицын вместе с группой артистов под руководством дочери автора передачи Геннадия Заволокина Насти отправился на съемки в лес. Отработав, гармонисты уехали на автобусе в гостиницу, а замешкавшиеся Настя и Косицын остались в лесу, пришлось со смехом и шутками добираться своим ходом.
- Гена Заволокин был веселым человеком, никогда не унывал. Помню, однажды перед гала-концертом у него заболел зуб, щека раздулась, он все равно вышел на сцену, - рассказывает Петр Степанович. - Объявит номер, зайдет за кулисы - таблетку на зуб, передохнет - и снова к публике. Душевный был человек, за столом с ним сидели вместе и выпивали.
Косицын показал мне сертификат, выданный “за высокое исполнительское мастерство” за подписью президента Российского союза гармонистов Геннадия Заволокина, который подтверждает, что Петр Косицын “имеет право на руководство творческими коллективами в системе дополнительного образования и художественной самодеятельности”.
- Руководил я ансамблем гармонистов, - вспоминает мастер, - но недолго, где-то год-полтора. Всю жизнь работал мастером по ремонту бытовой техники и радиотелевизионной аппаратуры, настраивал и ремонтировал музыкальные инструменты. Перед пенсией на заводе контрольно-измерительной аппаратуры трудился. С гармошкой не расставался никогда. Их у меня много было! Раньше-то каждые выходные звали на свадьбы, гулянки. А там к концу веселья так разыграюсь, что бывало раз - и уроню гармошку. Музыканту-то тоже подносят. Какую починю, а иную на запчасти пущу.
Петра Степановича и сейчас ценят, любят, приглашают на концерты и конкурсы. Вот недавно он получил диплом лауреата первой степени областного конкурса “Играй, гармонь, звени, частушка!”.

Инна ФЕДОТОВА.
Фото Олега ЛИТВИНА.

10.03.2003 г.
оригинал статьи расположен по адресу: http://vip-volga.narod.ru/kosicyn/kosicyn.html

Войдите чтобы комментировать