О хромке и минорке, «космической» музыке Новгородской области и многом другом читателям «НВ» рассказал кандидат педагогических наук, участник фольклорного театра «Круговина» Сергей ЁЛКИН.— Сергей Михайлович, пожалуй, ни одно выступление «Круговины» не обходится без вашей зажигательной игры на гармони. Вы не расстаётесь с ней и в жизни. Как произошло ваше знакомство с этим инструментом?
— Начну с того, что с фольклором я знаком с раннего детства. Я родился в деревне БережокМошенского района, где, пока родители были на работе, меня воспитывали бабушки — как родные, так и соседские. Они рассказывали мне сказки, пели русские народные песни. А муж бабушки Тони играл на старинной гармони минорке. Помню, меня всегда до глубины души трогала его игра. Стоило только в деревне зазвучать гармони, как меня так и тянуло пойти послушать.
Моя бабушка Анна Яковлевна любила исполнять старинные длинные частушки — «под песни», как их еще называют. Они, в свою очередь, делились игрой на гармони на несколько частей. Вот одна из моих любимых:
В нашем поле рожь густая
и солома длинная,
Почему так долго помнится
любовь старинная?
Они произвели на меня огромное впечатление. Впоследствии я решил сам научиться играть, чтобы аккомпанировать чудесному пению бабушки. К слову, я самоучка, специального музыкального образования у меня нет.
— Этот инструмент был очень популярен несколько десятилетий назад. Вспомним крокодила Гену, весело наигрывавшего на гармошке, телепередачу «Играй, гармонь!»… Изменилось ли отношение к инструменту сейчас?
— На мой взгляд, сейчас интерес к гармони медленно угасает. Так, далеко не все могут сказать, чем отличаются гармонь, баян и аккордеон. Я уже не говорю, сколько видов гармони бывает. Кроме того, старых гармонистов, знающих наигрыши начала XX века, остается все меньше и меньше.
— Но ведь фольклористы во время своих экспедиций по деревням часто записывают их игру. Почему современным музыкантам сложно воспроизвести мелодии наших предков?
— Дело в том, что положить старинные наигрыши на ноты не так-то просто. Гармонисты запоминали мелодию на слух, поэтому манера их исполнения индивидуальна, и все наигрыши совершенно не похожи друг на друга. Два гармониста в одной деревне играют совершенно по-разному. К слову, члены фольклорной экспедиции по Новгородскойобласти под руководством Владимира Поветкина только один раз видели оркестр, куда входили старинная гармонь минорка, балалайка и бубен.
И еще, если гармонист играет для себя, наигрыш получается один. А на гулянке, когда гости поют и пляшут под гармонь, музыкант начинает играть совсем по-другому — четко, ответственно, ярко. Я по себе это знаю.
В нашем регионе есть два специфических наигрыша гармони — «русский» и «под песни», или «деревенский». Они сохранились в Хвойнинском, Мошенском, Боровичском районах. Когда наш ансамбль исполнял новгородские наигрыши в Москве, для фольклористов других регионов они показались экзотикой. Одна исследовательница народного творчества из Твери даже назвала наши наигрыши космической музыкой — так они отличаются от бытовавших в других областях.
— Нередко состоявшиеся ученые, предприниматели и другие успешные люди стараются откреститься от своего деревенского прошлого. Вы же, видимо, всей душой рветесь в родные края. Как справляетесь с тоской по родине?
«Круговина» веселит новгородцев на всех городских праздниках
— Знаете, как мобильный телефон нужно обязательно заряжать, так и я должен время от времени ездить в деревню, которая словно подпитывает меня энергией, греет своим теплом. Как сказал Дмитрий Лихачев, мальчик может выйти из деревни, а деревня из мальчика никогда. В моем случае это так и есть. Кто вырос в селе, тот где-то в глубине души навсегда останется деревенским, даже если впоследствии станет важным интеллектуалом. В деревне я легче себя чувствую, а потому каждый свой отпуск провожу в родном селе, где Интернет и другие развлечения мне заменяют грибы, ягоды, рыбалка, огород, работа по дому.
Фольклор стал частью моей жизни. Мне очень нравится носить русский народный костюм — льняная рубашка приятна телу, — но, конечно, на выступлениях, а не в университете.
Кроме того, я коллекционирую гармони, у меня уже 12 инструментов. В моем собрании есть традиционная русская гармонь хромка, а также гармонь минорка, распространенная на Северо-Западе. Ее особенность в том, что при сжиме и разжиме она звучит по-разному, поэтому играть на минорке крайне сложно. Наконец, есть у меня бологовка, вероятно, получившая свое название от станции Бологое, где эти гармони и производились. Этот вид гармони — один из самых древних, он имеет только мажорные тона. Многие из собранных мной инструментов были изготовлены еще до войны.
— Сегодня фольклорные коллективы любят представлять зрителям яркие старинные празднества или обычаи. К сожалению, до наших дней дошли в основном только элементы действа. Может быть, в детстве вам удалось своими глазами увидеть проведение каких-либо обрядов?
— В 70-х годах, когда я родился, в деревне уже мало сохранилось старинных традиций наших предков. Многое было утрачено за время советской власти. Хотя моя бабушка рассказывала, что в доме за порядком следит домовой, в поле — полевой, а дворе хозяйничает дворовой, но относились тогда к этим фольклорным персонажам скорее с юмором. Только один языческий обряд в деревне проводился с должным почтением — это выгон скота на Егорьев день в мае. В народе он наряду с Покровом всегда считался одним из самых важных праздников. В этот день хозяйки коров и овец пекли рыбники, а пастух с фонарем и решетом, наполненным зерном, обходил стадо три раза. Видимо, чтобы уберечь животных от различных напастей, подстерегающих их на выгоне. Во время самого действа мужчины стреляли из ружья, а женщины пели тропарь «Христос воскресе из мертвых». Этот обряд представлял собой синтез православных и языческих традиций.
Еще я помню, как провожали двумя деревнями в армию Ваню Николаева из соседнего села. На большом гуляньи было много танцев, а старушки при проводах пели песню:
Последний нонешний денечек
гуляю с вами я, друзья,
А завтра утром, чуть светочек,
заплачет вся моя семья.
— Сейчас молодые люди хотят сделать свою свадьбу оригинальной, запоминающейся, недаром у нас так много выездных регистраций браков. А вот традиционные свадебные обряды не проводятся?
— Вы удивитесь, но да. К примеру, две пары в нашем фольклорном коллективе играли свадьбу по древнерусской традиции. Конечно, полностью провести обряд мы не могли, но постарались как можно больше приблизить его к истории. Гости щеголяли в русских народных костюмах, современную музыку заменяли четыре гармониста. Кстати, сами молодые уже много лет занимаются фольклором и фактически живут своим увлечением.
— Чему, на ваш взгляд, можно поучиться у фольклора?
— Сейчас мы стремимся к модернизации всех сфер жизни, но мне кажется, нужно заниматься в первую очередь традиционализацией в обществе. В погоне за инновациями мы слишком сильно отрываемся от устоев, традиций наших предков. А между тем в процессе исторического развития остается только самое ценное, значимое, на которое как раз и стоит обратить внимание.
Например, ценности супружеской жизни. Недаром пословица говорит: женитьба есть — разженитьбы нет. Раньше, как известно, разводов не было вообще. И в браке у супругов уровень ответственности был намного выше, чем сейчас. Недаром в старину на свадьбах не только пели и плясали, но и плакали, причитали, провожая невесту в другую семью. А сейчас молодых не настраивают на проблемы.
Изменилась и роль родителей при заключении браков. Раньше союзы заключались только с благословения родителей. Современные папы и мамы часто предоставляют сыну или дочери полное право выбора второй половины и по сути снимают с себя всякую ответственность. Конечно, речь не идет о том, что нужно проявлять средневековый деспотизм. Но родители, уважая решение своего чада, тоже должны участвовать в выборе его второй половины.
— Не приведет ли это к ограничению законной свободы человека? Ведь раньше отношения в семье могли быть достаточно деспотичными.
— Я не отрицаю, что деспотизм тоже имел место в русской семье. К слову, некоторые народные обычаи были более строгие, чем православные. Например, на холостяков, как женщин, так и мужчин, в деревне смотрели косо. Почему не женится? Колдун, что ли? Жесткая норма жизни практически вменяла человеку в обязанность жениться и родить детей. Между тем в православной традиции женатые и неженатые люди являются равноценными.
Кроме того, на мой взгляд, в Новгородской области отношения мужа и жены были более демократичными, чем принято считать. Некоторые исследователи, опираясь на архивные материалы, отмечают, что муж мог так обратиться к жене: «Дарьюшка, надо бы съездить за сеном» или «Неплохо бы пообедать». Вежливая сослагательная форма обращения, а не строгий приказ, указывает на уважение и взаимопонимание между супругами.
— Существует мнение, что чрезмерное увлечение народной культурой может привести к ущемлению прав других народов. Так ли это?
— Не всегда в жизни нужно следовать старинным традициям, но знать собственную культуру обязательно для каждого. Да, в некоторых фольклорных ансамблях встречаются какие-либо крайние установки, к примеру, обязательно ходить в лаптях. Конечно, мы должны принимать современную жизнь такой, какая она есть, не прятаться от нее, а также уважать чужую культуру. В то же время важно сохранить наше национальное своеобразие.
Отмечу, что разрыв между традиционной культурой и современной усилился. Так, выступления некоторых эстрадных коллективов, позиционирующих свое творчество как фольклор, не имеют ничего общего с народной культурой. В погоне за популярностью они упрощают народную музыку и песни, ориентируют их на среднестатистического зрителя. Конечно, на какой-либо свадьбе фольклорному ансамблю вряд ли стоит раскрывать всю сложность, богатство, многообразие народной культуры для людей непосвященных и незаинтересованных. Это будет просто смешно. Поэтому допустимо представить элементы обрядов в современной обработке. Но при этом выступающие должны четко различать шоу и фольклор.
Светлана ГОРИНАФото из архива ГЦКД им. Васильева
Источник