Четверть века назад в Рязани появился клуб «Играй, гармонь». Тогда вряд ли кто-то строил планы на десятилетия, а случилось почти невероятное – сегодня концерты клуба собирают полные залы, на них съезжаются гармонисты из соседних регионов, набирает обороты фестиваль гармонистов в сараевском селе Можары, и в планах у основателя клуба Вячеслава Земченкова – организовать такие фестивали по всей Рязанской области.

Вячеслав Николаевич Земченков – гармонист «золотой десятки России», дважды лауреат Всероссийского конкурса имени Геннадия Заволокина. По профессии – режиссер массовых праздников, по призванию – ведущий программ и руководитель рязанского клуба «Играй, гармонь». Организовал и провел за свою жизнь более 8 тысяч различных концертов.

Неожиданный звонок

– Здравствуйте, Евгения, это Земченков из клуба «Играй, гармонь». Двадцать пять лет назад вы написали про нас первую статью. Вот, мы дожили до юбилея, приглашаем вас на концерт.

Честно говоря, от этого звонка я растерялась – не помнила, о чем тогда писала, да и от самого концерта четвертьвековой давности остались только обрывки воспоминаний – ощущение какой-то звонкоголосой суеты, толп народа вокруг гармонистов в фойе ДК станкозавода…

И вот – юбилейный концерт в МКЦ. Удивительное дело – совсем другие времена, уже давно вокруг другие песни, но у зрителей такой же праздник, и такой же переполненный зал, и точно так же в фойе люди окружают гармонистов, и перед концертом, и после…

Я сидела в зале и с интересом смотрела на происходящее на сцене – гармонисты-виртуозы, в большинстве простые самоучки, творили чудеса, главным из которых была даже не сама искусная игра, а какое-то торжество русской гармони с ее звонким заливистым голосом, бисерной россыпью мелодий и той особой энергетикой, которая рождает в тебе чувство «развернись, душа!»

7 фактов о гармошке

• В России распространено мнение, что гармонь изобретена в Германии, а в немецкой Википедии гармонь называют русским изобретением.

• В годы Великой Отечественной войны на фронт были отправлены десятки тысяч гармоней для поднятия боевого духа русских солдат.

• Лучшими гармонями считаются любительские самодельные с подписью мастера. Стоимость такой гармони – несколько сотен тысяч рублей.

• Делает мастер по одной гармони в год.

В отличие от заводских гармоней, где используется алюминий, у ручных внутренности сделаны из меди. Это придает особую окраску звуку.

• У гармонистов считается, что купить гармонь работы известного мастера – это как купить мерседес. Только машина с годами дешевеет, а такая гармонь – дорожает.

• Гармошки различаются по строю. Чтобы два гармониста могли играть вместе, строй их гармошек должен совпадать.

• У традиционной гармони – одна тональность, 
25 кнопок, три полутона.

Запрет на гармошку

Вячеслав Земченков помнит времена, когда гармошка попала в немилость. Молодой худрук сельского ДК, он ездил по селам с агитбригадой и однажды услышал от какого-то начальства: «еще раз увидим тебя с гармонью…»

– Гармошку тогда нельзя было брать на концерты, вообще человеку, связавшему себя с культработой, нежелательно было афишировать, что ты играешь на гармони. Считалось неудобным играть на простом инструменте. Вот баян, аккордеон или пианино – другое дело.

Позже в стране закроются целые предприятия, которые занимались производством гармоней. Именно тогда было положено начало политике стыдливого отказа от собственных корней…

Возвращение гармони

Первый конкурс «Играй, гармонь» в Рязани состоялся в 1987 году. Земченков работал худруком ДК станкозавода, это было время расцвета самодеятельности, фестивалей, конкурсов. На заводе тогда были гармонисты. И у каждого из них – свой круг знакомых с гармошкой. Отобрали человек пятнадцать, с месяц репетировали, а на конкурс пришло сорок пять! Концерт длился три с половиной часа, а потом продолжился в фойе.

Со временем осмелели и те, кто раньше стеснялся играть на людях, из районов народ подтянулся, учились играть друг у друга.

Удивительно, но в результате по части гармони Рязань оказалась впереди России всей.

Посудите сами: только у нас в Рязани на концерты гармонистов-любителей собираются такие полные залы. Больше нигде такого нет! Летом в выходные в Наташином парке с шести вечера и пока не стемнеет до двухсот человек приходят поиграть и послушать гармонь. Самое интересное, что те, кто в Москве в Измайловском парке по воскресеньям играет и собирает сотни человек, – они почти все из Рязани. И даже такой факт – в том же Измайловском все продавцы настоящих гармошек ручной работы – рязанцы.

Ну и по всероссийскому конкурсу «Играй, гармонь» имени Геннадия Заволокина можно судить о рязанском напоре – с первой попытки в 2006 году рязанцы Земченков и Симонов стали его лауреатами, а Жаров – дипломантом.

Вячеслав Николаевич Земченков – гармонист «золотой десятки России», дважды лауреат Всероссийского конкурса имени Геннадия Заволокина. По профессии – режиссер массовых праздников, по призванию – ведущий программ и руководитель рязанского клуба «Играй, гармонь». Организовал и провел за свою жизнь более 8 тысяч различных концертов.

«Наш генерал»

Сегодня почти все участники рязанского клуба – люди с высшим образованием. Многие имеют по нескольку гармоней ручной работы. Играют на слух. По нотам – только Михаил Коломыцев, но он профессиональный музыкант, солист Москонцерта, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Михаил – это особое явление в клубе гармонистов, потому что он своей игрой абсолютно опровергает представление о гармони как об инструменте скромных, ограниченных возможностей. Он играет на гармони классику, народные мелодии, на юбилейном же концерте, к восторгу зрителей, исполнил джазовую композицию.

Вообще на концертах клуба собираются самые разные люди. Схватывающий напевы на лету Артем Аникин. Левша Сергей Кирюшкин, играющий на перевернутой гармони. Семидесятипятилетний «дядя Вася» Луковников со своей настоящей, невыученной, игрой, которую он, как в клубе говорят, всю жизнь по кнопочке собирал. Потрясающей задушевности Александр Дмитриевич Канунников с огромным сольным репертуаром – от рекрутских песен до «Ой вы, кони, кони вороные» и поднимающей зал знаменитой «Я люблю тебя, жизнь». Собиратель фольклора Борис Ефремов со своими студентками из Гнесинки. Об их ансамбле «Огородная слобода» можно сказать – все гениальное просто. Простые, без вычурности костюмы, сдержанные танцевальные проходки, красивые голоса и… соломка, береста, коса, валек в роли музыкальных инструментов, дополняющих гармонь. Здесь же и лауреат заволокинского конкурса Николай Казов из Луховиц, и гармонист «золотой десятки» Николай Турусов из Саранска, и Василий Александрович Юрьев, выход которого объявляют так: «Наш генерал». Он и есть генерал, но на сцене, с гармошкой, он становится представителем русской народной культуры, как и все другие участники и гости клуба, которых невозможно перечислить в одной статье.

Встретимся в Можарах

За четверть века клуб дал сотни концертов, в том числе – сольных. Стал постоянным участником всероссийского фестиваля «Есенинская Русь», луховицкого фестиваля «Играй, гармонь». Не перечесть городских и областных мероприятий, куда музыкантов клуба приглашают выступить как яркую и колоритную творческую бригаду.

Особая тема – новый фестиваль в сараевских Можарах, который стартовал в 2010 году в дни юбилея села и будет проходить этим летом уже в третий раз. Готовят программу фестиваля сами гармонисты – приезжают на своих машинах из Рязани, Саранска, Москвы, Луховиц. Для зрителей вход в сельский клуб – бесплатный. Зал набивается битком.

– Меня все спрашивают: «Славка, ты на этот год приедешь?» Конечно, приеду! Там – это особое. Выхожу в зал и вижу – вот тетя Маша, а дядь Коля у нее уже умер, вот Татьяна, сорок лет не виделись. А какие лица мудрые. Я всех этих людей вижу перед собой, ведь у нас не концерт – у нас праздник. Концерт – это выступили, откланялись, ушли. А между нами нет этой стены, – говорит Вячеслав Земченков…

Блиц для Вячеслава Земченкова

Что для вас значит частушка?

– Четыре строчки вместо целой эпопеи.

«Со знакомой Клавою

Я вдоль про речке плаваю

А причалить не могу

С палкой муж на берегу».

Согласитесь, можно развернуть в интересный роман.

Где вы берете частушки?

– В рязанском клубе «Играй, гармонь» действует правило – частушки у каждого свои. Спеть чужие можно, но это неэтично.

Не боитесь хулиганства на концертах?

– После работы с Заволокиными я вывел правило – в зале с частушками работать очень аккуратно. Ну а уж в народе после концерта – как пойдет.

Частушки с матом – как к ним относиться?

– Как к художественному произведению.

Главные темы частушек?

– Старинные рекрутские: «Дадут шинель, дадут худуя, вспомнишь маменьку роднуя». Женщины о мужчинах, мужчины – о женщинах. Теща. Мужское хвастовство. А если взять эпохально – революция, колхозы, война, целина, перестройка – то в частушке отражается вся наша жизнь.

 

Евгения Сорокина

13/05/2012

Источник

Войдите чтобы комментировать


Василий Ищенко аватар
Василий Ищенко ответил в теме #20265 12 года 21 ч. назад
Споклоном василий Ищенко Ханты мансийск