Запись игры кирсановских гармонистов от организации ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга», Тамбов 2016 г. Довольно странный случай, когда материал имеет такой официальный статус, а информации никакой не предоставлено. Ну что ж, нам известно, что Кирсановский район относится к Тамбовской области, а значит на видео - тамбовская игра. Имена музыкантов, по вышеизложенной причине, неизвестны, но это ничуть не умаляет ценность данного видео. На нём запечатлена ярчайшая традиционная хромочная игра гармонистов пожилого поколения. Если кто-то из наших подписчиков располагает какой-то дополнительной информацией, будем рады увидеть её в комментариях.
Родословная гармони-ливенки уходит в середину девятнадцатого века. Сегодня гармошка стала визитной карточкой Ливенского края 11.10.2020 12:31:00 КРАЕВЕДЕНИЕ Геннадий Рыжкин 129 просм.
Из историиНаверное, не было бы гармони-ливенки вообще, если бы две с половиной сотни лет назад петербургский мастер императорских театров Киршник не сделал первую гармошку: незатейливую, но издающую приятные звуки. Понравился невиданный дотоле инструмент петербуржцам и не только им. Когда оружейных дел мастер из Тулы Иван Сизов впервые услышал в 1830 году на Новгородской ярмарке гармонь и увидел, что ее слушали многие любопытствующие, смекнул: гармонное дело может принести барыши. Приехал домой, спешно организовал производство в мастерской. И пошла она в народ. Купил ее кто-то из ливенцев. Кто, наверное, никогда не узнать, но с уверенностью можно сказать: человек этот был не только предприимчивый, но музыкальный и мастеровой. Он не стал копировать купленный инструмент, а создал совершенно новую гармонь. В конце 60-х годов XIX века даже приехал в Ливны вятский мастер Шишкин, чтобы перенять опыт изготовления гармошек. Значит, было что перенимать.Ее стали делать и по селам. Искусным умельцем и виртуозным исполнителем считался человек по прозвищу «Крест» из села Остров, известен был Ершов из Парахино, делали ливенку в Здоровце и Речице. А И.С. Грудев из деревни Горюшкино организует мастерскую в Черкасской слободе и начинает делать инструмент на продажу. Тюрин, Нечаев, Мотин, Нестеров, Вахнов… — вот неполный перечень мастеров того времени. Даже в Петербурге начали ливенку делать. В газете того времени рекламировали гармошку, а заплатить за нее нужно было столько же, сколько стоили две коровы.В те времена начал делать гармошку и Федор Иванович Занин, привил любовь к ней сыну Ивану, который пристрастился к этому ремеслу в начале двадцатого века. Имел не только музыкальный слух, но и золотые руки, — считался непревзойденным мастером ливенок. Слух о нем разнесся далеко – он получил заказы от хора имени Пятницкого, оркестра народных инструментов Андреева. Работал от души, и названные коллективы благодарили уникального мастера.Звучала ливенка на ярмарках, праздниках и матанях, веселя душу, поднимая настроение. Поэт Сергей Есенин, наверное, любил ее, коли фотографировался с ней, воспевал в стихах и не раз:Играет ливенка раздольеНа все лады. Святая Русь!В ромашках выгон, жито в поле, -Какая может быть тут грусть.В 1938 году на выставке музыкальных инструментов СССР демонстрировалось аж 10 штук гармошек из Ливен! Но это уже было время заката ливенки. В Шуе, Туле стали делать гармошки фабричные и вытеснили они самобытный инструмент. Война окончательно поставила крест на промысле. В 40-50 годы прошлого века о ливенках совсем позабыли и, казалось, что уже никогда не возродится эта гармонь.
Подробнее: Второе рождение гармошки-ливенки
Страница 22 из 296