Внук Ивана Маланина вырос под «присмотром» слепого деда. © / Василий Матвеюк / АиФ
В годы Великой Отечественной войны была популярна радиопередача «Огонь по врагу», автором которого был Иван Маланин – легендарный сибирский баянист. Музыкант-виртуоз много гастролировал, а его концерты пользовались невероятным успехом. Обделенный даром видеть, Иван Иванович удивительно остро и точно ощущал публику, передавая свои чувства при помощи музыки. Кроме баяна, музыкант прекрасно играл на фортепиано, гитаре, скрипке, флейте, ударных инструментах. Он собирал полные залы и в столице, и в сельской глубинке. На днях исполняется 120 лет со дня его рождения.Корреспондент «АИФ–Новосибирск» встретился с внуком баяниста Георгием Маланиным, который живёт в Москве.
Василий Матвеюк, «АиФ-Новосибирск»: Вы, как говорится, выросли на руках у дедушки. Каким вы его запомнили?
Георгий Маланин: Это был замечательный человек, я всегда был под его «присмотром», хотя он был незрячим.
-Дед от рождения был слепым или повредил глаза позже?
– От рождения. Родители мне рассказывали, что моя прабабушка, будучи беременной, решила спуститься в погреб за кринкой молока, которое там хранилось в прохладе. Нечаянно поскользнулась и упала с лестницы. Это падение стало роковым для её последнего ребёнка. Говорят, оно было настолько серьёзным, что от удара прямо в утробе матери у него вытекли глаза и он появился на свет уже полностью слепым. Я его помню с того времени, когда ему было, может быть, лет пятьдесят пять. У него вместо обычных глаз были протезы, которые он хранил в специальной медицинской коробочке. Глазные протезы он использовал, как правило, вне дома, на концертах или когда приходили гости. Удивительным было то, что дедушка зачастую обходился без помощи других, свободно ориентировался в пространстве. Отсутствие зрения сильно обострило его слух и осязание. Иногда казалось, что дедушка вовсе и не слепой.
– Правда ли, что счастливый случай и добрый человек помогли вашему деду стать знаменитым не только на всю Сибирь, но и на всю страну гармонистом?
– Мои прабабушка и прадедушка родом из маленького городка Троицк Иркутской области. Отец был простым рабочим. При этом в семье было 18 детей. Естественно, ни о каком музыкальном образовании и даже об обучении грамоте слепого мальчика не было и речи. Дедушка самостоятельно научился играть на маленькой гармошке в три года, а в пять освоил уже взрослую гармонь. Однажды, когда Ване Маланину было семь лет, его игру на сельском празднике услышал владелец местного винокуренного завода по фамилии Потушинский и решил, что талантливому мальчику нужно помочь. Родители не стали противиться и отдали его в руки мецената. Он устроил моего деда в Иркутскую школу-интернат для незрячих детей. В этой школе Иван Маланин получил полноценное музыкальное образование, став скрипачом. Параллельно дед освоил игру на фортепиано, что дало ему возможность проявить свой талант ещё ярче. В Иркутске он устроился тапёром в кинотеатр, где игрой на фортепиано сопровождал немые фильмы. Эта работа требовала от него умения подбирать по слуху, импровизировать. У него это получалось замечательно.
Мой дед, кстати, хорошо пел. Этому его научила одна из преподавательниц частной музыкальной школы, бесплатно давая ему уроки вокала.
– Ваш дед всё-таки прославился как виртуозный гармонист и баянист…
– Дед обладал необыкновенным талантом, поэтому без труда осваивал новые музыкальные инструменты. Известно, что уже в двадцатых годах прошлого века он играл как на гармошке, так и на баяне. В 1927 году, например, на одном из конкурсов он завоевал первое место, тогда ему вручили серебряный жетон в виде пятиконечной звезды с надписью «Лучшему гармонисту». Через два года, уже в Новосибирске, он стал лауреатом этого же конкурса, став обладателем золотого жетона «Лучшему баянисту». В эти годы его исполнительское мастерство стало достоянием огромного числа радиослушателей, поскольку он был принят на Новосибирское радио солистом.
– Говорят, что ваш дед аккомпанировал самой Лидии Руслановой?
– В годы Великой Отечественной войны Иван Маланин стал автором радиопередачи «Огонь по врагу!», которую он вёл на Новосибирском радио вместе с артистами эвакуированного в наш город Ленинградского академического театра имени Пушкина. Когда они звучали, улицы Новосибирска пустели, все спешили к радиоприёмникам.
Слепота не мешала гармонисту Маланину вместе с творческой бригадой передачи «Огонь по врагу!» выезжать на фронт, хотя к тому времени он уже был немолод. Дед был и постоянным участником шефских концертов в эвакогоспиталях.
Радиопередача сдружила его с известными артистами страны того времени. К примеру, крепкой была его дружба с артистами из Ленинграда. Каждый раз, когда театр имени А. Пушкина приезжал в Новосибирск, друзья спешили встретиться с ним. Он аккомпанировал многим певцам, в том числе Лидии Руслановой и Леониду Утёсову.
Своим учителем называл деда известный музыкант, народный артист России Геннадий Заволокин. В одном из интервью он сказал: «Невозможно представить Сибирь без Маланина. Я и сам пошёл от его «Подгорной». Он влил в меня часть своей души». Братья Заволокины посвятили моему деду песню «Сыграй, Иван Иванович, «Сибирскую подгорную».
– А что вложил в вашу душу ваш знаменитый дед?
– Благодаря тому, что он был довольно известным, я имел возможность часто посещать оперный театр. Театр был для меня своеобразной школой, где я постигал уроки начальной музыкальной подготовки. Только одну оперу «Руслан и Людмила» посмотрел раз десять, не меньше. В театре меня все знали, и попасть на концерт для меня было несложно. Любил смотреть и оперетту. К нам в город приезжали и другие театры. Признаюсь, простому смертному вольно посещать такие представления было не так просто, а вот мне, над которым витал ореол дедовской славы, всё это давалось легко.
Когда я учился игре на фортепиано, дед был у меня вторым наставником, конечно, после учителей, которые со мной работали. Он всегда указывал на мои ошибки – просто сидел и слушал, как я играю.
– Вы стали военным, а не продолжили династию Маланиных-музыкантов. Почему?
– Я пытался стать музыкантом, даже подавал документы в училище. Но, поразмыслив, понял, что это не моё призвание. Об этом сказал маме. Она ответила: «Насильно хорошему научить нельзя», и я забрал документы. В итоге ушёл в армию. Отслужив два года, убедился, что хочу стать, как и отец, военным. И стал им. Окончил высшее командное инженерное училище ракетных войск стратегического назначения.
– История вашего знакомства с женой необычная. Поведаете?
– Здесь, в Новосибирске, я познакомился со своей будущей женой. Во второй раз. Давным-давно, ещё детьми, мы с нею жили в одной квартире. Дело в том, что наши с Еленой Борисовной семьи – военные. В 1970 году отца перевели в Ашхабад. А отца Лены – из Омска в Новосибирск. Наша семья должна была выехать из квартиры, а семья Лены – въехать в нашу, освободившуюся. Но отъезд затянулся, и мой отец, Дмитрий Иванович, предложил омичам временно поселиться у нас. И вот новые жильцы с маленькой дочкой переехали к нам. Вот так мы и познакомились. Елена должна помнить, как она ползала на коленях моего деда, который её нянчил, рассказывал сказки, пел детские песенки.
Потом наши пути разошлись, и однажды мы встретились снова, теперь уже навсегда. С той поры прошло 63 года, а вместе мы живём уже 42 года.
– А как закончил свои дни ваш дедушка?
– Жизнь разбросала нас всех по разным городам. Дед и бабушка жили в Новосибирске со своей дочерью Татьяной Ивановной. Известие о смерти деда застало меня в Бологом, где я был в отпуске. Боец принёс нам с отцом телеграмму с печальной вестью. Отец сразу улетел в Новосибирск, а я должен был вернуться к месту службы. Деда похоронили в Новосибирске. Потом рядом с ним появились могилки: сначала бабушки – Нины Дмитриевны, затем их дочери – Татьяны Ивановны.
Родился 15 января 1897 года в селе Троицк ныне Заларинского района Иркутской области. Легендарный слепой баянист. Почётный радист СССР. В сентябре 1927 года победил на конкурсе гармонистов и баянистов в Томске и получил золотой жетон «Лучшему гармонисту». В 1929 году на конкурсе гармонистов и баянистов в Новосибирске также был удостоен золотого жетона. Умер 15 июля 1969 г. в Новосибирске.
Источник