- Записывай адрес, записывай! Улица... дом.... квартира...- А кто там живет?- Виталий Алексеевич Кириллов , гармонист-коллекционер, реставратор. Хороший материал должен получиться, ну, давай, дуй! Фотографа не забудь!...Вот мы и на месте - дом, нужная квартира. Робко стучимся. За дверью - какой-то шорох. Наконец дверь открывается, на пороге пожилая женщина, небольшого роста, в белом платке и переднике.- Здравствуйте, бабушка, нам бы Виталия Алексеевича.- Кого?- Виталия Алексеевича, он дома?- А-а. Дома, дома. Щас позову.Вот и хозяин - сухонький, седой старичок лет 70-ти, в домашнем вязаном свитере и мягких валенках. Высокий лоб пересечен морщинами, кустистые брови наползают на уставшие мудрые глаза, с какой-то непонятной, сказочной искоркой. С серьезным видом старичок интересуется, кто мы и по какому вопросу. Долго и внимательно сверяет фото в удостоверении с нашими лицами. И наконец приглашает в святая святых - комнату, которая одновременно служит мастерской, спальней и домашним музеем.
Подробнее: Виталий Кириллов
У людей старшего поколения к гармони отношение особое. Павел Васильевич Марзаев играть выучился сам в детстве, было это еще до вой-ны. Отец пообещал подарить ему гармонь за хорошую учебу в школе и подарил. О гармони в то время мечтали все мальчишки. Хороший гармонист был первым человеком на деревне, без него не обходилось ни одно гулянье, праздник, свадьба, веселил душу и утешал в печали нехитрый народный инструмент. Гармонисты перенимали друг у друга песни, мотивы, наигрыши. Знаменитую свою «марзаевскую цыганочку», которую никто так не играет, услышал Павел Васильевич когда-то в молодости по дороге из Казахстана на одной станции, где играл ее прохожий гармонист, после, несколько лет спустя, восстановил в памяти. Были в его судьбе, как и у многих из его поколения - нынешних 80-летних, раннее сиротство и тяжелый недетский труд, после войны учился в школе ФЗО в Юркине, где подростков обучали рабочим специальностям, была еще поездка на целину в Казахстан, но вернулся, долгие годы работал в лесу в Юркинском леспромхозе на разной технике. В этом краю нашел свою судьбу, осел в соседней с Юркином деревне Стрелке, даже на пенсии продолжил работать бульдозеристом на лесопункте.
Подробнее: Павел Марзаев, Дмитрий Демидов - Русскиe гармонисты
О музыке нужно писать нотами. Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре. С этим вполне согласен 77-летний житель села Супсех Анапского района Иван Трубецков. Однако он не может не констатировать: «Музыка — любовь моя! Я люблю музыку делать, люблю играть, люблю слушать… Женщины мои — жена и две взрослые дочери — считают это чудачеством, непрактичным увлечением, а я вот, честное слово, чувствую, что питаюсь музыкой, да-да, не только духовно, но и чисто физически…»
Подробнее: Иван Трубецков
Ускорился бег времени. Стремителен прогресс. На смену одним технологиям приходят другие - более совершенные. И это, вероятно, замечательно. Но с развитием прогресса, с трансформацией общества и изменением его ценностных ориентиров, национальная культура теряет что-то очень важное, системообразующее, - традиции, которые уходят корнями в глубь веков и являются основой любого искусства. Уходят в прошлое традиционные промыслы, которые нарабатывались несколькими поколениями мастеров. И удивительно, никакая современная техника, и технология не заменит тепла человеческих рук. Вещь, «сработанная», настоящим мастером несет в себе частицу его души и тепла, особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Профессию мастера-реставратора язычковых инструментов сегодня можно отнести к разряду исчезающих. И если мы не можем изменить ход времени, то в наших силах просто зафиксировать и передать тем, кто придет после нас…
Подробнее: Николай ХОДЫКО
Николай МОКРЕЦОВ, живущий в стандартной многоэтажке, своими руками буквально по винтику собрал ровно 50 гармоней.РОДОМ он из Лукояновского района. Детство было голодным. Пас коров, овец. В 17 лет ушел воевать с фашистами. Служить довелось в инженерно-технических войсках.Однажды под Кенигсбергом Мокрецов сооружал переправу через речку. Дали ему лошадь, подвозил бревна. Естественно, ночами, чтобы немцы ничего не заподозрили. Но зазевался — лошадь к фрицам ушла и уже на другом берегу реки разгуливает.Что делать? Пошел Мокрецов за ней. Ведь за потерянную животину спросили бы по всей строгости военного времени.Идет, а никто почему-то не стреляет. Тишина. Взял Николай Андреевич лошадь под уздцы, и тут из кустов трое немцев выскакивают. Сдаваться надумали. Автоматы свои протягивают… В общем, получил тогда Мокрецов медаль «За боевые заслуги».После демобилизации вернулся в родной город. Устроился на ГАЗ. «ЗИМ» выпускал, «Победу», «Волгу». Три десятка рационализаторских предложений внедрены при его непосредственном участии.Как-то забрел Мокрецов на рынок, в гармонный ряд. И захотелось сделать своими руками этот вроде бы нехитрый инструмент. Дома разобрал на детали гармонь, которая давно уже на антресоли пылилась, собрал новую. Получилась голосистая, мелодичная.— То, что на фабриках делают, не может сравниться с ручной работой, — говорит он. — Там сплошная штамповка, а я каждую деталь сам вытачиваю.Заказов у Мокрецова много. Хотя вроде бы сейчас в почете другие музыкальные инструменты. Но в народе по-прежнему гармонь любят. Едут к Николаю Андреевичу в Нижний Новгород из Барнаула, Москвы, Владимира. Даже на Камчатке играют его голосистые. А он продолжает экспериментировать. Сделал две гармони в одной. То есть совместил низкие и высокие тона. Никому еще такое не удавалось.— Хотелось бы оставить после себя хороших мастеров, — вздыхает 75-летний умелец. — Пытался создать группу в четвертом ПТУ — не получилось. Ну да ладно — буду обучать индивидуально. Творчество доступно всем. В наличии скетчмаркеры по очень привлекательным ценам.20.03.2003Сергей СтепановАргументы и фактыОригинал статьи опубликован по адресу: http://gazeta.aif.ru/online/longliver/18/22_01
Страница 294 из 295