Аккорды на гармони

Больше
13 года 10 мес. назад #7392 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Наверное совмещать не получилось из-за того, что тогда еще не были закреплены устойчивые навыки игры на одном инструменте, а второй инструмент оказался слишком похожим по конструкции, но с абсолютно другой аппликатурой. Поэтому и путаница на уровне подсознания. Но многие принципы игры все же очень сходны и облегчают задачи обучения. Например в левой руке в обоих инструментах: бас-аккорд, бас-аккорд, остается только положение руки поменять и выработать привычку. А правая клавиатура в баяне, на мой взгляд посложнее – белые клавиши распределены по трем рядам, да еще и черные между ними. Приходится соображать в какой ряд направлять пальцы. Но здесь тоже своя система – порядок последовательности нажатия клавиш основан на гаммах.

Совершенство понятие растяжимое и может даже недостижимое. Человек, который стремится уметь больше всегда будет хотеть добавить что-то лучшее в свою игру, даже если он играет лучше других. Поэтому откладывать не надо. Я думаю, что нужно поиграть простейшие мелодии на баяне, которые уже отлично получаются на гармони и тогда путаница исчезнет. Навыки, приобретенные на гармони уже никуда не пропадут и всегда будут проявляться при игре на гармони.

Моя уверенность в этом основана на том, что в музыкальной школе помимо предметов по специальности – основному инструменту, есть предмет «дополнительный инструмент». То есть ученик параллельно осваивает два инструмента. Конечно уровень владения дополнительным обычно слабоват (дома нет второго инструмента и приходится заниматься им только в школе), но все же какие то начальные навыки и умения приобретаются.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад #7393 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Кстати название темы натолкнуло меня на мысль порекомендовать Вам поиграть Цыганочку на баяне аккордами:

Правая рука:

1) ре-фа-ля, ре-фа-си, ре-фа-ля,

2) до-ми-ля, до-ми-си, до-ми-ля,

3) ми-соль#-си, ми-соль#-до, ми-соль#-си

Левая рука:

1) бас ре, аккорд ре минор

2) бас ля, аккорд ля минор

3) бас ми, аккорд ми мажор (или ми септаккорд)

Это простейшая схема S-T-D-T, основанная на трех аккордах: субдоминанте, тонике и доминанте (S - ре-фа-ля, Т - ля-до-ми, D - ми-соль#-си) или их обращениях. Усвоение этой последовательности на любом инструменте поможет в подборе по слуху многих музыкальных произведений, поскольку звуки мелодии стремятся к этим трем устойчивым аккордам (обращениям аккордов). Эту схему - 3 аккорда, а точнее абсолютно свободный переход от одного аккорда к двум другим не помешает зазубрить и отработать до автоматизма.
Это как игра на гитаре аккордами. Только на гармони или баяне на мой взгляд эффект более значительный, поскольку не все пальцы заняты удерживанием зажатых клавиш (струн). Для извлечения аккорда на гармони или баяне достаточно трех клавиш, а мизинец остается не задействованным и может нажимать клавиши мелодии, также безымянный палец может вместо одной из клавиш аккорда нажимать клавишу мелодии. А на гитаре часто приходится зажимать и остальные 4, 5, или все 6 струн, иначе они будут добавлять фальшивые звуки в аккорд и свободных пальцев для мелодии не остается. К тому же достоинства гармони или баяна состоят в том, что левая рука уже играет аккорды и правая может на ее фоне импровизировать, например играть вариации, построенные на основе этих аккордов - это как переборы на гитаре.
В итоге, если Вы подбираете на слух какую-либо мелодию и не улавливаете в ней некоторые звуки (не можете их подобрать), то основные – устойчивые звуки можно будет найти – это будут звуки, входящие в аккорд, к которому стремится мелодия.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад #7394 от Kovy
Kovy ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Соратники! Большущее спасибо за советы! Попробовал к аккорду добавлять бас - уже ближе к делу.

Ну а если все же перейти к практике... На примере комбайнеров Растеряева. Я эту песню могу играть на гитаре. Немного в другой тональности (не Bm, а Am), но все же. Там ряд: Am - Dm - E - Am. Как он извлекает минорные аккорды? Как и сказал Виталий Алексеев? Жмет на соседнюю с аккордном клавишу баса? Я правильно понимаю? Спасибо!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #7395 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Чтобы Виталий Алексеев и другие участники форума не заподозрили меня в «антигармонных настроениях», я попытаюсь описать как эта схема устойчивых аккордов S-T-D применима к гармони. Ведь гармонь подчиняется тем же законам музыкальной теории, что и остальные инструменты.

Будем считать (как обычно для удобства), что гармонь настроена в до мажоре и ля миноре соответственно.
Тоника, субдоминанта и доминанта в мажорной тональности

Тонический аккорд (Т) – состоит из звуков: до-ми-соль, извлекается одновременным нажатием клавиш 3,4,5 или 18,19,20 или 10,11,12 в других октавах. Его обращения – это комбинации тех же звуков до, ми, соль в различных комбинациях, например: ми-соль-до (клавиши 4,5,18) или соль-до-ми (клавиши 5,18,19). Можно нажимать по 4 или даже по 5 клавиш (по 6 если зажать одним пальцем 2 клавиши), главное чтобы это были те же до, ми, соль в любых октавах. Например, клавиши 4,18,19,20,10 или 10,11,12,25. Эти звуки сливаются с аккордом до мажор (клавиши 6,5) в левой руке.
Субдоминантовый аккорд (S) – состоит из звуков: фа-ля-до, извлекается одновременным нажатием клавиш 16,17,18 или 8,9,10 или 23,24,25. Обращения аналогичны: ля-до-фа (клавиши 17,18,8) или до-фа-ля (клавиши 18,8,9). Можно нажать одновременно хоть 6 звуков, например 8,9,10,23,24,25 – главное чтобы это были звуки фа, ля, до. Эти звуки сливаются с аккордом фа мажор (клавиши 8,7) в левой руке.
Доминантный аккорд (D) – состоит из звуков соль-си-ре клавиши 5,6,7 или 20,21,22. Его обращения: си-ре-соль (клавиши 6,7,20) или ре-соль-си (клавиши 7,20,21). Примеры: 15,5,6,7 или 5,6,7,20,21. Эти звуки сливаются с аккордом соль мажор (клавиши 4,3)в левой руке.
Теперь можно «залабать» мажорную частушку аккордами:

1) Левая рука: бас и аккорд фа мажор 8-7. Правая рука 16-17-18;

2) Левая рука: бас и аккорд до мажор 6-5. Правая рука 4-5-18;

3) Левая рука: бас и аккорд соль мажор 4-3. Правая рука 5-6-7.

4) Левая рука: бас и аккорд до мажор 6-5. Правая рука 4-5-18;
Как видим 3 аккорда в правой и те же 3 аккорда в левой. Их можно гонять по кругу, строить на их основе переборы, добавлять незанятыми пальцами еще звуки.

Схема нот на гармони с нумерацией клавиш
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Сергей Серёдкин. Причина: Обновил ссылки

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #7399 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Тоника, субдоминанта и доминанта в минорной тональности
Тонический аккорд (Т) – состоит из звуков: ля-до-ми, извлекается одновременным нажатием клавиш 17,18,19 или 9,10,11 в следующей октаве. Его обращения – это комбинации тех же звуков ля, до, ми в различных комбинациях, например: до-ми-ля (клавиш) или ми-ля-до (клавиши 19,9,10). Пример, клавиши 3,17,18,9. Эти звуки сливаются с аккордом ля минор (клавиши 14,13) в левой руке.
Субдоминантовый аккорд (S) – состоит из звуков: ре-фа-ля, извлекается одновременным нажатием клавиш 15,16,17 или 7,8,9 или 22,23,24. Обращения: фа-ля-ре (клавиши 16,17,7) или ля-ре-фа (клавиши 17,7,8). Пример: 15,16,17,7 или 17,7,8,9 или 8,9,22,23,24. Эти звуки сливаются с аккордом ре минор (клавиши 16,15) в левой руке.
Доминантный аккорд (D) – состоит из звуков ми-соль#-си клавиши 4,2,6. В миноре есть такое понятие как седьмая повышенная ступень. Вместо звука соль (5 клавиша) следует играть соль# (2 клавиша). Его обращения: соль#-си-ми (клавиши 2,6,19) или си-ми-соль#. (На гармони клавиша соль# только в одной октаве, поэтому обращения cо звуком соль# в разных октавах не получится. Поэтому играть в минорной тональности аккордами лучше в самой низкой (по звучанию) октаве). Пример: 2,4,6, Другие комбинации неудобны, так как требуют растяжки пальцев и неудобного положения кисти руки. Эти звуки сливаются с аккордом ми мажор. На гармони это ми септаккорд (клавиши 12,11) в левой руке.
Теперь можно «залабать» минорную частушку аккордами:

5) Левая рука: бас и аккорд ре минор 16-15. Правая рука 15-16-17;

6) Левая рука: бас и аккорд ля минор 14-13. Правая рука 3-4-17;

7) Левая рука: бас и аккорд ми септаккорд 12-11. Правая рука 2-4-6.

8) Левая рука: бас и аккорд ля минор 14-13. Правая рука 3-4-17
3 аккорда в правой и 3 аккорда в левой. Их также можно гонять по кругу, строить на их основе переборы, добавлять незанятыми пальцами еще звуки.

Схема нот для гармони с нумерацией клавиш
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Сергей Серёдкин. Причина: Обновил ссылки

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #7401 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Система построения аккордов простая.

Тоника-T, субдоминанта – S, доминанта – D располагаются на 1,4,5 ступенях.
Гамма до мажор:1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль, 6-ля, 7-си. (клавиши на гармони 3,15,4,16,5,17,6 или 18,7,19,8,20,9,21 или 10,22,11,23,12,24,13 в других октавах).

1-до тоника (Т) (клавиша 3 или 18, 10, 25 в других октавах),

4-фа субдоминанта (S) (клавиша 16 или 8, 23 в других октавах),

5-соль доминанта (D) (клавиша 5 или 20, 12 в других октавах).

Основные аккорды строятся на этих ступенях. Принцип построения аккордов также прост. Ноты располагаются через одну: до-ми-соль (ре и фа пропускаем), фа-ля-до (соль и си пропускаем), соль-си-ре (ля, до пропускаем).
Гамма ля минор:1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль#. (клавиши на гармони 17,6,18,7,19,8,2).

1-ля тоника (Т) (клавиша 17 или 9, 24 в других октавах),

4-ре субдоминанта (S) (клавиша 7),

5- ми доминанта (D) (клавиша 4 или19, 11 в других октавах).

Основные аккорды строятся на этих ступенях. Принцип построения аккордов также прост. Ноты располагаются через одну: ля-до-ми (си и ре пропускаем), ре-фа-ля (ми и соль# пропускаем), ми-соль#-си (фа и ля пропускаем).
Небольшое дополнение. Существует натуральный минор (основной вид), гармонический (повышенная 7 ступень) и мелодический (повышенные 6 и 7 ступени).

На гармони это последовательность 1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль–натуральный минор (клавиши 17,6,18,7,19,8,20).

1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль# - гармонический минор (клавиши 17,6,18,7,19,8,2).

1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа#, 7-соль# - мелодический минор (клавиши 17,6,18,7,19,14,2).

Отсюда на гармони и появились клавиши с номерами 14 и 2. Это повышенные 6 и 7 ступени минора. В минорной тональности при игре аккордами обычно используется клавиша 2 соль# (повышенная 7 ступень ля минора), а в мелодии часто используется еще и клавиша 14 фа# (повышенная 6 ступень ля минора).

Схема нот для гармони с нумерацией клавиш
Изучить эту "премудрость" не сложно. Для удобства можно наклеить на клавиши гармони наклейки, на которых написать названия нот и номера клавиш. А потом, разобравшись и опробовав методику построения аккордов на практике, отодрать, чтобы не портили внешний вид инструмента.
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Сергей Серёдкин. Причина: Обновил ссылки

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.104 секунд
Работает на Kunena форум