Родословная гармони-ливенки уходит в середину девятнадцатого века. Сегодня гармошка стала визитной карточкой Ливенского края 11.10.2020 12:31:00 КРАЕВЕДЕНИЕ Геннадий Рыжкин 129 просм.
Из историиНаверное, не было бы гармони-ливенки вообще, если бы две с половиной сотни лет назад петербургский мастер императорских театров Киршник не сделал первую гармошку: незатейливую, но издающую приятные звуки. Понравился невиданный дотоле инструмент петербуржцам и не только им. Когда оружейных дел мастер из Тулы Иван Сизов впервые услышал в 1830 году на Новгородской ярмарке гармонь и увидел, что ее слушали многие любопытствующие, смекнул: гармонное дело может принести барыши. Приехал домой, спешно организовал производство в мастерской. И пошла она в народ. Купил ее кто-то из ливенцев. Кто, наверное, никогда не узнать, но с уверенностью можно сказать: человек этот был не только предприимчивый, но музыкальный и мастеровой. Он не стал копировать купленный инструмент, а создал совершенно новую гармонь. В конце 60-х годов XIX века даже приехал в Ливны вятский мастер Шишкин, чтобы перенять опыт изготовления гармошек. Значит, было что перенимать.Ее стали делать и по селам. Искусным умельцем и виртуозным исполнителем считался человек по прозвищу «Крест» из села Остров, известен был Ершов из Парахино, делали ливенку в Здоровце и Речице. А И.С. Грудев из деревни Горюшкино организует мастерскую в Черкасской слободе и начинает делать инструмент на продажу. Тюрин, Нечаев, Мотин, Нестеров, Вахнов… — вот неполный перечень мастеров того времени. Даже в Петербурге начали ливенку делать. В газете того времени рекламировали гармошку, а заплатить за нее нужно было столько же, сколько стоили две коровы.В те времена начал делать гармошку и Федор Иванович Занин, привил любовь к ней сыну Ивану, который пристрастился к этому ремеслу в начале двадцатого века. Имел не только музыкальный слух, но и золотые руки, — считался непревзойденным мастером ливенок. Слух о нем разнесся далеко – он получил заказы от хора имени Пятницкого, оркестра народных инструментов Андреева. Работал от души, и названные коллективы благодарили уникального мастера.Звучала ливенка на ярмарках, праздниках и матанях, веселя душу, поднимая настроение. Поэт Сергей Есенин, наверное, любил ее, коли фотографировался с ней, воспевал в стихах и не раз:Играет ливенка раздольеНа все лады. Святая Русь!В ромашках выгон, жито в поле, -Какая может быть тут грусть.В 1938 году на выставке музыкальных инструментов СССР демонстрировалось аж 10 штук гармошек из Ливен! Но это уже было время заката ливенки. В Шуе, Туле стали делать гармошки фабричные и вытеснили они самобытный инструмент. Война окончательно поставила крест на промысле. В 40-50 годы прошлого века о ливенках совсем позабыли и, казалось, что уже никогда не возродится эта гармонь.
Подробнее: Второе рождение гармошки-ливенки
Российская газета - Неделя - Средняя Волга № 190(8244)Почти двадцать лет назад закрылся единственный в регионе гармонный цех, выпускавший саратовские гармошки с колокольчиками. В тот момент казалось, что профессия умирает. К счастью, этого не случилось. Кто делает саратовские гармошки сейчас, выяснял корреспондент "РГ".
Сначала Олег Аристархов научился играть на саратовской гармошке, а уже потом занялся их производством Фото: Андрей Куликов/РГ
Гармошки, баяны, аккордеоны в этом помещении повсюду: на столах, стульях, в шкафах, на полу, на антресолях. Тут же инструменты для производства гармоней: от современных китайских станков до специальных старинных, доставшихся Олегу Аристархову еще от прежних мастеров.
...Первую гармошку Олегу Аристархову родители подарили в детстве, когда ему было лет пять. Дядя по матери, Владимир Урюпин - талантливый виртуоз-гармонист.
- Когда первый раз услышал, как дядя Володя играл на гармони, я был заворожен, и решил, что сам научусь играть, - вспоминает Аристархов.
На всю жизнь осталось детское воспоминание, как он заходит в комнату, а там на столе - гармонь. Это была тульская четырехрегистровая гармошка - родительский подарок.
Когда уходил в армию, отдал свою первую гармонь друзьям, которые ее, увы, потеряли. Следующий инструмент, осуществив давнюю мечту, купил себе только спустя почти два десятка лет. В Саратове у гармонистов традиционное место сбора - Детский парк, летом на свежем воздухе, зимой в библиотеке. Аристархов ходил туда постоянно пять-шесть лет, не пропускал ни одного воскресенья.
- Очень быстро научился играть на гармони, освоил многие народные песни: русские, украинские, иногда слов не знаю, но мелодию-то выучил, - говорит мастер. - Как-то меня не устроил один голос гармошки, разобрал, чтобы посмотреть, и, ох, наверное, зря я это сделал, потому что потом пошло-поехало, - продолжает он.
Сначала ремонтировал гармошки для себя, чтобы на них играть, потом через Интернет завязалась переписка с гармонистами со всей страны, появились клиенты. У Олега хороший музыкальный слух, и ему стали присылать гармошки для настройки.
Подробнее: Как в Саратовской области возрождают старинное мастерство
Страница 23 из 297