17 марта 2009г свой юбилей отметил известный композитор, исполнитель, педагог, заслуженный деятель искусств России Евгений Дербенко. Накануне юбилея мы встретились с Евгением Петровичем.Евгений ДербенкоС 1974 года и по настоящее время работает преподавателем Орловского музыкального колледжа.С 1981 года – художественный руководитель ансамбля «Орловский сувенир». Ансамбль выступал в 20 странах мира, имеет грамзаписи, записи на Центральном телевидении и Всесоюзном радио.Лауреат 10 всероссийских конкурсов патриотической музыки.Лауреат национальной премии «Душа России» - 2006 год.Постоянный член жюри всероссийских и международных конкурсов.Автор свыше 2000 произведений в различных музыкальных жанрах.Среди его учеников более 90 лауреатов региональных, всероссийских и международных конкурсов.В свободное время пишет стихи, летом любит проводить время на даче.
- Евгений Петрович,как планируете встречать день рождения – с семьей или будет большой праздничный концерт?- Этот день рождения, наконец удастся встретить в тесном семейном кругу. Правда, бывали дни рождения, которые встречал в дороге. Например, по пути вШвецию, но в этом тоже есть своя романтика. А юбилейный авторский вечер - концерт пройдет чуть позже – 6 апреля. В нем примут участие около 200 исполнителей из Москвы, Тулы, Курска, Брянска, Белгорода, Белоруссии и Украины. Среди них ведущие музыканты: от дирижеров до солистов-вокалистов,а также орловские творческие коллективы.Еще множество талантливых людей хотели бы принять в нем участие, но это, к сожалению, невозможно. Ведь концерт и так будет идти около трех часов. Мнеуже приходят поздравительные телеграммы от тех, кто не сможет приехать.- Скажите, как возникло желание играть на гармони?- В детстве я услышал, как играет на гармони сосед-самоучка. Те мелодии навсегда запали мне в душу. Было что-то особенное и в летнем вечере, и звукахгармони. Мне тоже захотелось играть.Но тогда в музыкальную школу поступить было не так-то просто: много желающих и принимали только с 9 лет. Меня сначала взяли кандидатом, лишь через какое-то время стал учеником.- Помните свой первый инструмент?- Это был старый баян с медными планками, но звучал великолепно. Он прошел через всю Отечественную войну. Во время боев под Сталинградом при переправе через Волгу упал в воду, но его спасли.Во время войны гармонист был душой компании. Помните поэму «Василий Теркин»? Ведь музыка объединяет людей, дает силы.- Вы впервые в России создали трехзвенную систему обучения игре на гармони. Расскажите, в чем ее суть?- Это профессиональное обучение игре на гармони. Оно включает обучение в школе, училище и вузе. Я преподаю в Орловском музыкальном колледже классгармони уже 16 лет. Учиться приезжают ребята и из других городов - Пскова, Архангельска. Четверо моих ребят сейчас учатся в Москве. Павел Уханов – вконсерватории, а Михаил Морозов работает у Надежды Бабкиной.Важно еще, чтобы у ребят был стимул, было к чему стремиться. Сейчас проводится много конкурсов, ребятам есть ради чего учиться, есть возможностьиграть с профессиональными музыкантами.Учитель музыки должен не только говорить, он должен сыграть так, чтобы у ученика глаза засверкали, чтобы ему тоже захотелось этому научиться. Важно,чтоб с каждого урока ученик выносил что-то новое. Поэтому для каждого занятия придумываю что-то. Недавно сочинил пьесу. Темы взял из классики идетского репертуара. Просто представил, как написали бы Моцарт и Вивальди, если бы они творили в наше время. Есть у меня пьеса «Славянская плясовая», вкоторой соединил три народных танца – русскую барыню, украинский гопак и белорусский крыжачок.- Как вы думаете, есть ли в современной жизни место народной музыке?- К сожалению, народная музыка сейчас несправедливо забыта. Необходима ее пропаганда. С детских лет нужно прививать к ней любовь. Как ни удивительно,но за границей нашу музыку знают лучше, чем у нас, и любят больше. Раньше люди были творцами культуры, сейчас стали ее потребителями.Традиции забываются. А вот во многих странах Европы замечал, что их стараются сохранить. Например, во Франции, Германии, где в школьной программе обязательно обучение игре на народном инструменте. А в такой маленькой стране, как Швейцария, только представьте – 500 оркестров аккордеонистов! Есть специальные кафе аккордеонистов, где любой желающий за чашкой чая может послушать их игру и поиграть сам.У нас же гармонист воспринимался как весельчак, который только и мог сыграть барыню или страдания или играть на свадьбе. Но я считаю гармонь уникальныминструментом с уникальными возможностями. Ни один другой инструмент не может так передать звуки, на ней можно сыграть все – от народной музыки доклассики. Вот, послушайте, гармонь даже умеет дышать. Сейчас, кстати, мои ученики играют на гармони в Большом зале консерватории и в Концертном залеимени Чайковского.-Как приходит вдохновение?- По-разному. Главное, чтобы никто не мешал. Вот сегодня солнечный, по-настоящему весенний день. От этого радостно на душе, ты полон оптимизма. Втакие моменты хочется написать что-то доброе. Но бывает, проснешься, за окном тучи, серое небо, и музыка тоже рождается грустная и печальная.Я различаю в искусстве ремесленников и художников. Первые работают только ради денег, вторые - длядуши. Ведь что такое написать партитуру? (ЕвгенийПетрович показывает огромный лист с нотами. - Н.Л.). Нужно для каждого инструмента придумать ноту, прописать ее. Но когда пишешь, ты ведь неслышишь. Это музыка, которая внутри, и ты слышишь ее внутренним слухом.Работа композитора специфическая, ты обрекаешь себя на подвижничество. Ты зависишь от музыкантов, от того, как они оценят твое произведение и сыграютего. Если ты не подаришь музыку, ее не услышат.-Как считаете, музыке учиться никогда не поздно?- Однажды старушка из Швейцарии, которой было 93 года, увидела мое выступление и загорелась желанием научиться играть на гармони - и научилась.Так что учиться никогда не поздно!Орловская среда № 48 от 18 марта 2009