Уникальные мелодии елецкой гармоники

 

В Елецком музее народных ремесел и промыслов выставлена экспозиция по истории рояльной гармони с эксклюзивными экспонатами. В музейный антураж органично вписывается манекен бойца — ведь почти все представленные здесь гармоники прошли через руки настоящих фронтовиков.

Помните, у Твардовского в «Василии Теркине» герой знаменитой фронтовой поэмы в минуты отдыха «для начала, для порядка» проходится по клавишам «трехрядки». И кто знает, может, была она нашей елецкой рояльной гармоникой, которая, как уникум, внесена в каталог ЮНЕСКО как прообраз аккордеона.

Такие разные «трехрядки»

Гармонист-виртуоз, ветеран войны Иван Гришин из елецкой деревни Рябинки унаследовал талант от отца Тихона Константиновича, который, по рассказам сына, не только великолепно владел инструментом, но и делал гармони в своей деревенской мастерской. С одной из них Иван Тихонович прошел почти всю Великую Отечественную войну. Дошел до Берлина.

В «ремесленном» музее три гармони Гришиных, и ни одной одинаковой.

— Вы знаете, изделие это штучное, — говорит хранительница музыкальных раритетов, директор музея Лариса Дорохина. — Массового ее производства никогда не было, да и не будет, наверное. Делали гармонику в домашних мастерских вот на таких верстаках.

И Лариса Викторовна обращает наше внимание на стоящий в левом углу станок, схожий со столярным — его подарил музею мастер-гармонист Семен Григорьевич Сочетаев.

До войны в Ельце в районе Вознесенского собора действовала артель «Красные гармони». Сегодня при народном музее промыслов и ремесел старинное дело возрождено подвижничеством потомков ельчанина Афанасия Ивановича Матюхина, недосягаемого виртуоза игры на гармонике, о котором говорили «У него не руки, а душа играет». Музейной мастерской заправляет сын Матюхина Николай Афанасьевич.

«Прабабушки» аккордеона

История рождения рояльной гармоники противоречива. Единого мнения на этот счет нет. Одни утверждают, что родилась она в Германии, другие — в Туле, а третьи придерживаются мнения, что ельчане привезли ее образец с Нижегородской ярмарки. Но в одном эксперты единодушны — рояльная гармоника всерьез прижилась только в елецком крае. Поэтому создание посвященной ей экспозиции здесь вполне закономерно. Она появилась 18 мая 2007 года — в День музеев — и разместилась в здании бывшего елецкого табачного «короля» купца Александра Заусайлова.

— Первоначально экспозиция была скромная, — рассказывает Лариса Дорохина. — Всего шесть рояльных гармоник из фондов краеведческого музея. Стали мы искать мастеров игры на ней, приглашать их на праздники — на День Победы, День освобождения Ельца — 9 декабря, на встречи со школьниками. Так и нашлись сподвижники в пропаганде елецкой рояльной гармоники. Это Алексей Васильевич Новиков, Александр Андреевич Александров из Елецкого района. Последний, кстати, стал в 1986 году призером проводимого тогда в Ельце братьями Заволокиными конкурса «Играй, гармонь!» Эта награда находится сейчас в нашей экспозиции.

А вот бывший фронтовик Дмитрий Константинович Степанищев поначалу, по словам Ларисы Дорохиной, недоверчиво отнесся к таким новациям, а потом стал другом музейных работников. Гармонисты называли его елецким Теркиным, потому как был он мастером задорных шуточных частушек. С Дмитрием Константиновичем связана интересная история. Для экспозиции промыслов сотрудники приобрели в полном комплекте детали старинного ткацкого станка. Но встал вопрос — кто его соберет? Дали объявление в городскую газету «Красное знамя». Неожиданно на него откликнулся Дмитрий Константинович Степанищев, сказав, что он это дело знает, у него и мама, и бабушка ткали. И собрал-таки станок. А потом пел для сотрудников озорные частушки. Было ему тогда 90 с лишним лет.

— Вскоре на День Победы фронтовик пришел к нам со своей гармонью. Глаза его были грустными, — продолжала рассказ Лариса Викторовна. — Как что-то чувствовал. А в июне его не стало…

В экспозиции музея — ныне целая коллекция гармоник этого елецкого Василия Теркина.

И рояльный баян в придачу

Среди небольших по размеру гармоник выделяется в красивом декоративном убранстве инструмент «выше ростом», на котором по обе его стороны нанесены алые звездочки, а также начертаны инициалы «ВТ».

— Это рояльный баян, принадлежал он липчанину Василию Тихоновичу Смородину. Играл он на нем в городском саду, — пояснила Лариса Викторовна.

Впрочем, не только о ветеранах рассказывала Дорохина. Сегодня есть кому наследовать и продолжить музыкальные традиции.

— Например, частым гостем на встречах в музее является студент Орловского музыкального колледжа Антон Карасев. Не так давно он сидел здесь на импровизированном «пенечке» и задушевно играл на гармони. Его прадед из измалковской деревни Кудияровка всю войну прошел с гармонью, сделанной мастером из елецких Черкассов. Передал мастерство сыну, а тот — своему сыну, который начал играть на ней в шесть лет. Сейчас Антон учится у знатока русских народных инструментов профессора Евгения Дербенко. Мечтает продолжить образование в столице. И с елецкой рояльной гармоникой не расстается, — заключила Лариса Дорохина.

 

Александр Дементьев, фото автора | 26.05.2020 02:25:52

Источник

Войдите чтобы комментировать


Александр Морозов аватар
Александр Морозов ответил в теме #45575 4 года 5 мес. назад

Помните, у Твардовского в «Василии Теркине» герой знаменитой фронтовой поэмы в минуты отдыха «для начала, для порядка» проходится по клавишам «трехрядки». И кто знает, может, была она нашей елецкой рояльной гармоникой

Вот уж вряд ли, где же на рояльной клавиатуре три ряда? И вообще мне кажется, что Александр Трифонович имел в виду баян, либо какую-то гармонику, послужившую его прямым прообразом. "Кинул пальцы сверху вниз" - ведь это же явно хроматическая гамма на баянной клавиатуре!