Некоторые мысли о технике «подачи» телевизионных музыкальных передач.

Больше
15 года 2 мес. назад #872 от Сергей Серёдкин
Основная часть статьи была создана ещё в феврале, сейчас решил до оформить и поделиться.
Однажды смотря какой-то очередной концерт на «Первом канале» – у меня закралось подозрение, что певица (Ротару кажется) поёт под фанеру. Эта мысль родилась из-за того, что крупный план камера держала не более 3 секунд, после чего певицу показывала другая камера. В этом временном диапазоне нельзя было определить синхронность звуков и движений губ и мышц лица. А потом я начал засекать время, с которым показывают одну сцену. И получилось, что все планы длились не более 3-4 секунд. (можете это проверить на любой музыкальной передаче Первого).
Это меня озадачило…
Уже позже в книге Райнер Пацлаф про телевидение и его влияние на сознание человека «Застывший взгляд» (физиологическое воздействие телевидения на развитие детей)*, я прочитал об этом приёме (технике), который намеренно используют телевизионщики чтобы человеку не наскучило. Быстрая смена картинок создаёт иллюзию движения/жизни.

С тех пор как существует телевидение, авторы передач вынуждены вновь и вновь подхлестывать внимание зрителей, чтобы те не засыпали. Постоянных монтаж кадров, развороты и наплывы камерой, панорамирование м масштабирование, смена места, ситуации и сцены – вот их самые испытанные приемы. Они обеспечивают зрителю легкое, как во сне. Скольжение сквозь пространство и время, возможность глядеть с высоты птичьего полета, то из «лягушачьей» перспективы, побывать то здесь, то там, ухватить детали, потом снова воспарить к небесам – и так без конца.



Иллюзия собственной активности
До сих пор предпринимались не систематические исследования таких параметров телепоказа, как частота смены кадров, позиции камеры, масштабирования и панорамирования, а лишь пробные, выборочные, - но и они дают кое-какую информацию о том, какими могут быть цифры. Выяснено, что частота смены кадров составляет в среднем, в зависимости от жанра 2-5 секунд. С точки зрения объективной смена поразительно быстрая, субъективно же зритель переживает ее как совершенно нормальную; ему даже в голову не приходит оценить, как скоро меняются кадры. Такое наблюдение дает повод задаться вопросом, сколь долго глаза могут фиксироваться на объекте в естественном окружении, прежде чем перейти на другой. Специальные работы дают значения, колеблющиеся в пределах между 2 и 4 секундами. Это поразительно согласуется с частотой смены кадров в телевидении.

Отсюда следует, что телережиссера – сознательно ли, нет ли – имитирует естественную частоту смены фокусировки глаз применяя такую же частоту смены кадров и позиции камеры. Потому-то никто и не замечает. Что зритель принимает внешнюю режиссуру за свою собственную. Он думает, будто навязанная ему избирательность взгляда – его собственная, впадая в иллюзию ясного сознания и самостоятельности: марионетка словно забывает о нитях , за которые ее ведут.

.
Получается – уже есть некоторые правила съемки телевизионных передач и все телевизионщики этого придерживаются.
Это даже называют одним из приёмов манипулирования сознания.

.

Я вот по своим интересам смотрю очень много обучающего (учебного) видео (семинары, видео уроки и т.п.). Сначала мне было очень трудно их смотреть, т.к. запись обычно идет одной камерой, не меняя положения, на протяжении часа и более. Но со временем подобное видео меня перестало «напрягать», и всё воспринимается нормально. А моя жена, а особенно ребёнок (подросток) просто не могут осилить просмотр таких передач (до раздражения).

Такое качество подобного любительского видео определяется тем, что оно просто - любительское. Ни кто специально (намеренно) не снимает подобное видео с использованием нескольких видео камер, определенную технику съемки и конечно же не применяют последующий монтаж. Всё это из-за элементарной экономии денег и т.с. из-за принципиально иных задач, для которых снимается подобное видео. Его задача не удержать внимание зрителя, чтобы он не переключился на другой ТВ канал, не заставить просмотреть очередную порцию рекламы, а в максимально естественной (простой, не затратной) обстановке донести информацию (лекцию, демонстрацию и обучение навыку и т.п.) для зрителя (потенциального ученика).
.

Даже в музыкальной передачи «Играй Гармонь, любимая» заметно влияние описанных телевизионных стандартов. Как понимаю, у операторов (вернее редакторов) с Первого канала такие же требования.
Реализовать быструю смену планов с несколькими камерами, конечно, было бы проще, но видать снимают так из-за малого количества камер. (Я думаю что у них вообще только одна камера.)

Я бы назвал такую съёмку одной камерой – «техникой пьяного маятника» или «техникой корабельной качки». Вероятно, и излишне гротескные движения и мимика ведущих, возможно найденные подсознательно, призваны заменить видео запись с частой сменой планов. В кадре нет «застывшего» изображения.
А вот на телеканале «Культура» применяют совсем другой подход (более мягкий, что ли?). Соответственно большое количество т.с. «зрителей с Первого» его смотреть, физически, не могут.

Буквально на днях начал непроизвольно сравнивать эффект от дёрганного ритма съёмки одной камерой «Играй Гармони, любимой» и плавной размеренной передачей «Странствия музыканта». На «Культуре» планы показывали до 50 секунд, если и было изменение, то это касалось приближения и удаления камеры.

.

Законы жанра – есть законы жанра.

Думаю, что для себя проще принять, что так же будет и в будущем. Просто от развлекательного видео не надо ждать информации для обучения, а от учебного не стоит ждать развлечений.
*

Пацлаф Райнер «Застывший взгляд». – М.: evidentis, 2003. – 224 с.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 года 2 мес. назад #888 от Mikhail
Спасибо за информацию!

На счет "Играй,гармонь" правильно, там работает одна камера, и возможно это действительно как-то на подсознании.

Друзья, вот я уже лет семь поддерживаю связь с "Играй,гармонь",знаю всех достаточно хорошо. Меня самого ужасно напрягает многое что происходит на съемках передачи. НО,многое зависит и он нас. Что касательно себя,каждое мое участие в съемке для меня это просто невыносимая работа. Мне приходится и в пляску пуститься,хотя я в пляске слаб, но для куража нужно,и на пожарную машину залесть,и свистеть за кадром, и т. д.

Но когда наступает мое время, запись моего номера, как-то получается интуитивно. Меня снимают одного без масовки, нет криков, парой даже воплей и свистов, и это для меня настоящий праздник - когда мне нужно только играть. Поэтому законы законами, а мы имеем право и обязаны нести в массы чистоту звука, поведения,образа,души.

Уважаю когда люди думают,и стремятся понять друг друга.

Еще раз спасибо!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 года 2 мес. назад #895 от Сергей Акимов
Вот это меня больше всего и раздражало в передаче,что когда кто-то играет,вокруг стоит такой шум и гам,что нет возможности насладиться самой игрой гармониста!А так же попытки некоторых ведущих "изобразить" пляску...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 года 2 мес. назад #953 от Александр Морозов
coffeeMAN:

Законы жанра – есть законы жанра.

Думаю, что для себя проще принять, что так же будет и в будущем. Просто от развлекательного видео не надо ждать информации для обучения, а от учебного не стоит ждать развлечений.


Ага! Я бы даже сказал, что от "развлекательного видео" вообще не стоит ждать ничего хорошего и полезного. Видимо его цель - заставить зрителя выключиться из реальной жизни на время бессмысленного сидения перед телеящиком, действительно превратить его в "зомби", марионетку и манипулируя его сознанием, заодно "втемяшить" что-нибудь в его голову. Например, убеждение, что зубная паста "Лакалют" лучше, чем инструмент стоматолога или, что гармонь непременно должна сопровождаться ездой на пожарной машине, прыжками в воду или "бесовским" танцем с мегафоном в руках на пыльной дороге около покосившегося забора.

Mikhail:

Меня снимают одного без масовки, нет криков, парой даже воплей и свистов, и это для меня настоящий праздник - когда мне нужно только играть. Поэтому законы законами, а мы имеем право и обязаны нести в массы чистоту звука, поведения,образа,души.


Но авторы передачи, очевидно, придерживаются иного мнения и "несут в массы" песню анс. "Частушка", во время звучания которой, среди других "нескучных" картинок, лишь на несколько секунд показывают Вас играющим на гармони, но и только.

зритель принимает внешнюю режиссуру за свою собственную. Он думает, будто навязанная ему избирательность взгляда – его собственная, впадая в иллюзию ясного сознания и самостоятельности: марионетка словно забывает о нитях , за которые ее ведут.

Вот почему я не могу смотреть передачу "Играй, гармонь..."! Ну никак не получается у меня стать марионеткой - уж очень навязываемая там "избирательность взгляда", да и слуха тоже не похожа на мою собственную!

Кстати, о пожарной машине. Ползёт, значит, подобно катафалку в начале последней передачи эта машина, на ней, как бананы на пальме, висят разудалые гармонисты с гармошками, транспарантом каким-то нескромным, звучит музыка, перед машиной Захар Заволокин с фотоаппаратом суетливо приседает, а улица-то совершенно пустынна (по подвалам весь народ ханты-мансийский от них попрятался что ли?), только "три калеки" на тротуаре сиротливо стоят и нерешительно так ручками помахивают (не поймёшь, не то приветствуют, не то пощады просят).

P.S. Эх! Опять я не сдержался, а ведь зарекался уже. Извините, коли что не так сказал.

Это я не по злобе, "мне за Державу обидно"!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.122 секунд
Работает на Kunena форум