Юношеские годыГеоргий Титович Тышкевич родился 13 (26) мая 1907 г. в Белоруссии - в деревне Кармановке Белыничского района Могилёвской области. Его родители - Тит Мефодиевич Тышкевич и Мария Николаевна Тышкевич (в девичестве - Королева). В настоящее время дер. Кармановка относится к Эсьмонскому сельсовету Белыничского района Могилёвской области Белоруси.
Георгий в семье был самым младшим, кроме него в семье было еще 4 дочери (Мокрина, Анна, Федора и Наталья) и 4 сына (Фёдор, Николай, Михаил, Самуил - умер в двухлетнем возрасте). Многодетная семья жила очень бедно и отцу часто приходилось выезжать во многие города Белоруссии в поисках заработка. Только после 1917 г. материальное положение семьи значительно улучшилось.Карта Могилёвской губ.С малых лет Георгий слушал отца, который играл на скрипке, любил слушать белорусские и русские народные песни, исполняемые местными певцами и гармонистами обычно на свадьбах и вечерах. С 10 лет начал самостоятельно учиться играть на двухрядной гармонике немецкого строя, на которой играл его брат Николай. Вскоре выучил "Светит месяц", "Во саду ли в огороде", "Коробочку", "Выйду ль я на реченьку" и др. песни. Через год он уже играл народные танцы: гопак, лявониху, барыню и др., а также бальные - краковяк, падэспань, тустеп, белорусскую польку, вальс "На сопках Манчжурии" и др.СвидетельствоВ 1923 г. старший брат Фёдор подарил ему изготовленную им трёхрядную хроматическую гармонику 37х36 (полубаян), на которой Георгий стал учиться играть по нотам сначала с помощью Фёдора, а затем по самоучителям игры на баяне Н. Герасимова, И. Гладкова и А. Голубева. Вскоре он уже хорошо играл на этой гармонике и считался лучшим гармонистом на селе.СамоучителиОсенью 1926 г. Георгий поступил в Белыничскую школу крестьянской молодежи. В школе и в районном клубе Белыничи играл на вечерах песни и танцы. Иногда по воскресеньям он выезжал в деревни и села для проведения "Дня крестьянской молодежи" и скоро стал одним из известных гармонистов в районе.15 июля 1926 г."…В 1926 году комсомол взял шефство над гармоникой. Была поставлена задача - использовать в культурно-просветительской работе любимый народный инструмент - гармонику. Лозунг: "Гармонику на службу комсомолу", дополненный позднее лозунгом "Гармонику - на службу советской общественности", характеризовали гармонику по-своему, не только как инструмент для развлечения и отдыха, но, прежде всего, как помощника народа в построении нового, социалистического общества. Приняв "шефство" над гармоникой, комсомол приступил к выявлению кадров гармонистов, организации смотров самодеятельности и конкурсов затейников…"Слёты гармонистов в 1926 г. проходили по всей стране. На селе чаще всего это был однодневный слёт-конкурс. В конце 1926 г. в Белыничах был организован районный конкурс гармонистов, на котором Георгий занял первое место. По решению жюри он был допущен на первый окружной конкурс гармонистов, который состоялся 14 февраля 1927 г. в г. Могилёве. На конкурсе Георгий занял 2-е место и за наилучшее исполнение музыкальных произведений на гармонике получил приз - ручные часы.14 февраля 1927 г.В июле 1928 г. после окончания школы Георгий уехал в г. Борисов, где поступил рабочим на железнодорожную ветку (7-й участок отделения пути Московско-Белорусской железной дороги). В июне-июле 1929 г. он работал чернорабочим в Белгосстройтресте на постройке спичечной фабрики и одновременно учился в вечерней школе для взрослых.15 червеня 1928 г.Осенью 1929 г. он поступил в Минский химический техникум на лесохимическое отделение. Сочетая учёбу с производственной практикой, никогда не расставался с баяном, и, как прежде, участвовал в художественной самодеятельности, играл на вечерах.19 июня 1930 г.В 1931 г. на одном из вечеров Георгий встретился с композитором И.И. Любаном, который предложил ему работать баянистом в Минском радиокомитете (Комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК БССР). С февраля 1930 г. по июнь 1932 г. он выступал в концертах по радио в Минске.15 августа 1930 г.В июне 1932 г. Г. Тышкевич окончил техникум и с 1 августа был направлен на работу на Борисовский канифольный завод, где работал лаборантом, а затем техником-рационализатором.1932 г.В ноябре Г. Тышкевич был призван в РККА. В армии он служил в 3-м учебном полку танковой части в команде одногодичников (недалеко от м. Старые Дороги, БССР). По окончании службы ему было присвоено воинское звание командира взвода. В полку Георгий был единственным баянистом, и ему часто приходилось играть на вечерах и в праздничные дни, а также сопровождать игрой на баяне кинокартины - в то время звуковых кинофильмов было ещё очень мало. Летом 1933 г. в местной армейской газете была помещена его фотография под названием "Баянист-активист" N-ской части".После службы в армии Г. Тышкевич вернулся в Минск и в январе 1934 г. по рекомендации И.И. Любана снова поступил на работу баянистом в Минский Радиокомитет, где участвовал в передачах и в концертных выступлениях перед жителями многих районов Белоруссии. В концертах исполнял "Турецкий марш" В. Моцарта, "Чардаш" В. Монти, вальс из оперы Ш. Гуно "Фауст", попурри из белорусских песен и др.В 1933-1934 гг. на гастроли в Минск приезжал "Первый в СССР симфонический оркестр гармонистов" под управлением дирижера Л.М. Бановича. Оркестр исполнял произведения В. Моцарта, Л. Бетховена, Ж. Бизе, М.М. Ипполитова-Иванова, С.С. Прокофьева, А.К. Лядова и др. В концертах выступал баянист Л.А. Мессин-Поляков, который на выборном баяне исполнял произведения Л. Бетховена, М.И. Глинки, Э. Грига и др. Выступление этого коллектива произвело на Г. Тышкевича большое впечатление.Для дальнейшей работы в Радиокомитете необходимо было иметь более обширный репертуар, разучивать новые произведения и исполнять их на высоком художественном уровне. Для этого было необходимо учиться в музыкальном учебном заведении по классу баяна. Таких условий в Минске не было.Баянист-исполнительОсенью 1934 г. Г.Т. Тышкевич поступает в Московский областной инструкторско - педагогический техникум им. Октябрьской революции. Этот техникум был единственным в стране, в котором было отделение русских народных инструментов.Техникум ведёт своё начало от 1-й Народной музыкальной школы при Университете им. А.Л. Шанявского, основанной 28 (15) мая 1918 г. по инициативе известных деятелей музыкального искусства Б.Л. Яворского и Н.Я. Брюсовой (первый директор - А.Г. Кокорина). В дальнейшем это музыкальное заведение претерпело ряд реорганизаций и изменений в названии. 2 октября 1919 г. в Москве состоялась конференция музыкантов-педагогов. На ней обсуждались проекты реформы музыкального образования, и было принято решение о подразделении всех специальных музыкальных учебных заведений на три типа: одноступенные (низшие), двухступенные (средние) и трехступенные (высшие). Идея разграничения учебных заведений воплощалась постепенно. Реформа музыкальной школы 1921 г. провозгласила так называемую "типизацию" учебных заведений - чёткое разграничение ступеней музыкального образования: деление его на 1-ю ступень - начальную школу, 2-ю ступень - техникумы и 3-ю ступень - высшую школу, консерваторию. Уточнение этого деления продолжалось в течение целого ряда лет. Окончательное утверждение состоялось в 1925 г. Тогда и начали начали активно создаваться в СССР музыкальные техникумы.В 1921 г. школа отделилась от Университета им. А.Л. Шанявского. Став самостоятельным обучающим звеном, она теперь именовалась 1-й Народной музыкальной школой Краснопресненского района. В 1923-1924 учебном году Москпрофобр предложил всем музыкальным школам присвоить себе наименования. Школа решила наименовать себя школой имени Красной Пресни — в честь героев-пролетариев Первой Русской Революции 1905 года. В том же году в школе началось обучение игре на народных инструментах. В 1926 г. учебное заведение получило название "Музыкально-инструкторский техникум им. Красной Пресни". Первыми преподавателями по баяну в техникуме были Л.М. Банович, А.Ф. Данилов, В.И. Косырев, B.C. Рожков. В 1927 г. директором техникума становится В.А. Ревич.В 1929 г. сеть средних музыкальных учебных заведений снова подверглась реорганизации. К техникуму были присоединены: Областное музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова, этнографические курсы, и учебному заведению присваивается новое имя: "Московский областной музыкально-инструкторский техникум им. Октябрьской революции". С этого времени в состав техникума входили отделы: хоровой, народный, смычковых инструментов, духовых и ударных инструментов, вокальный, теоретико-композиторский, а также этнографическое отделение и отделение детского музыкального воспитания. На народном отделе преподавал баянист Н.К. Отделенов;Техникум в те годы размещался в Среднем Овчинниковском пер. д. 1. Это был жилой дом XVIII в. первогильдейского купца Ивана Емельянова, владевшего им в 1754 г. К 1806 г. дом существенно перестроился, и тогда же получил дошедший до нашего времени декор в стиле зрелого классицизма - пилястровый портик, тройное "палладианское" окно. В этом доме в конце XIX в. находилась 6-я мужская гимназия до её переезда в собственный дом в Большом Толмачёвском переулке, а в советское время, в 1930-х гг. - техникум им. Октябрьской революции.1918-1968 гг.В 1936 г. многие техникумы были переименованы в музыкальные училища, в том числе и инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции был переименован в Московское областное музыкально-педагогическое училище им. Октябрьской революции.С 1934 по 1941 г. директором училища был С.Н. Абакумов - дирижер-хоровик, воспитанник Московской консерватории, видный музыкант и организатор. В те годы училище работало в нелегких условиях, но, несмотря на это, оно росло, становилось ведущим в Москве. Концертные выступления хора, оркестров и солистов училища пользовались неизменным успехом у москвичей.По классу баяна Г.Т. Тышкевич занимался у преподавателя В.И. Косырева. В.И. Косырев был ведущим педагогом училища, одарённым музыкантом, играл на выборном баяне, работал в училище до 1941 г. Г.Т. Тышкевич учился с большим желанием, посещал все занятия, играл в оркестре и ансамблях баянистов. Так, в 1936 г. Г.Т. Тышкевич играл в квинтете баянистов училища под управлением П.Н. Алексеева, в который входили также А.М. Попугаев, В.С. Голанцев, Н. Панин и А.И. Бурьян. В то время оркестром и ансамблями руководили А.Н. Кольцов, П.Н. Алексеев и К.М. Уваров. Кроме оркестра и ансамблей К.М. Уваров вёл оркестровку, аранжировку и чтение партитур. До 1935 г. оркестр состоял из готовых и оркестровых баянов. С 1936 г. в оркестр постоянно вводились тембровые баяны, имитирующие инструменты симфонического оркестра: флейты, кларнеты, валторны, трубы и тубы. Заслуга в идее создания тембровых баянов принадлежит преподавателю музыкального училища К.С. Алексееву, который в 1936 г. предложил мастеру Н.П. Фрому изготовить баян-фагот. Позже были изготовлены им и другие инструменты: баян-флейта, валторна, труба и туба.Вскоре после начала строительства первой очереди Московского Метрополитена в 1933-34 г. был организован кружок баянистов Постройкома Метростроя. Во время учёбы в училище с января 1935 г. по январь 1937 г. руководителем этого кружка был Г.Т. Тышкевич. Одновременно он играл в оркестре баянистов Постройкома Метростроя, которым руководил Н.К. Отделенов. Оркестр часто выступал в клубах и по радио (в марте 1935 г.).В этом же кружке Г.Т. Тышкевич работал также с 1 января 1939 г. по 1 июля 1941 г. Кроме того, он с 1 февраля 1935 г. по 1 сентября 1939 г. работал педагогом в Мособлкомпромсоюзе.21 июня 1937 г. на радио состоялся отчетный концерт студентов-отличников училища. 6 июля в газете "Музыка" появилась небольшая статья А. Антшванга "Хороший концерт студентов музыкального училища". В этой статье автор давал положительную оценку этому выступлению и отметил исполнение Г.Т. Тышкевичем "Экспромта ми-бемоль мажор" Ф. Шуберта как одно из лучших, подчеркивая "безукоризненную технику, соединённую со страстностью музыкального исполнения".Июнь 1937 г.3 ноября 1937 г.В июне 1938 г. Г.Т. Тышкевич выехал с художественной бригадой Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского в Хабаровск. По приезде в Хабаровск в конце июня бригада была направлена для выступлений перед жителями поселков "Амурзолото", расположенных в среднем и нижнем течении р. Амгунь (приток Амура). Концерты проходили в трудных таёжных условиях. О выступлениях Г.Т. Тышкевича в концертах и о бригаде в целом были даны положительные отзывы в местной печати.Затем бригада выступала в Николаевске-на Амуре, Благовещенске, Комсомольске-на Амуре и других городах. В конце августа бригада выступала в Хабаровске в воинских частях и в госпиталях для раненых бойцов и командиров - участников боев с японскими самураями в районе озера Хасан. В концертах Г.Т. Тышкевич выступал как солист, а также аккомпанировал певцам и танцорам. В программе концертов были произведения Д. Россини - ария дон Базилио из оперы "Севильский цирюльник", Ш. Гуно - куплеты Мефистофеля из оперы "Фауст" (исполнитель Рудаков - бас), Н.А. Римского-Корсакова - 3-я песня Леля из оперы "Снегурочка", песня Одарки из оперы "Запорожец за Дунаем" С.А. Гулак-Артемовского, песня о тачанке К.Я. Листова (исполнитель К. Жиляева - меццо-сопрано).16 июня 1938 г.Осенью 1938 г. Г.Т. Тышкевич составил сборник классических пьес в переложении для баяна. Сборник был принят к изданию и в июне 1939 г. вышел в свет в Государственном музыкальном издательстве под редакцией композитора М. Черемухина. Это была первая работа Г.Т. Тышкевича в области создания педагогического и концертного репертуара для баяна. В сборник вошли следующие музыкальные произведения:- Р. Шуман. Охотничья песня из "Сцен в лесу".- Ф. Шуберт. Менуэт, соч. 78.- Ф. Шуберт. Экспромт, соч. 90, №2 (ми-бемоль мажор).- И.-С. Бах. Бурре (си минор).- Н. Паганини. Вариации (Каприс №24).- П.И. Чайковский. Русская пляска, соч. 40, №12.- Н.А. Римский-Корсаков. Песня про Голову из оперы "Майская ночь".- Н.А. Римский-Корсаков. Полет шмеля из оперы "Сказка о царе Салтане".- Н.А. Римский-Корсаков. Яр хмель. Пляска с хором из оперы "Царская невеста".Сборник пьес29 апреля 1939 г. Г.Т. Тышкевич вступил в брак с Анной Гавриловной Жеребьёвой - препаратором Московского молкомбината им. М. Горького.1939 г.В июне 1939 г. Г.Т. Тышкевич окончил училище и летом уехал на юг с бригадой Московской консерватории, которая выступала перед железнодорожниками Южной железной дороги в Днепропетровске, Джанкое, Феодосии, Симферополе и других городах. В концертах Г.Т. Тышкевич выступал как солист. В его репертуаре в то время было около 20 пьес, среди них:- Ф. Лист. Вторая рапсодия.- Ф. Шуберт. Неоконченная симфония. 1-я часть.- Д. Россини. Увертюра к опере "Севильский цирюльник".- Ж. Бизе. Увертюра к опере "Кармен".- Ф. Шопен. Вальсы №5 и №14.- Ш. Гуно. Вальс и полька из оперы "Фауст".- В. Моцарт. Турецкий марш.- Попурри из народных и советских песен и др.После возвращения из поездки Г.Т. Тышкевич был призван в армию и во время боевых действий на территории Западной Украины с 17 сентября по декабрь 1939 г. служил командиром лесоповального взвода 6-го саперного батальона (воинское звание "младший лейтенант" ему было присвоено приказом НКО СССР № 2087, 1938 г.).В годы Отечественной войны
Преподавательская деятельность
Баянист-композитор
Конструктор гармоникГ.Т. Тышкевич был знаком со многими баянистами, виделся и беседовал с мастерами и конструкторами баянов - П.Е. Стерлиговым, А.П. Пастуховым, А.А. Глаголевым. Он и сам кроме педагогической и творческой деятельности многие годы работал над усовершенствованием хроматического звукоряда двухрядной гармоники "хромки" 25х25 и двухрядки русского строя 23х12.В 1949 г. Г.Т. Тышкевич усовершенствовал двухрядную и трехрядную хроматическую гармоники 27х27 и 32х27 старой и новой хватки.Музыкальные возможности новых гармоник были отмечены в музыкальной литературе:"…Стремление восполнить существующий большой разрыв между конструкциями хромки и баяна обнаруживается и в среде профессионалов-гармонистов. Педагог Московского музыкального училища им. Октябрьской революции по классу баяна Г.Т. Тышкевич сконструировал усовершенствованную двухрядную хроматическую гармонику (27х27). По сравнению с популярными хромками (23х12 и 25х25) новая гармоника полного хроматического звукоряда имеет 27 клавишей правой клавиатуры, на которых извлекается 30 звуков - от ля малой до ре третьей октавы (на трех клавишах при сжиме и разжиме извлекаются разные звуки). Левая клавиатура имеет 27 клавишей - басы, мажорные и минорные трезвучия и три доминант септаккорда. Серийный выпуск промышленностью инструмента - а конструкция Г.Т. Тышкевича, по мнению опытных музыкантов, значительно расширяет исполнительские возможности - сыграет большую роль в развитии сельской музыкальной самодеятельности, в частности ускорит возможность популяризации песен советских композиторов…"."…ни одна из …разновидностей двухрядных гармоник не является хроматической в полном значении этого определения. Кроме того, каждая двухрядная гармоника имела, - да имеет ещё и сейчас, - свою собственную, ей одной свойственную настройку, безусловно исключающую всякую возможность совместной игры или игры с сопровождением любых инструментов строго-темперированного строя. В связи с этим, гармонист-композитор, Георгий Тышкевич (1907 - ) предложил разработанную им в 1949 году хроматическую двухрядную гармонику новой хватки, в которой количество клавиш доведено до двадцати семи для правой клавиатуры при тридцати действительно звучащих ступенях хроматического ряда - от ля малой октавы до ре третьей - и до такого же числа кнопок для левой клавиатуры, с наиболее часто встречающимися басами и готовыми аккордами - мажорных и минорных трезвучий и трёх доминант-септ-аккордов.Трёхрядная "хромка", предназначенная для любителей исключительно продвинутых в технике игры на гармонике, располагает тридцатью двумя клапанами или хроматическим звукорядом в две с половиной октавы - от ля малой до ми третьей.Клапаны, дающие два звука, - один в разжим, другой в сжим, - устранены…".1958 г.В 1967 г. Г.Т. Тышкевич усовершенствовал трёхрядную хроматическую гармонику 35х30 старой хватки. По музыкально-исполнительским возможностям эта гармоника превосходила все виды двухрядных и трёхрядных гармоник типа "хромки" и двухрядки русского строя и приближалась к баяну.Все виды гармоник 27х27, 32х27 и 35х30 были одобрены комиссией Роспромсовета в 1965 и 1968 гг. для внедрения в производство по индивидуальным заказам. Тульская фабрика "Гармония" изготовила несколько образцов гармоник 27х27 и 32х27 старой и новой хватки, а Ганинская гармонная фабрика Кировской области изготовила несколько гармоник 35х30 старой хватки.В 1975 г. Г.Т. Тышкевич усовершенствовал гармонику 25х25, добавив семь полутонов в новом третьем ряду. В апреле 1977 г. гармоника была изготовлена Молодеченской фабрикой музыкальных инструментов. Гармоника была представлена на ярмарке в Москве 5-18 мая 1977 г. В 1980 г. фабрика прислала Г.Т. Тышкевичу гармонику для проигрывания музыкального репертуара с новыми полутонами.15 ноября 1981 г.В 1977 г. был готов проект и гармоники 33х25. Эту гармонику Молодечненская фабрика музинструментов планировала к выпуску в 1978 г. в количестве 700 штук, что не было осуществлено. В 1987 г. Тульская фабрика "Гармония" согласилась выпускать гармонику по индивидуальным заказам, но при условии присутствия заказчика при оформлении заказа. Это оказалось неудобным гармонистам из дальних областей страны. Позже повысились цены и цена гармоники стала для гармонистов недоступной. Поэтому фабрика отказалась от заказов.В своём последнем самоучителе для гармоники 25х25 Г.Т. Тышкевич представил схемы клавиатур гармоники 33х25 для рекламы и ознакомления с полутонами и хроматическим звукорядом и дал краткое описание её возможностей."…В настоящее время все двухрядные гармоники типа 25х25 имеют диатонический строй, что во многом ограничивает их музыкальные возможности. На таких гармониках невозможно исполнять современные песни и танцы, имеющие более сложную гармонию…Трёхрядная хроматическая гармоника типа 33х25 позволяет значительно расширить музыкальный репертуар гармониста. Диапазон правой клавиатуры трёхрядной гармоники - от до первой октавы до до четвертой октавы. Хроматический звукоряд от ре первой октавы до фа третьей. Первый и второй ряды имеют такое же расположение звуков, как и у гармоники типа 25х25. Хроматические звуки (полутоны) расположены вверху I и II рядов, а также в III ряду. Такое расположение полутонов облегчает игру на инструменте и исключает большое растяжение пальцев. Для расширения музыкальных возможностей аккомпанемента на левой клавиатуре вместо четырех вспомогательных басов I ряда, расположены два основных баса: ля и соль и два соответствующих им аккорда: ля-мажорный и соль-минорный. Остальные басы и аккорды расположены так же как и у гармоники типа 25х25……Наиболее удобными для хроматической гармоники считаются тональности до мажор, ля минор и соль мажор. Отдельные пьесы могут быть исполнены в тональностях ми минор и ре минор…"Г.Т. Тышкевич скончался 12 мая 1993 г. в пос. Удельная, не дожив нескольких дней до своего 86-летия.Книги и другие источники, в которых упоминается Г.Т. ТышкевичРогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. М.: Музгиз, 1956. Т. I, С. 6; Т. IV, С. 205-208, 218-221.Благодатов Г.И. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / Под. ред Ф.А. Рубцова. Л.: Музгиз, 1960. С. 162.Смирнов Б.Ф. Искусство сельских гармонистов / Под ред. С.В. Аксюка. М.: Советский композитор, 1962. C. 42.Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под ред. Н.Я. Чайкина. М.: Советский композитор, 1982. С. 33, 50, 72, 108, 136, 173, 175, 176, 222, 224.Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под ред. Н.Я. Чайкина, 2-е изд., испр. и доп. М.: Советский композитор, 1986. С. 36, 56, 82, 124, 154, 202, 204, 206, 260, 262.Мирек Альфред. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-популярная энциклопедическая книга. М.: «Интерпракс», 1994. С. 166, 169, 170, 202, 334, 343.Сайт А. Просветова "Маленькая нотная библиотека для аккордеона (баяна)", раздел "Благодарности".Разделы "Ноты для баяна-аккордеона" и "О мастерах баяна-аккордеона" сайта "Библиотечка баяниста".Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство. Справочник / Под ред. Н.Я. Чайкина. М: "Кифара", 2003. С. 35, 62, 94, 142, 176, 265, 326, 328, 508.Сайт "Выходцы из Беларуси".Сайт 000 "БаянЮпитер".Раздел "Новости мира баянов" компании "Юпитер".Раздел "Нотные издания для двухрядной хроматической гармоники" сайта Тульской областной универсальной научной библиотеки.Раздел "Примерная программа для специальности 0501". Инструментальное исполнительство. Специализация 0501.04. Инструменты народного оркестра сайта Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных."Библиографическое описание нотных изданий". ГОСТ 7.16-79.Раздел "Ноты для гармоники" сайта "Орловская гармонь".Раздел "Ноты для баяна и аккордеона" сайта "Орловская гармонь".Раздел "Композиторы" сайта "Всё о музыке".Раздел "Мастера баяна-аккордеона" сайта "bayan-notes.narod.ru".Раздел "Соcеди по парте" сайта Александра Розенблюма "Коктейль моей души. О родном Борисове и не только о нём…".Блог "Баян, аккордеон, ноты, тематические ссылки".Сайт "выпускников Краснодарского государственного университета культуры и искусств".На странице "Тышкевич" в Википедии.В каталоге "Искусство, культура. Музыка" книготорговой и букинистической интернет-ярмарки "Libex".Оригинал статьи расположен по адресу: http://www.gt.tyshkevich.ru/