Посетителей музея встречает маршал Жуков
Как любили говорить корифеи профессии в советские времена, «нелегкая журналистская судьба забросила меня в Канны». Итак, судьба забросила корреспондентов «Комсомолки» в город Шахтерск Донецкой области. После трудов праведных хочется вечерком чего-нибудь для души…- Город у нас хороший, но не столица, на вечерние развлечения не богат, - улыбается работник городского управления культуры Оксана Савенок.- А может, достопримечательности какие?- Знаете, есть! Наша маленькая гордость - музей баяна, единственный в Украине.- Ого!!! Точно единственный?- Знаем, в Москве работает музей русской гармоники. А в Украине наш считается уникальным.
Музеи в такое время не работают. На часах одиннадцать вечера, а с рассветом - уезжать. Но как упустить такой случай?- А там ночной сторож есть? Что если мы его попросим открыть? Нам бы туда хоть на пять минут!- Как же мы откажем «Комсомолке»!И к полуночи, сопровождаемые заведующей музеем Ниной Дмитриевной Полищук, мы едем на ночную экскурсию!Дело жизни слепого музыкантаПо дороге выясняется практически былинная история: создал музей… слепой баянист! Экспозиция - результат усилий, энтузиазма и страсти одного человека, имя которого - Владимир Алексеевич Барелюк. В возрасте десяти лет в результате взрыва снаряда (несчастный случай - уже после освобождения Донбасса, в 1944-м) мальчик потерял зрение. После был направлен в Днепропетровскую специализированную школу-интернат для слепых, где учился играть на домре и баяне, выступал в составе хора и оркестра. Окончив школу, уехал поступать в Ростовское музыкальное училище. Его отказались принимать: не было педагогов, способных обучать незрячего ученика…- Владимир Алексеевич поехал в Москву и добился, чтобы его все равно зачислили в училище! - с гордостью рассказывает Нина Дмитриевна. - Он его закончил и сорок лет работал преподавателем в шахтерской музыкальной школе.Здесь же, в той самой школе, в 1983 году и разместилась экспозиция, основу которой составляют инструменты из коллекции Барелюка. Сам Владимир Алексеевич уже ушел в лучший мир. А его вдова, Жанна Савельевна, до сих пор работает тут, в библиотеке музыкальной школы.- Был бы жив Барелюк - была бы наша коллекция больше. Трудолюбивый, любознательный, работу какую проделал - все здесь своими руками собирал! - говорит Нина Дмитриевна.Картина работы Тараса ШевченкоВ сумерках ночного музея первое, что мы видим, - картина маслом: человек, играющий на баяне. Перепутать невозможно - лицо знакомо по многочисленным фильмам о войне. Но в отличие от фильмов, лицо улыбается. «Георгий Константинович Жуков» - читаем подпись. Да, не ошиблись. Хорошее начало! Жуков играл на баяне?- Картину нарисовал Тарас Шевченко, донецкий художник. Срисована из журнала «Воин». Во время войны бойцы из Тулы подарили Жукову баян. Учил маршала музыкальным премудростям красноармеец Иван Усанов. Георгий Константинович очень любил играть и слушать, как другие играют, всегда этому радовался! А всего у нас 15 разных картин с баянистами, - начинает экскурсию заведующая.Идем по коридору. Полночь, полнолуние, полумрак. Под ногами поскрипывают полы. Затылок сверлит взгляд Жукова. Жутко.- А мистические, необъяснимые вещи у вас в музее не случались? - спрашиваем осторожно.- Вроде все спокойно. И не крали здесь ничего - Бог миловал.Ага, дух свирепого полководца витает над музеем, почти как призрак в опере. Кто ж отважится, - думаем мы.Баян стоил как «Жигули»Здесь есть гармонь «Рояльная» и баян «Малыш». Полубаян «Донбасс» и аккордеон «Хорьх». Баян «Контрабас», баян «Альт» и баян «Тенор». Электробаян «Мечта» и книжка «Азбука баяниста»…- Что в вашей коллекции самое интересное?- Недавно появился новый экспонат - английская концертина 1938 года выпуска, шестигранная гармошка кустарного производства. Такой у нас раньше не было. Вот старинная концертная гармоника конца XIX века, с удвоениями и переключениями - тоже редкость! Есть баянита - разновидность губной гармошки с клавиатурой как у баяна. Ее придумал в 1825 году английский физик Чарльз Уитсон. Есть малюсенькие гармошки - «черепашки». Но не подумайте, они не игрушечные, это настоящий инструмент! А вот гармошка с колокольчиками - саратовский эксклюзив! Еще, бывало, к этому инструменту крепили зеркальце - чтобы чуб поправить во время игры. Гармонист - он ведь первый парень на деревне, выглядеть должен соответственно!- А по звучанию какой баян тут самый лучший? «Хорьх», наверное?- Да почему сразу немцы? У каждого хорошего баяна тембр неповторимый. В советское время знаете какие инструменты были? Баян «Юпитер» работы мастера Волковича стоил как «Жигули»: 5-7 тысяч рублей! В музее у нас такого, правда, нет - очень дорого. А если немецкую тему продолжить, я вам фисгармонию покажу, один из самых ценных наших экспонатов.- Что это маленькое пианино делает в музее баяна?- Вы на клавиши не смотрите. Фисгармония - разновидность гармоники, даже из названия слышно. Уникальный экспонат! Сделана в Лейпциге. А досталась она нам от частного лица из города Торез, с шахты «Красная звезда». Люди сами приносят экспонаты, дарят - покупать нам их не за что. Сейчас можем показать гостям больше 80 инструментов. Патефон есть с записями, фонотека… даже гусли!А внук Буденного баян не отдалЕсли с фисгармонией из Тореза музею повезло, то переговоры с Москвой закончились неудачей. Созванивались с семьей Жукова, рассказывали о музее, но пополнить коллекцию экспонатом от Константина Георгиевича не удалось. Еще мечтали заполучить инструмент Буденного.- Наш Владимир Алексеевич с Жанной Савельевной специально ездили в Москву, встречались с женой Буденного. Она вроде не против была, но внук его им отказал. Тогда жена Буденного подарила музею картину авторства художника Преображенского. На ней - Семен Михайлович Буденный с гармошкой - играет вальс «На сопках Маньчжурии» на фоне собственного портрета.- Так что же, и Буденный - баянист?- Конечно, когда-то был признан лучшим гармонистом в своем хуторе!- А в гостях у вас известные люди были?- Так, чтобы важные гости или звезды, - нет. Мало кто за пределами Шахтерска знает про наш музей, - вздыхает Нина Дмитриевна. - Да и туристы в наших краях, увы, особо не появляются. Для заезжих музыкантов, педагогов иногда провожу экскурсии, командировочные заходят… Я им все показываю, на гармошечках чуть-чуть играю, демонстрирую. И настроение у них поднимается!Николай ЛИСИЦЫН — 05.10.2010 http://dp.kp.ua/online/news/246599/Фото Павла ДАЦКОВСКОГО.