Хайдар Якшибаев известен в Уфе как замечательный музыкант, виртуозно исполняющий любые мелодии, в том числе и классику, на обычной двухрядной гармони «хромке». Но помимо этого, он считается одним из самых востребованных профессиональных настройщиков музыкальных инструментов — роялей, пианино. Плюс ко всему, он еще и реставратор баянов, гармоней, аккордеонов, а попутно и мебели. Еще одна его страсть — коллекционирование наиболее ценных образцов гармони. Самый ценный экспонат в его коллекции — доставшаяся ему от деда английская гармоника «Концертино сопрано», которой уже больше 200 лет.
На I Международном конкурсе гармонистов имени Геннадия Заволокина в Новосибирске в июле 2010 года Хайдар Якшибаев завоевал Золотой кубок лучшего гармониста России. Спустя три месяца — новый успех в Италии... Итальянские гармонисты проснулись от спячки, узнав, что в России прошел первый международный конкурс гармонистов. Они просто всполошились - как это так? Приоритет украли! Италия — родина гармоники! И действительно — вспомним тальянки, это те же итальянки... В срочном порядке была проведена организационная работа, и в регионе Абруццо открылся первый международный конкурс гармонистов Lanciano accordion festival. По словам Хайдара Якшибаева, искусство игры итальянцев на гармони просто поражает воображение. Конкурс проходил в старинном театре Фенаролли в городе Ланчано. Когда-то на этой сцене играл сам маэстро Паганини.
Когда Хайдар отыграл программу, зал взорвался аплодисментами, криками «Брависсимо!», «Белиссимо!» Итальянцев он поразил тем, что виртуозно исполнил на гармони мировые шедевры классической музыки, предназначенные для целого оркестра — «Летнюю грозу» итальянского композитора Антонио Вивальди, «Либертанго» итальянского композитора в изгнании Астора Пьяццолы, фантазию-микс на темы из оперы Загира Исмагилова «Салават Юлаев», Половецких плясок Бородина, Астурии Альбениса, «Время, вперед!» Георгия Свиридова, башкирско-татарские наигрыши. Международное жюри и ассоциация музыкантов Associazione cultural musicale fortissimo признало нашего земляка абсолютным победителем, лауреатом I класса, выдающимся гармонистом.
Всю ночь итальянцы в обнимку с нашим победителем бродили по древнему городу и пели песни под его гармонику. Многие прохожие с удовольствием подпевали. Утром, проходя мимо старинного католического собора, Хайдар решил зайти в храм. Подойдя к старинному органу, он нажал на клавиши —звуков не было, орган был мертв. Подошедший католический священник, как будто оправдываясь, сказал, что орган молчит уже 200 лет. Хайдар объяснил ему, что он музыкальный мастер и мог бы починить инструмент. Работал он три дня, и все же починил орган, вынеся из него пять ведер всевозможного мусора. Из соседнего храма пришел сухонький старичок органист, сел за инструмент — и потоки божественной музыки наполнили храм!
А в октябре 2011 года Хайдара Якшибаева пригласили уже французские гармонисты на первый Международный конкурс гармонистов этой страны. Добирался он до Франции из Италии через Сен-Тропе, Ниццу, Лазурный Берег на автомобиле вновь обретенных в Италии друзей. Городок Монт-Дор — старинное место отдыха богатых парижан. Именно там проходил конкурс гармонистов. Как рассказал Хайдар, французы тоже виртуозно владеют гармоникой, играют даже душевнее, чем итальянцы. Здесь башкирский музыкант снова отличился, сыграв французские наигрыши, Болеро Равеля, транскрипцию мюзикла Ллойда Уэббера «Призрак оперы». Лучший аккордеонист Европы Эми Драгой от лица жюри вручил ему Гран-при конкурса и другие высокие награды. Затем была поездка в Париж, где на Эйфелевой башне, на высоте 300 метров наш земляк привел в восторг французов, исполнив на гармони французские мелодии в собственной обработке и башкирские наигрыши.
Примечательно, что свои победы и в России, и в Италии, и во Франции Хайдар Якшибаев завевал, играя на обычной двухрядной старенькой «хромке». Пять лет назад он обратил внимание на пробитый ножом, кем-то выброшенный инструмент. Решил, что обязательно восстановит гармонь, вернет ее к жизни. В ходе восстановления и реставрации мастер усовершенствовал ее и доработал в лучшую сторону. И гармоника ожила! Звучание стало плотным, сильным! Вот на этой гармонике, с надписью «Башкирская» Хайдар Якшибаев и играл все последние годы на престижных конкурсах, становясь их победителем.
По части мастеровитости, пытливости ума Хайдар пошел в отца, Султангарея Мухаметкильдиновича, который был известным изобретателем и рационализатором в городе Магнитогорске, изобрел 20 станков, имел массу рацпредложений. А уже в наши дни, его сын Хайдар подарил инженерам японской фирмы Roland идею создания цифровых аккордеонов, баянов, гармоней на пневмодатчиках. И сейчас идет бурное развитие цифрового направления в музыке.
Возможности цифровой гармони Roland FR-18 Diatonic в раскладке «хромки» он продемонстрировал в Казани на концерте-презентации V-Accordion. Тогда, два года назад в зале музыкальной школы №1 собрались несколько десятков музыкантов — преподавателей, студентов, любителей и энтузиастов баяна и аккордеона, некоторые из которых уже были владельцами V-Accordion. Как и во всех предыдущих публичных выступлениях, Хайдар Якшибаев и на этот раз исполнил свои коронные классические мелодии — переложения Вивальди, Эндрю Ллойда Вебера, Бородина, а также собственные сочинения-импровизации. И вновь поразил публику виртуозной игрой, в сочетании невообразимых тембров, изобретательно комбинируя регистры, воссоздал симфонические полотна силами одного лишь инструмента.
— Гармони разных стран отличаются раскладкой клавиатуры и используемыми средствами, — рассказывает Хайдар Якшибаев. — Есть итальянские раскладки, немецкие, французские, испанские. Японцы создали компьютерный программный редактор, который позволяет приблизить цифровую гармонь Roland FR-18 Diatonic к сложившимся музыкальным традициям той или иной страны. Несмотря на то, что существующая цифровая гармонь Roland уже имела 12 раскладок-табулатур, обычной русской «хромки-двухрядки», как и «тальянки», там не было. Их надо было создать, разработать. Вместе со специалистами Roland мы и воссоздали нашу русскую «хромку», отключив у FR-18 Diatonic третий ряд кнопок справа, и изменив расположение нот в оставшихся двух рядах.
Кроме сочетания тембров, цифровая «хромка» дает возможность транспонировать диатонический звукоряд гармони, что делает этот инструмент универсальным и гибким, способным исполнять в любых ансамблях и оркестрах любую музыку. Хайдар Якшибаев не устает восхищаться новыми открывшимися ему возможностями, новыми Вселенными для гармонистов.
Будучи и сам гармонистом-баянистом, любителем-самоучкой, я попросил Хайдара Якшибаева сыграть на этой необычной гармонике. И скажу вам, получил несказанное удовольствие. Никогда бы не подумал, что наша двухрядка может звучать, как целый оркестр, вызывая настоящий восторг, как самой музыкой, так и ее исполнителем. Рассказал мне Хайдар Султангареевич и еще об одном своем недавнем увлечении игры на необычном инструменте — терменвоксе.
А потом мы с Хайдаром пили чай с пирогами, приготовленными его замечательной супругой Сафиной, тоже, кстати, музыкантом, флейтисткой.
И говорили о гармони. Якшибаев фанатично влюблен в этот инструмент. А ведь он окончил музыкальное училище, и институт искусств по классу баяна. Гармонью же «заболел» совсем недавно, лет пять назад.
— В нашей стране людям не хватает гармонии, — поделился Хайдар своими размышлениями. — А что такое гармония? Это гармонь и я. Тот, кто играет на гармони, не может быть плохим человеком. Посмотрите, что сегодня творится на Украине. Я был в этой стране незадолго до начала военных действий, сейчас уже, по сути, гражданской войны. Я объехал всю Украину с востока на запад, участвовал во множестве концертов. Вы бы видели, какие очереди людей стояли за билетами на наш фестивальный концерт лауреатов Международного конкурса в Италии Citta di Lanciano, который прошел в зале Запорожского музыкального училища имени Платона Майбороды! И самое поразительное, что было очень много молодежи.
Два часа тогда не стихали аплодисменты. Зал долго не отпускал и Хайдара Якшибаева, и юную 14-летнюю российскую аккордеонистку Аню Кришталеву, и «его величество аккордеон» маэстро Владимира Зубицкого. Люди истосковались по такой живой, родной, теплой, истинно народной музыке. Если бы на Украине чаще звучала гармонь, если бы они не позабыли ее, утеряв гармонию в себе и между собой, возможно, и войны бы там не было, считает башкирский музыкант.
Такую же атмосферу наблюдал он, рассказал Хайдар, летом минувшего года на фестивале гармонистов «Сметанинские встречи» в Архангельске и Северодвинске. То же самое было на XI Московском фестивале «Гармоника — душа России». Забавный эпизод произошел на открытии «Сметанинских встреч».
— Мы с гармонистами образовали в фойе областного Дворца культуры круг, и в этот круг вступали с задорными плясками пришедшие на концерт люди. Губернатор долго стоял, не решаясь принять участие в этом общем веселье, а потом плюнул на все условности, бросил помощникам папку с официальными бумагами, и тоже пустился в пляс, — со смехом вспоминает Хайдар.
Да, в стране есть Международный конкурс гармонистов имени Геннадия Заволокина, в этом году пройдет уже третий по счету. Но тревожит Якшибаева то, что конкурс этот все более коммерциализируется, уходит из него душевность, все меньше народу собирается на нем — ведь добраться до Сибири не каждому по силам и средствам. А вот если бы организовать такой фестиваль гармонистов в Уфе, посреди страны, может, и желающих принять в нем участие было бы больше. Устраивались же раньше, еще в советские времена, общереспубликанские праздники «Тальянки». Почему бы не возродить и эту традицию? Гармонь — это душа российского народа. И пока жива гармонь, будет жить и Россия. В этом абсолютно убежден неординарный и незаурядный музыкант-виртуоз, реставратор музыкальных инструментов Хайдар Якшибаев. А чтобы убедиться в его неординарности, незаурядности, виртуозности — посмотрите, как он исполняет шедевры классической музыки
А то, что он вытворял на цифровой гармони Roland на XI Московском фестивале «Гармоника – душа России» в ноябре прошлого года — это вообще не поддается никакому описанию. В этом видеосюжете он выступает в самом конце, в завершение концерта, как и полагается маэстро. Посмотрев и послушав игру Якшибаева, я невольно подумал: а ведь он мог бы дать сольный концерт и в Уфе. Спросил его об этом при встрече. Он сказал, что мог бы. Но никто к нему от «культурных» чиновников с таким предложением не приходил, не обращался, а сам он напрашиваться не хочет. Человек, которому рукоплескали в Москве, Новосибирске, Казани, Архангельске, Северодвинске, в Запорожье, в Париже и итальянском Ланчано, у себя дома, на родине, в Уфе, не востребован. Это удивительно и непонятно. И несправедливо. За Хайдара обидно.
Источник