Российская газета - Неделя - Средняя Волга № 190(8244)Почти двадцать лет назад закрылся единственный в регионе гармонный цех, выпускавший саратовские гармошки с колокольчиками. В тот момент казалось, что профессия умирает. К счастью, этого не случилось. Кто делает саратовские гармошки сейчас, выяснял корреспондент "РГ".
Сначала Олег Аристархов научился играть на саратовской гармошке, а уже потом занялся их производством Фото: Андрей Куликов/РГ
Гармошки, баяны, аккордеоны в этом помещении повсюду: на столах, стульях, в шкафах, на полу, на антресолях. Тут же инструменты для производства гармоней: от современных китайских станков до специальных старинных, доставшихся Олегу Аристархову еще от прежних мастеров.
...Первую гармошку Олегу Аристархову родители подарили в детстве, когда ему было лет пять. Дядя по матери, Владимир Урюпин - талантливый виртуоз-гармонист.
- Когда первый раз услышал, как дядя Володя играл на гармони, я был заворожен, и решил, что сам научусь играть, - вспоминает Аристархов.
На всю жизнь осталось детское воспоминание, как он заходит в комнату, а там на столе - гармонь. Это была тульская четырехрегистровая гармошка - родительский подарок.
Когда уходил в армию, отдал свою первую гармонь друзьям, которые ее, увы, потеряли. Следующий инструмент, осуществив давнюю мечту, купил себе только спустя почти два десятка лет. В Саратове у гармонистов традиционное место сбора - Детский парк, летом на свежем воздухе, зимой в библиотеке. Аристархов ходил туда постоянно пять-шесть лет, не пропускал ни одного воскресенья.
- Очень быстро научился играть на гармони, освоил многие народные песни: русские, украинские, иногда слов не знаю, но мелодию-то выучил, - говорит мастер. - Как-то меня не устроил один голос гармошки, разобрал, чтобы посмотреть, и, ох, наверное, зря я это сделал, потому что потом пошло-поехало, - продолжает он.
Сначала ремонтировал гармошки для себя, чтобы на них играть, потом через Интернет завязалась переписка с гармонистами со всей страны, появились клиенты. У Олега хороший музыкальный слух, и ему стали присылать гармошки для настройки.
Подробнее: Как в Саратовской области возрождают старинное мастерство
Предприятие «Зонта» выпускает баяны, гармони и аккордеоны с 2006 года. Здесь работают 25 человек, как и на «Фабрике фортепиано». Правда, выпускают все сами — от листа фанеры до готового инструмента. Даже самые мелкие детали — рычаги, клапаны, кнопки, толкатели и пружинки — делают на «Зонте». Поэтому и масштабы производства куда скромнее — около 60 инструментов в год.
В 2018-м, судя по заявкам от музыкальных учреждений по всей стране, требовалось обновить более 600 одних только баянов. На предприятие пошел поток заказов, пришлось даже расширяться.
Начальник производства Владимир Стасевич.— Спрос и сейчас значительно превышает предложение, потому что создать инструмент — трудоемкий ручной процесс, — рассказывает начальник производства Владимир Стасевич. — На изготовление одного баяна требуется три месяца. Инструменты мы производим индивидуально под музыканта. В линейке по размерам три типа баянов: «пионер», «медиум» и «гранд». Они отличаются друг от друга лишь урезанным диапазоном.
В Гродно «Зонта» закупает кожу для ремней и фурнитуру. Латунь, дюраль и алюминий также белорусские. Ель для резонансных частей инструментов — из северных районов страны.
— Некоторые детали и материалы закупаем за рубежом, — продолжает Владимир Стасевич. — Например, 2,2-миллиметровую кожу на басовые голоса — в Германии, натуральный перламутр на кнопки и целлулоид — в Италии, в Чехии — кусковую планку для комбинированного аккорда.
В баяне 2000 деталей. Одних только голосовых планок порядка 800 штук. Поэтому работа местных мастеров сродни ремеслу часовщиков: филигранная сборка даже самых мелких механизмов и узлов. Первый этап производства — подготовка, которую выполняют токари и фрезеровщики. Затем идет сборка правого и левого клавиатурных механизмов, клепаются аккорды. Далее мастера оклеивают резонатор и монтируют аккорд. Корпус инструментов не красят, а обкладывают целлулоидом. Этот материал вымачивается в ацетоне и специальным клеем крепится на корпус. Затем корпус полируется. Дополнительные украшения — по вкусу клиента. Например, «Харошкі» попросили нанести название ансамбля на меха гармони. Настройщик и вовсе уникальный работник — один на все производство. Он стачивает напайку на голосах. Делает и интонировку. Одна планка звучит в унисон с тюнером, а вторая повышается или понижается — так рождаются обертоны.
Подробнее: Белорусская фабрика "Зонта" продолжает производство баянов, аккордеонов и гармоней.
Страница 23 из 296