Выпьем за победу! У стен Рейхстага. 1945. Фото М.Редькина
Н.Д. Белов (1912-1988) переселился в г. Бор из Вологодской области Кирилловского района село Куконцы. Расположены Куконцы в 130 км к северу от г. Вологды и примерно в 600 км от Москвы и Санкт-Петербурга. Богатая бабушка в Петербурге содержала наемных работниц, которые плели вологодские кружева. У бабушки было 2 сына. Один умер на Севере, а Дмитрий, чтобы не раскулачили, стал председателем колхоза.
Николай Дмитриевич, приехав в г. Бор перед войной, сначала купил маленький дом на ул. 8 марта. Женился на Александре Дмитриевне из деревни Касаниха Богородского района. Супруга Белова Н.Д. активно участвовала в семейном ремесле изготовления кустарных гармоней: помогала варить чёрный столярный клей в котелке и томила его в духовке, шила меха, делала украшения на корпуса гармоней. Проводив мужа на фронт, Александра осталась с сыном Геннадием на руках и работала швеёй. Во время войны шила парашюты и военную форму. Второй сын Юрий родился у Беловых после войны.
Н.Д. Белов был призван на фронт в августе 1941 г. Был шофером мостовой роты136 Отдельного Моторизованного Понтонно-Мостового Батальона, дошел до Берлина. Имеет медали: За Отвагу, За взятие Берлина, За Освобождение Варшавы.
В интернете на сайте Память народа есть описание подвигов, за которые гармонный мастер Белов был представлен к награде Орден «За Отвагу». Почитаем эти описания в наградных листах красноармейца Белова Н.Д.:
ПОДВИГ 1:
В ночь 6 июля 1944 г. батальон в районе 1 км севернее Малиновки и в 18 км на северо-восток от г. Минска подвергся нападению со стороны окруженной группировки противника, пытавшейся вырваться из кольца окружения. Автопарк батальона находился в опасности и мог быть поврежден огнем противника. Шоферу красноармейцу Белову Н.Д. по приказу командира батальона было дано задание отвести специальную машину из зоны автоматного огня. В тот момент, когда автомашина выходила из леса с колонной других автомашин, группа автоматчиков открыла огонь по автомашинам. Красноармеец Белов, не теряя самообладания, организовал группу шоферов для обороны и активными действиями уничтожил 10 человек немцев, остальные 15 человек разбежались. Благодаря самоотверженности, находчивости и храбрости шофера Белова Н.Д. автомашины были выведены без повреждения в безопасное место. На своей машине шофер Белов за период наступления проделал путь 3710 км без аварий и повреждений машины. Достоин награждения медалью За отвагу.
Командир батальона майор А. Щербина 24 авг. 1944 г.
Подробнее: Николай Белов - вологодский гармонный мастер
На юге России наигрыши на елецкой рояльной гармонике в настоящее время занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. По степени владения инструментом в традиции выделяются два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра показательна в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции.
Традиции игры на елецкой рояльной гармонике бытуют на территории Липецкой области (Измалковский, Красненский, Лебедянский, Елецкий, Задонский, Липецкий, Тербунский, Грязинский, Хлевенский, Усманский, частично Добровский, Долгоруковский, Добринский районы), а также в северных районах Воронежской области (Нижнедевицкий, Семилукский, Рамонский, Верхнехавский, Новоусманский). Такие данные были получены в результате экспедиционной работы преподавателей и студентов-этномузыкологов Воронежской государственной академии искусств (1994–2009 гг.) под руководством Г.Я. Сысоевой и Санкт-Петербургской государственной консерватории (2009–2013 гг.) под руководством Г.В. Лобковой.
Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований. Наиболее распространенное, бытующее на всей территории и относящееся ко всем конструктивным моделям инструмента название – рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью. Встречается и название русская гармонь. Конструктивные модели рояльной гармоники носители традиции определяют, включая в название все характеристики инструмента, например: рояльная шестипарка с полутонами.
Рояльные гармоники делались в основном на заказ одним мастером, который лично отвечал за качество инструмента, должен был в совершенстве владеть всеми тонкостями гармонного производства. В 1920-е годы в городе Ельце на государственной основе и под руководством мастеров – братьев Ивана и Алексея Черных – была открыта мастерская по производству елецких рояльных гармоник. На ней одновременно трудилось до 60 человек.
Ряд конструктивных особенностей позволяет отличить рояльную гармонику от других разновидностей. К основным признакам относятся два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.
Подробнее: Традиции игры на Елецкой рояльной гармонике в Липецкой и Воронежской областях
Концерт в честь юбилея - 90 лет со дня рождения СОЛОПОВА МИХАИЛА ГРИГОРЬЕВИЧА. Легендарный человек,прошел войну,был директором Брестского музучилища,среди выпускников были Ханок,Корнелюк. Отличный педагог...
Исполняет национальный оркестр нар. инструментов,худ.руководитель и дирижёр -профессор,народный артист Белоруссии КАЗИНЕЦ МИХАИЛ АНТОНОВИЧ.
26 ноября 2014 года, филармония г.Минска.
Страница 85 из 296