Новосибирский гармонист Юрий Кочуров в свои 69 объехал на велосипеде Европу и Азию, а сейчас его путь лежит в Севастополь. На несколько дней он остановился у друга в Кабардинке и не мог не полюбоваться красотой Геленджика.
Многие мечтают путешествовать, объехать весь мир, но эти мечты так и остаются только мечтами. Возможно, людей останавливает страх перед неизвестностью или большими затратами. Ведь нужно где-то жить, чем-то питаться, и, конечно, в каждом уголке мира хочется осмотреть местные достопримечательности, что иногда требует немалых денег. Юрий оказался тем, для кого нет ничего невозможного. Ничто не мешает ему просто сорваться с места, взяв все самое необходимое, и отправиться навстречу новым приключениям.
По профессии Юрий Валентинович музыкант и преподаватель истории. Ещё в 80-х он нередко совершал путешествия на мотоцикле. В те времена его поездки ограничивались лишь республиками бескрайнего Советского Союза. С годами любовь к здоровому образу жизни возрастала. Активную деятельность без вредных привычек Кочуров начал в 55 — ходил в горы с друзьями. Во время одного из путешествий встретил пожилую пенсионерку, которая ехала одна на велосипеде из Твери до Архангельска и обратно.
— Подумал: а чем я хуже? И в 58 лет приобрёл велосипед-внедорожник, — рассказывает путешественник. — И уже на нём начал колесить по разным странам. Сначала проехал от Красной Поляны до Севастополя, затем по странам бывшего СССР. Дальше была Европа —не раз посещал Польшу, Словению, Сербию, Македонию, Австрию, Венецию в Италии, даже посетил святую гору Афон в Греции. Кстати, на Афоне в рамках поездки пешком в течение 48 дней совершил настоящее паломничество по монастырям.
Гармонь — неотъемлемая спутница путешественника. В своих поездках «артист на колёсах» дает возможность иностранцам насладиться звучанием этого прекрасного музыкального инструмента. Юрий Валентинович поет о России и победе нашего народа. Он знает весь народный репертуар, его выступления не обходятся и без частушек, в том числе и на современную тематику.
А у стен Рейхстага в Берлине пел «Катюшу» и День Победы. Благодарные иностранные зрители, по большей части туристы, окружили велосипедиста с гармонью, тепло воспринимали его песни и даже пытались подпевать.
Несколько самых незабываемых приключений довели путешественника до Вьетнама. Там он побывал 4 раза! Исколесил всю страну от Ханоя до Хошимина. Вьетнамцы его принимали как настоящего артиста, он со своей гармошкой даже выступал на избирательном участке на выборах Президента России в 2018 году в городе Муйне.
Его маршруты уже не отследить по магнитикам на домашнем холодильнике, так как на нём уже давно нет свободного места. Юрий также коллекционирует открытки и альбомы с видами городов, которые посетил. В его коллекции уже есть открытка из Геленджика. Впервые он побывал на нашем курорте в 2009-м. А приехав сюда спустя дюжину лет, был положительно удивлен переменами. Особенно восторгался красотой и чистотой набережной. Посетил канатную дорогу «Олимп» и сделал пешую прогулку к кресту на вершине Маркотхского хребта. Остался в восторге от Старого парка и его театра в Кабардинке. Велосипедист уверен: путешествия его закаляют, делают организм крепче и выносливее. А новые впечатления и знакомства не дают стареть мозгу.
Александр Бочнев
Источник: Геленджикская городская газета Прибой
«Можно я поиграю?» – такую просьбу часто слышит директор Солонешенского краеведческого музея Татьяна Беликова после экскурсии, посвященной коллекции гармошек. Она невелика, но за каждой – судьба, семья, история.
– Татьяна Григорьевна, а почему у посетителей появляется такое желание?
– Душа просит. Не цифровой музыки, а настоящей красоты. Если она звучит в человеке, он берет гармошку и играет. Или хотя бы пробует. Вы бы малышей видели! Они и приподнять инструмент еще не могут, а ручки уже тянут к живому. Знаете, что самое удивительное? Люди смотрят на наши гармошечки и через одного говорят:«У меня батя на такой играл» или «Мой дед их ремонтировал».
В разгар эпидемии «АП» оказывается единственным гостем музея. Это значит – можно не торопиться и не торопить собеседницу. Татьяна Григорьевна – сказительница, на каждый вопрос настоящего у нее есть ответ из прошлого. И прежде гармошечной мы услышали историю борьбы с инфекциями, в которой наши предки были успешнее нас. Сибиряки путешествовали с давних времен. Солонешенские мужики, к примеру, в Тибет за товаром ходили. А возвращались – колокольчик на въезде в село звенел. Предупрежденные, жены и дети закрывали ставни и двери. Хозяин сам распрягал лошадей, товар сгружал. В дом не заходил – отсиживался в карантине, в погребе или отдельной постройке. Еду сидельцу оставляли у порога в глиняной посуде. А к родным он возвращался, когда убеждался, что никакой азиатской заразы не привез. Эх, поучиться бы людям XXI века принципам разобщения у жителей XVIII–XIX.
Виктор Рябых, худрук местного Дома культуры и гармошечных дел мастер, гармонист из «золотой десятки» Алтая, участник съемок программы «Играй, гармонь!», человек, с которым мы мечтали познакомиться, ушел от нас на… Бащелак. Самая высокая гора Солонешья, в отличие от журналистов, вопросами не донимает.
Это он восстанавливает старые музыкальные инструменты, попадающие в музей и обретающие здесь вторую жизнь. Посетители часто недоумевают: меха явно прошлого века, а кнопочки – новенькие, ни одна не западает.
Дар Виктору достался по наследству от дядьев, выходцев из Воронежской губернии. Одному, Митрофану Жданову, после ранения на фронте левую руку по локоть ампутировали; второму, Василию Жданову, – правую. Вы думаете, братья бросили играть? Как бы не так! Вернувшись домой, наяривали вдвоем на одной гармошке так, что село заслушивалось.
Когда умирал гармонист – деревня не плакала. Считалось, надо радоваться, что душа, дарившая радость людям в земной жизни, отошла ко Господу. И на похоронах люди частушки пели примерно такие: «Гармониста хоронили – три гармошки хряпнули».
– Наши гармошечки, – открыв заветную витрину, Татьяна Григорьевна знакомит гостей с коллекцией: – С чего обычно все начинается? Кто-нибудь отдает нам инструмент отцов или дедов, извиняясь, как правило, при этом за то, что расстается семья с фамильным раритетом. Если играть на нем больше некому, пусть лучше он в музее стоит, чем на чердаке, среди хлама.
Гармошка русского строя, подписанная мастером Артёмовым. Была выставлена на «Авито» родными умершего владельца. Виктор Рябых поехал в город, чтобы осмотреть инструмент, а вскоре позвонил Беликовой: «Татьяна, ты не сможешь от нее отказаться. Гармошка-то из твоего родного Туманово».
Владелец – виртуоз Савелий Кузнецов и впрямь уроженец родного села Беликовой, но последние годы своей жизни провел в Бийске. Дети рассказали музейщикам, что очень хорошо играл их дед, погибший еще на карело-финской войне. Отец же был самоучкой. Эту гармошку русского строя он купил в 1980 году и с тех пор с ней не расставался.
Не каждый музыкант сыграет на такой. Известный народник из Чарышского Александр Головин, заехав как-то в Солонешное, про «артемовскую» сказал так: «Во всем крае людей, способных на ней играть, по пальцам одной руки пересчитать». Не потому, что она сложнее в освоении, чем другие виды гармоней. Просто гармонисты – «хромочники» в основном, а переучиваться всегда труднее, чем учиться с нуля.
Рояльная елецкая гармошка названа так потому, что у нее справа и слева клавиши, а не кнопочки. Узнав о такой, Беликова покой потеряла. В музее Заволокиных – есть, а у них в Солонешном – нет? Непорядок. Нашли, выписали, получили. Оказалось, меха у нее бумажные. Не для рьяных исполнителей. Виктор Рябых поиграл – и в витрину вернул. А потом приехал к родне на Алтай Александр Богданов из Липецка, тоже музейщик кстати, зашел к солонешенским коллегам и обрадовался: Елец, родина рояльной гармошки, – это отчие места, но там такого экземпляра не встретил, а нашел в Сибири.
Инструмент почти всегда переживает своего хозяина, как Фёдора Яранкина например, 1894 года рождения, из казачьей семьи. Был он совхозным управляющим, переезжал из села в село, и всегда его гармошечка была при нем. С ней на фронт ушел, с ней и вернулся.
После Великой Отечественной войны прижились на Руси баяны да аккордеоны трофейные, привезенные фронтовиками, вытеснив свою «сестру»-народницу в музейные экспозиции. Но попадет такая скромница в руки мастера – и ответит ему лихой удалью, застучит дроботушками, зальется ядреной деревенской частушкой…
Источник
Страница 13 из 296