Последний из могикан


Толстый, старый-престарый альбом, но до чего красивые, одухотворенные лица на фотографиях. «Вот это и есть мой дед Иван, это он в Первую мировую войну - совсем юнцом воевал. Потом в Красной гвардии был, везде, само собой, с гармонью. Это наш старый дом в Совинском, это Павел, Борис, - рассказывает владелица альбома внучка Ивана Зинаида Федоровна Дворянинова. - В 1937 году дед со старшими сыновьями Львом Ивановичем и Павлом Ивановичем организовали мастерскую по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов».



Два других сына Якова - Борис и Николай - переехали в г. Бор, где также занимались гармонными делами. А тут война на Россию накатила, вновь поредел клан Потехиных. В 1941 году сразу две похоронки пришли в эту семью. Погибли в боях брат Ивана Николай Яковлевич и муж дочери Лиды Федор.

- Мы в Совинском так и жили, - вспоминает Зинаида Федоровна. – У отца Федора с матерью Лидой четверо нас было – Аполлинарий, Иван, Слава и я, последняя. Родилась за 10 дней до войны. Подержал меня тятя на руках, погладил по голове сыновей и ушел – так мама рассказывала. А вскоре похоронка пришла. Была мать в Совинском бригадиром, дни и ночи на работе пропадала. Дед Иван решил по-своему: «Заберу я у тебя, Лидушка, Ивана, в честь меня он назван, буду из него славного мастера делать. Тебе с тремя-то тоже, чай, полегче будет».

А судьба по-другому распорядилась. В Ивана, кажись, дед всю душу вкладывал, а старший, Аполлинарий, урывочками дедово мастерство ловил, когда в гостях у него бывал. Но, видно, дедовский-то талант ему достался: все понимал с полуслова, до всего сам доходил. После смерти деда в 1957 году мастерскую по ремонту гармоней именно он и возглавил, и вскоре гармонисты поняли: новая звезда появилась у гармонных дел мастеров.

- Пришел он ко мне свататься, худющий, только из армии, а мы с мамой бедно жили, отца-то тоже на фронте убили, - вспоминает жена Альбина. - Говорит: «Я гармонь продал, три тысячи получил. Решай, что будем с деньгами делать, - либо свадьбу сыграем, либо в дом чего купим». Какая свадьба?! Сделали маленькое застолье, зато купили шифоньер, комод и два бостоновых отреза на костюмы.

Ладная семья вышла. Аполлинарий не только гармони делал, но и первым гармонистом был, пригласить его на свадьбу - за честь считали. А Альбина – знатная частушечница в городе, не одну сотню частушек за жизнь сочинила, со сцены исполнила. Больше всего, конечно, о потехинской гармони:

Славен край наш
Хохломой, матрешками,
А еще край славится
Потехинской гармошкою.

Долгое время муж не подписывал свои гармони фамилией Дворянинов, считая гармошку «потехинской». И лишь когда его имя стало широко известно, когда гармонисты стали требовать автограф – подпись на гармошке, он придумал свой знак: маленький букетик цветов вверху полированного корпуса и вырезанная рядом фамилия, - рассказывает Альбина Федоровна.

Когда Аполлинарий работал, замирал весь дом. Был у него на кухоньке стол с откидной крышкой, там и творил. За год делал не больше двух гармоней, но что это был за инструмент!

- Самое сложное было «поставить голоса» - 360 прорезей сделать в толстом железе. От успеха «голосов» зависит половина дела, так муж каждую прорезь разве что языком не вылизывал. Детали – клавиши, пуговки - на левую сторону делал сам, как и корпус из лиры, гриф из березы, фанеровку из дуба и ясеня. Покупал только ткани на меха. Правую клавиатуру делал из перламутра, левую - из меди и мельхиора. Знатоком производства я стала, - улыбается жена. - А как он играл! Надо сормача по-олониховски, по-воскресенски, пожалуйста, все наигрыши знал. В середине 1990?х годов приезжал в Семенов снимать фильм Геннадий Заволокин. Центральной фигурой, конечно, должен был стать Аполлинарий Федорович. Как готовились к встрече с кумиром Дворяниновы! Альбина Федоровна частушки сочинила, муж любимую гармошку взял.

- И вот мы пошли, нарядные, радостные. Но вдруг побледнел муж, руки липкими стали: «Альбина, плохо мне, давай вернемся». Коварная болезнь уже подкралась к нему, а тут еще перенервничал. В 1997?м его не стало, - дрожит голос у жены, слезы сдержать не может.

Несколько лет назад в гости к Альбине Федоровне приезжали сотрудники Московского музея гармони, вместе с ними был и лауреат всероссийских и международных конкурсов игры на баяне и гармони Михаил Коломенцев. Просили продать вещи, инструмент, которым пользовался мастер, - это нужно для постоянной экспозиции «Потехинская гармонь», создаваемой в музее. Гармонь потехинская там, естественно, есть. Жаль, в Семенове нет ничего подобного.

Просили горожане в свое время назвать именем братьев Потехиных одну из улиц, ведь городок, как писала Дворянинова, славен и их гармошками. Но нет пророков в своем Отечестве. В последних строках своих воспоминаний Аполлинарий написал: «Дети всех четырех братьев тоже были настоящими мастерами. В настоящее время в живых нет никого».

Грустные строки – никого! Значит, все: кончилась потехинская гармошка? Не хочется заканчивать на такой грустной ноте. Кто-то из родственников на Бору иль в другом городе, его учеников все же, может быть, делает гармони? Напишите об этом в нашу газету. А мы со всей семеновской родней Потехиных верим, что родится когда-то мальчишка, которого гены предков позовут делать гармонь. Какая ж свадьба, какое застолье без хорошей гармошки? Видно, действительно душа народа в ней.

Светлана БАРМИНА. Фото из семейных архивов. Семеновский район.

Братья Потехины

На рынке, где летней порою
Черешней черкес торговал, -
Красивой гордясь бородою,
Старик на двухрядке играл.
Гармошка его, безусловно,
Была инструмент божества,
И «Братья Потехины» -скромно
На ней красовались слова.
Шли, слушали юноши, девы
Мелодий простых перебор:
То песен старинных напевы,
То дивных частушек набор.
А голос волшебный гармони
Рождался и за сердце брал,
И каждый в сочувственном тоне
Почтенье ему отдавал.
В дни твердости духа и силы,
Родную Отчизну любя,
Гармошкой своей по России
Прославили братья себя.

Сергей ШАКИН.
На фото:
Мы с бабушкой из рода Потехиных.
Мастера-гармошечники (конец 30-х годов).
Апполинарию дедовский талант достался.

http://www.zem-nn.ru/gaz/09_28/11.html

Войдите чтобы комментировать