Гармония гармони



I межрегиональный музыкальный фестиваль-конкурс «Гармонь Белогорья» прошел в Белгороде 18 и 19 сентября 2009г. Более 70 одаренных гармонистов от 7 до 70 лет приняли участие в дебютном конкурсе, посвященном популярному народному инструменту.



Музыканты – любители, учащиеся музыкальных школ, вузов и сузов Курской, Орловской, Тульской, Саратовской, Сумской и Белгородской областей посетили фестиваль, чтобы познакомиться с коллегами, набраться опыта, а также продемонстрировать свои музыкальные и песнопевческие таланты.
Как пояснили в Белгородском государственном институте культуры и искусств, где и родилась идея создания фестиваля, главной задачей «Гармони» является развитие и популяризация современного исполнительства на гармонике. В настоящее время в нашей области крайне мало отделений обучения игры на гармонике, что вызывает серьезное беспокойство у работников культуры региона.
Среди всех музыкальных инструментов старая добрая гармошка пользуется наименьшей популярностью. Однако с помощью фестиваля «Гармонь Белогорья» в БГИКИ надеются изменить сложившуюся ситуацию. «Мы хотим сохранить народно-инструментальные традиции Белогорья», - заявили в оргкомитете конкурса.Станет ли «Гармонь» традиционной для нашего региона, пока неизвестно. Но члены жюри, куда вошли начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский и его заместитель Евгений Алешников, уже пророчат фестивалю статус Всероссийского и международного.

Неожиданно для организаторов фестиваля «Гармонь Белогорья» в зале Белгородского института культуры и искусств собралось немало гостей, приехали не только дедушки–гармонисты из сел, но и подростки, которые компьютерным играм, скутеру и рок–фестивалям предпочитают старинный русский инструмент. И хотя не присутствовало среди собравшейся молодежи виртуозов, подобных аккордеонисту Петру Дранге, немало было тех, кто в свои 12 лет мечтает таким «гением гармони» стать. Большинство участников и гостей пришли просто посмотреть на самое настоящее «гармонь–шоу»: на одной сцене с любителями выступали маститые исполнители, которые в своем репертуаре одними народными мелодиями не ограничились.

Идея организовать фестиваль родилась не вдруг. В проведении такого мероприятия назрела серьезная потребность: поклонники гармони бьют тревогу: через несколько лет, традиция исполнительства на гармонике может совсем исчезнуть. Поэтому и пригласили на первый региональный фестиваль гармонистов–профессионалов. Открывал фестиваль один из популярных российских композиторов Евгений Дербенко — он единственный в стране человек, который пишет музыку для русских народных инструментов. Народные мелодии, обработанные Дербенко, а также его авторские произведения, созданные специально для гармони, известны не только в России, но и за рубежом.

— Гармонь исчезает не только с сельских улиц, праздничных народных гуляний, но и из музыкальных школ и концертных программ, — рассказывает участник фестиваля Алексей Астахов из села Александровка Чернянского района. — Мне 75 лет, и я всю жизнь играю на гармони, но мальчишек с инструментом в руках почти не вижу. Даже обидно, что такой инструмент — наш, исконно русский — забыт. Хотя, как сохранить традицию, если преподавателей в школах нет таких, которые бы сами хорошо играли на гармонике и детей к этому смогли приучить? Сам инструмент тоже стоит недешево — для сельского жителя он практически недоступен. Если бы чаще гармошечку народу показывали, ее бы и не забывали. Я тут буду исполнять песню «Судьба–разлучница», сам ее написал, моим односельчанам нравится, вот и здесь сыграю и спою», — добавляет гармонист.

Свое мастерство на фестивале показал и первый дипломированный профессиональный гармонист страны Геннадий Калмыков. На этот раз постоянный участник самых известных конкурсов исполнителей на гармонике, постановщик неповторимых номеров, которые так и прозвали «гармонь–шоу», удивил зрителей тем, что вынес на сцену несколько собственноручно изготовленных инструментов самых разных размеров: «Это мои гармошки–черепашки!», — представил Калмыков свои инструменты и виртуозно сыграл на каждом, чередуя мелодии и шуточные стихотворения своего сочинения. Последняя гармонь из коллекции Калмыкова была чуть больше спичечной коробки.

Еще одним почетным гостем фестиваля стал преподаватель музыкальной школы села Пятницкое Волоконовского района Владимир Бессонов. Он, кстати, тоже является одним из самых известных гармонистов России и в печальное будущее любимого инструмента не верит:

— Исчезнет гармонь? Да не может такого быть, — возмущается Бессонов. — Дети неохотно учатся играть на этом инструменте? У нас в Пятницком такой проблемы нет. Есть другая — родители настойчиво приводят детей ко мне и заставляют их учиться. А некоторые ребята не могут. Потому что им не по душе инструмент. Нужно, чтоб нравилось то, чем занимаешься. Я бываю на разных фестивалях и вижу, какие гармонисты приезжают туда… Они играют так самобытно, что ни я, ни Калмыков, ни Дербенко этого не повторим. Ну может, и повторим, только это все равно будет не то.

А вот яростно популяризировать гармонь, по мнению Бессонова не надо: «Зачем нам сотни и тысячи Калмыковых? — спрашивает исполнитель. — Воспитывать хороших преподавателей для музыкальных школ необходимо, чтоб они не просто показали детям инструмент, но и все его возможности».

Между тем, чиновники от культуры все–таки придерживаются мнения, что гармонь в «рекламе» нуждается:

— Что таиться, гармошку русский народ стал забывать. А ведь этот инструмент такого не заслуживает, — отмечает начальник областного управления культуры Сергей Курганский. – Три года назад, когда я работал ректором института культуры и искусств, Евгений Дербенко приехал к нам со своими учениками. Студентам показали все возможности инструмента — гости играли не только народные мелодии, но и классику… Это было экзотично: классика на гармошке. После концерта мы решили ввести дополнительный спецкурс для студентов, желающих научиться играть на этом инструменте. Гармоника этого достойна.

Анна Скрипка
Мария Щекочихина
http://www.vposelok.ru/news/2702/

21-09-2009

Войдите чтобы комментировать