Николай Артемов освоил инструмент еще в детстве, но на сцену вышел спустя десятилетия.

«Артемовы поют!»

В глубинах памяти ярче всего сохранилась именно эта картинка: трехлетний, еще плохо говорящий мальчик стоит посреди двора с тонкой щепкой и имитирует игру на гармони, голосом изображая ее звуки. Он слышит их по воскресеньям, когда отец достает с высокого шкафа трофейный инструмент, а мама берет в руки балалайку. Это самые счастливые дни раннего детства.

– Родители были самоучками. Мама не только играла, но и очень хорошо пела, сочиняла озорные и лиричные частушки, – вспоминает Николай Иванович. – Выходили во двор, брали первые аккорды, а соседи – уже у ворот: «Тихо, Артемовы поют!».

Услышав, как малолетний племянник играет, дядя купил ему новый инструмент, и мальчик все школьные годы не расставался с гармонью. Уже лет в семь слыл первым на селе гармонистом. Стаскивая его летними ночами с домашнего сеновала и ведя сонного за околицу, сосковские парни и девчата вряд ли могли предполагать, что пройдут годы и Коля Артемов, развлекавший их «матаней» и «страданиями», будет собирать своим пением под гармонь полные залы.

Не мужское это дело

Отец-фронтовик не препятствовал музыкальному увлечению, но и не считал гармонь основной кормилицей взрослеющего сына. Пришлось зачехлить инструмент. Николай поступил в ПТУ, получил профессию слесаря и стал работать на заводе «Диффузант». Отсюда пошел в армию, где о гармошке сослуживцам даже не заикнулся – задразнили бы «деревенщиной». Наступало время гитары, ее звуки доносились из казарм и подворотен, ресторанов и с концертных площадок. Николай на слух быстро освоил и этот инструмент, а когда вернулся в Орел, его приняли гитаристом в ВИА «Стожары», музыканты которого тоже работали на заводе. Концерты этого ансамбля, его игру на вечерах в новом Дворце железнодорожников многие помнят и сегодня.

Играй, земляк!

– Товарищ по цеху поступил на курсы водителей, уговорил и меня, – вспоминает то время Артемов. – Городской транспорт в те годы пополнялся новыми машинами, мне доверили один из первых пяти «икарусов». Несколько лет я ездил по маршруту № 13 от вокзала до микрорайона.

Потом его пригласили в парк, обслуживающий междугородные рейсы. Москва, Киев, Брянск, Курск, Харьков, Чернигов, экскурсии, корпоративные выезды орловских коллективов – все эти долгие годы гармонь терпеливо ждала своего хозяина. И дождалась. Однажды ему выпало везти артистов хора и оркестра областного совета профсоюзов на фестиваль народного творчества в Липецкую область. Орловцев принимали в райцентре Добринка. Как полагается, хлебом-солью, «величальной» под гармонь. Предложили инструмент для ответного музыкального приветствия, а никто из прибывших музыкантов под гармонь не поет. Неловкость исправил водитель Артемов. Он сыграл на крыльце, благодарными аплодисментами был приглашен на сцену, откуда его долго не отпускали. А потом на все дни пребывания орловцев в Липецкой области вручили Николаю Ивановичу гармонь с пожеланием: «Играй, земляк, радуй людей!».

На обратном пути художественный руководитель хора Валерий Новиков подсел к водителю и, заметив, что тот «зарыл в себе большой талант», пригласил петь в хоре. Предложил и несколько сольных песен под гармонь. Артемов воспользовался вакансией электрика в городском Центре культуры и стал аккуратно посещать все репетиции, участвовать в концертах, творческих конкурсах и фестивалях. А вскоре хормейстер коллектива заслуженный работник культуры Нина Владимирова, оценив лирический баритон Артемова, предложила спеть дуэтом.

– Нашему сотрудничеству с Николаем Ивановичем уже более десяти лет, – рассказывает певица. – За это время мы исполнили не один десяток песен и не только перед орловской публикой. Вот и в рождественские дни наш концерт собрал полный зал КДЦ «Металлург», пели и на «бис» – поклонники гармони и задушевного пения очень любят Артемова. А его отличает не только хороший вкус в подборе песен и прекрасное владение голосом и инструментом. Николай Иванович большой труженик, потому и держит себя в хорошей форме.

Подарки от мэтров

Гармонист тепло вспоминает свое знакомство с Геннадием Заволокиным, когда тот приезжал в Орел снимать свою передачу «Играй, гармонь!». На прослушивание ушло два долгих дня – так много было желающих участвовать в съемках. Артемов был последним в очереди и уже собирался уходить, не надеясь на внимание московского гостя, но его неожиданно попросили сыграть «что-нибудь застольное». Николай Иванович запел.

– А одновременно играть, петь и идти сможете?

– Попробую, – ответил гармонист и направился к выходу. Так с песней и вошел в автобус, куда приглашали отобранных для будущих съемок. А потом Заволокин не раз приглашал Артемова на фестивали и конкурсы гармонистов, откуда Николай Иванович неизменно приво­зил самые высокие награды, вплоть до Гран-при. Но одна из наград особенная. Это сборник песен Заволокина с теплой дарственной надписью автора. Многие вошли в репертуар Артемова, который в последние годы стал пополняться и песнями Евгения Дербенко, переложенными гармонистом под свой инструмент.

– Это настоящий самородок, лучший, на мой взгляд, в Орловской области гармонист-любитель, – говорит заслуженный деятель искусств РФ композитор Евгений Дербенко. – Из-за отсутствия музыкального образования у него, возможно, нет должной техники, зато налицо яркая индивидуальность, стиль, манера исполнения и приятного тембра голос, который нравится слушателям. Я с удовольствием подарил ему для первого исполнения несколько песен и очень доволен тем, как он их поет.

В последние годы Артемов и сам стал сочинять музыку на стихи, которые задели душу. Судя по оценкам специалистов и аплодисментам публики, первые опыты вполне удались.

В эти дни гармонист активно готовится к новой встрече со зрителями: в марте ансамбль «Родные напевы», с которым Артемов в последние годы сотрудничает, отмечает 25-летие, и Николая Ивановича пригласили выступить в юбилейном концерте этого известного коллектива. Аккомпанировать отцу на балалайке будет Владимир Артемов – профессиональный музыкант, первый советчик и помощник, хранитель семейных традиций.

Источник

Войдите чтобы комментировать