Сергей Власов и Александр Маняхин на сцене ДК "Дружба"
"Не ожидали" - такие слова можно было услышать после выступления С. Власова и А. Маняхина. На концерт пришло много людей, которые любят и уважают русскую гармошку. Но даже они не подозревали, насколько этот инструмент может быть певучим, сладкоголосым и… современным. Наверное, всё дело в том, что сегодня гармошки пели в руках настоящих виртуозов. Они очень разные: по характеру, темпераменту. И о каждом следует рассказать подробнее.Его пальцы творят волшебствоСергей Власов (г. Воронеж). Его почему-то сразу хочется назвать "маэстро". Есть в нём какая-то особая интеллигентность. Присутствует сдержанность в движениях и эмоциях, скромность в одежде, вдумчивый взгляд безусловно творческого человека. Его пальцы творят волшебство, чудо. Они настолько быстры, что уследить за ними, поверьте, невозможно. Кажется, что они не касаются многочисленных кнопочек и клавиш, а только порхают над ними. Увидев, как "работает" Сергей, зрители не замедлили поделиться друг с другом впечатлениями: "Видно, что виртуоз".А вот сам гармонист считает, что быстроту движений виртуозностью называть нельзя:- По моему мнению, виртуозность не должна заключаться в бессмысленной беглости пальцев. У произведения должна быть правильная форма построения, красивые вариации, грамотные разработки и яркие кульминационные моменты. Оно должно включать в себя необычные интервалы, развёрнутые аккорды, гибкие пассажи. Только тогда работа может цениться и достойно восприниматься слушателями. Некоторые коллеги упрекают меня в том, что я нередко играю на концертах под минусовую фонограмму. Объясняю: это мои собственные обработки на гармониках и личные инструментальные аранжировки, над которыми я работал немало времени. Делаю я это для усиления эффекта восприятия и некоторого морального и физического облегчения. Мне хочется, чтобы каждое произведение отличалось от других оригинальностью сольной обработки, чтобы оно с интересом воспринималось зрителем.
Путь Сергея к званию одного из лучших гармонистов России начался в детстве. Оно проходило в отцовской родовой деревне ХреновОе Воронежской области. В интервью с журналистами С. Власов часто вспоминает те дни:- Перед глазами такая картина: я играю на гармошке, бабушка печёт в печи вишнёвые или яблочные пироги и приплясывает с ухватом в руках. Другое воспоминание. Большой стол, в центре которого - огромная чашка со щами. В доме много гостей: родственников, соседей. В разгар застолья меня просят: "Давай, Серёжка, сыграй!". Я играл на гармони "Страдания", "Матаню", бабушка начинала плакать, у отца тоже увлажнялись глаза. Вслед за ними украдкой всхлипывал и я, отвернувшись.С семи лет Сергей слушал игру своего крёстного. На деревенских свадьбах следил за движениями пальцев других сельских гармонистов. У третьих переписывал нотки для баяна, а потом перекладывал эти квартово-квинтовые ходы "на гармошку", повторял их и пытался импровизировать. В девять лет мальчик пошёл учиться в воронежскую музыкальную школу-студию по классу баяна, а на третьем году обучения у него появилась своя рояльная гармонь, которая позже и станет его настоящей "любовью".В 1980 году С. Власов поступил в Воронежское музыкальное училище. После первого курса ушёл в армию: попал в ансамбль песни и пляски Уральского военного округа. Вернувшись домой, работал баянистом в самодеятельном танцевальном ансамбле "Русь". Спустя время Сергею посчастливилось познакомиться с балетмейстером Государственного Академического Воронежского хора:- Он и представил меня художественному руководителю. Мне принесли баян, и давай я наяривать свои гармошечные выкрутасы и кандибоберы. На следующий день меня уже с гармошкой пригласили на репетицию. Так и остался я в хоре - на семь лет.Сергей играл сольно в сопровождении оркестра, аккомпанировал дуэту солисток. Ему доводилось играть на "роялке" в доме Ивана Руденко и его легендарной супруги Марии Мордасовой. Кстати, это Руденко привил Власову огромную любовь к маленьким гармошкам - "черепашкам"…Тамбовский волчараАлександр Маняхин (г.Тамбов). Это сущее наказание для фотокорреспондента! Его невозможно поймать в кадр - настолько подвижен! Его называют русским самородком, балагуром из разряда "супер", душой любой компании. Он знаменит своим фирменным "маняхинским куражом": на сцене он выкладывается полностью, говорит, что за иной концерт теряет по шесть килограммов. Этот самый кураж, эта неподражаемо подвижная и яркая манера выступления и сделала Александра знаменитостью. В 2000 году состоялся очередной фестиваль гармонистов в Иванове, среди участников был А.Маняхин. Он произвёл огромное впечатление на самого Геннадия Заволокина, который подарил "русскому самородку" золотую печатку с изображением волка и окрестил его настоящим "Тамбовским волчарой".О такой чести Александр и не мечтал, хотя судьба его была предопределена, кажется, с самого младенчества. В год Саша уже тянулся к губной гармонике, в три разворачивал меха трёхрядки, в семь зарабатывал первые деньги, играя на деревенских свадьбах, а в 15 и вовсе стал первым парнем на деревне. Да и как тут не стать музыкантом, когда…Александр рассказывает:- Четыре десятка родственников - все мастера высшего класса! Отец мой был знатным гармонистом, он-то и научил меня играть. И прадед, погибший в 1944 году в Польше, гармонистом был. Пуля немецкого снайпера прошила насквозь и его, и гармонь…Александр - удивительная личность. Он не только музыкант, но и спортсмен. В 17 лет имел первый разряд по боксу. Шесть раз становился чемпионом региональных соревнований в весе 75-80 кг. Получил звание кандидата в мастера спорта. И сегодня занятий не бросает. Отжимается на кулаках, боксирует, его физической подготовке позавидует любой…В восторге замирает залОвация за овацией - не на всяком концерте мне приходилось видеть такое. "Браво!", "Бис!", "Молодцы!" - зрители не устают выражать своё восхищение. Зал в восторге замирает, когда звучит авторская власовская "Фантазия", когда обычная "Лезгинка" в собственной обработке Сергея превращается в совсем новое по красоте звучания произведение. А с какой ловкостью воронежский гармонист меняет инструменты! Вот в его руках поёт Елецкая рояльная, вот заливаются "черепашки"…Потом на сцену выходит Александр Маняхин: теперь присутствующие наслаждаются не только игрой мастера, но и его неистребимым чувством юмора. Александр притоптывает, подпрыгивает, шлёт воздушные поцелуи, сыплет шутками-прибаутками, напевает частушки собственного сочинения. Он не прочь рассказать несколько историй из своей жизни:- А откуда во мне такая харизма? А кураж? Родился я в лесу! В декабре! Пять кило сто грамм! В "рубашке"! Роды принимал отец! Отсюда и харизма! А ещё в детстве меня молнией ударило! Сорок минут лежал, потом очнулся! Отсюда и кураж! Живу по принципу: если мать родила тебя весёлым, будь таким, не скромничай!Что правда, что вымысел? Зрители над этим и не задумываются, хохочут, аплодируют.Посмеялись, побалагурили, притихли. Удивительно, насколько умело сегодняшние гости управляют залом, людскими эмоциями… На сцене зазвучали песни. Сергей Власов заранее извинился:- Академий по вокалу мы не оканчивали, поэтому споём непрофессионально, если позволите.Зрители не только позволяют, они (что случается очень редко) немедленно составили свой дружный хор, подпевая солистам.А теперь… стоп! Артисты прерывают своё выступление:- Есть в зале гармонисты?- Есть!!!- Просим на сцену!На сцену решается выйти только один - уваровский музыкант и поэт Юрий Бандурко. Играет на гармони, на баяне, исполняет свои авторские песни. Сергей Власов пожимает ему руку. Александр Маняхин, ушедший было за кулисы, немедленно появляется на сцене:- Местный, да? Как, говоришь, тебя зовут? Представляешь, не слышал твоего имени. Даже, понимаешь, стыдно. Какой талант! Ну… замечательно!..В зрительном зале ДК "Дружба" гаснет свет. Но происходит это не сразу после концерта. Уваровцы не спешат отпускать полюбившихся им гармонистов. Они не торопятся к выходу, а толпятся возле артистов, задают вопросы, просят автографы. И искренне благодарят за доставленное удовольствие. А потом, уже в фойе, в ответ на вопрос наших корреспондентов, произносят то самое "Не ожидали"…
Фото автора
Источник