Владимир Павлович Наталенко - самодеятельный музыкант-гармонист. Постоянные зрители первых передач «Играй, гармонь!» из Новосибирска помнят его с начала 90-х годов. …Иду по коридору первого этажа Дворца культуры железнодорожников , а на третьем - звучит гармонь. Это играет Владимир Павлович. Его игру невозможно спутать с игрой других, даже находясь на расстоянии.



ПАМЯТЬ ДЕТСТВА

Стоит на тумбочке гармонь, салфеткой накрытая. Володе так хотелось научиться играть на ней! Ведь гармонист – первый парень на деревне. Так было и в селе Харитоново Алтайского края, где жила семья Наталенко.

Среди гармонистов — разные люди.Про одних говорили: «Вчера весь вечер Колька хрипел, спать не давал». Про других - утвердительно: «Киселёв прошёл», про кого-то – с почтением: «Во как Петр Овечкин выводит!», «Во, как Заярный наяривает!» Реальные люди, они и сейчас живы.

Владимир Павлович с детства до сих пор помнит, как его дядя, Алексей Перязев, исполнял «Реченьку», «Русский наигрыш», «Русский перебор», «Выйду ль я на реченьку», «У меня есть дружок тайный», всегда стремился исполнить «под Перязева», чтобы за душу брало исполнение.

СЛУЧАЛОСЬ ТАКОЕ

Был в отпуске в Завьяловском районе Алтайского края. С братьями проводим посиделки по вечерам. Люди собираются. Поём, слушаем, пляски бывают.
Однажды на посиделки зашёл человек, местный, но я его плохо знаю, поскольку не живу там, бываю только в отпуске. Постоял, послушал и говорит:
- Так. А «Мурку» можешь сыграть?
У меня отлетело, позабыл, сыграю – не сыграю. Догадался, что он – из мест заключения.
- Да зачем вам «Мурка»?
Он кепку приподнял и показал, что у него волос на голове нет.
- Я вам сейчас сыграю «Гоп со смыком». Пойдёт?
- Пойдёт!
Я ему сыграл «Гоп со смыком».Вспомнил, что у меня обработки, вариации… Он послушал и произнёс?
- Ну, мужик, отвёл ты мне душу! Где ты так хорошо научился играть «Гоп со смыком»?
- Я там же был.
- Да ты что?!
-Точно, - отвечаю.
- А сколько ты отсидел?
- 17 лет, - говорю.
- О! Это больше меня!
- А вы сколько?
- 7 лет, - отвечает.
Как он меня зауважал после этого…
Владимир Наталаненко не был в «местах не столь отдалённых»!

ПУТЕШЕСТВИЕ С ГАРМОНЬЮ

Вечер-встречу в ДКЖ 15 апреля 2006 года гармонист Наталенко открыл песней «Старый клён». Отчего поёт гармонь? Оттого, что кто-то любит гармониста.

«Под окном черёмуха колышется». Как услышу эту песню, вспоминаю 1954 год. Домик дяди Василий в селе Боровица Мурашинского района Кировской области, патефон, на котором вертится старенькая пластинка, шепелявит под тупой иглой. В 1967 году в Свердловске я познакомился с автором этой песни – Евгением Павловичем Родыгиным, известным на всю страну композитором. За 17 лет работы в столице Урала я часто встречался и беседовал с ним. Часто наслаждался этой песней в исполнении Уральского хора. А вот в очередной раз слышу её, но в исполнении сибирского гармониста Наталенко. И далее музыкант лихо играет ещё одну песню Родыгина «Едут новосёлы» Я окунулся мысленно в 1956 год, (тогда впервые услышал песню о первоцелинниках). Хоть мы ехали не на целину, но гармонь представилась, как та целина, которую можно поднимать, открывать.

«Как за Доном, за рекой».Владимир Павлович обработал интересно мелодию этой песни. Звуками гармони нарисовал картину. Мы представили: Рассвет, раннее утро, просыпающийся Тихий Дон, Тишина. Камыши стоят. Ещё стрекозы не летают. Солдаты проходят. Девушка идёт рядом со своим возлюбленным. Сел казак на коня и поехал. Топот конских копыт по степной дороге. Расставание этих людей. Тяжесть на душе. Остаётся девушка одна у Тихого Дона, плачущая и не знающая, что будет впереди? Встретит она его когда-нибудь?

Владимиру Павловичу всегда есть, чем поделиться с собравшимся на посиделки в ДКЖ по субботам и воскресеньям. Некоторые рассказы, размышления и думы я записал:

«Огромное количество гармонистов погибло в годы Великой Отечественной войны.

Сентябрь 1941 год. Истекающая кровью армия отступает, теряет тысячи воинов. Тем не менее, правительство принимает решение: направить в действующую армию 12 000 гармоней, а в ноябре и декабре в армии было уже 60 000 гармоней. В то неимоверно трудное время патроны считали на фронте, но находили деньги на гармони.

От нас зависит, потянутся ли дети к гармони. Дай Бог здоровья гармонистам, если они сумеют коснуться детской души красотой мелодии или исполнительским мастерством.

Среди многих достоинств гармони - её доступность (в смысле овладения), позволившая огромному количеству детей и взрослых испытать радость творчества

ГАРМОНЬ-КРАСА

Владимир Наталенко не только любит и знает хорошо гармонь, великолепно её чувствует, сравнивает её с форточкой, открыв которую, можно не только вдохнуть свежего воздуха, но и увидеть целый пласт народного творчества: песни, частушки, пляски, обычаи, обряды, декоративно-прикладное искусство, ремёсла, даже кухня, за столом люди часто с гармонью собираются

Гармонь навевает самые разные размышления.
Я верю: скоро распахнёт
Народ меха, Гармошка жахнет.
И классик заново вздохнёт:
«Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет».

В рассказе Чехова Ванька Жуков, писавший о своих невзгода, читаем: «А гармонь мою никому не отдавайте».
Гармонь всегда любили и ценили, относились, как к близкому родственнику. Она будет петь до тех пор, пока её будут любить.
Ты развернись-ка, душенька,
Подай свой голосок.
Ты мир чаруешь песнями,
Гармонь – моя краса!

Заметил: когда звучит гармонь, к ней проявляется интерес в любое время, в любом месте.
Звуки гармони оказывают влияние на мысли и чувства людей, особенно старшего поколения. В человеческой памяти события личного характера часто ассоциируются с музыкой, с песней, с гармонью. Она для многих звучит, как история, несущая в себе заряд радости, добрых воспоминаний.

Гармонь – лучший помощник в деле возрождения духа народа, его истории, традиций, культуры.
Гармонь, как скромная красавица, в присутствии баяна смущается, у неё не хватает нескольких звуков. У каждого инструмента свои задачи.

Чуть не утратив этот инструмент, многие сохранили к нему любовь. Русский человек столько лет повязан с гармонью! Если не гармонист, то слушатель. К сожалению, по-настоящему играющих на гармони не так много. Зато по-настоящему любящих её, как близкого родственника, к счастью, много.

Многие поэты упоминали гармонь в стихах: «Гармонь – соловушка России», «Дайте в руки мне гармонь», «Хороши вечера на Оби», «Одинокая бродит гармонь»…

О других музыкальных инструментах тоже пишут, но значительно меньше. Попробуйте представить «Одинокий бродит саксофон». Не получается.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

— Уровень исполнения нынешних гармонистов на уровне сегодняшних потребностей. Хочется побудить их, чтобы они не остались на этом уровне, а шли дальше. Беда – исчезает поколение людей, поющих, играющих на музыкальных инструментах. Было время, когда в каждой семье или пели, или играли, или хотя бы слушали. Обрушившийся на нас шквал шоу не дают возможность вернуться к прежним традициям. Кто-то стесняется, кто-то не помнит поющих родителей, кому-то в детстве не пели колыбельных песен.

Авторитет гармони поднимется всё выше и выше с привлечением талантливых гармонистов. Нужен поиск гармонистов, материалов, исследований. Поддерживать интерес к этому замечательному инструменту, целенаправленно его развивать через СМИ, кружки, училища, школы, детские сады. Любовь, как река, пока не иссякнет, будет нести гармонь, выявляя талантливых и духовно богатых гармонистов.
Надо задуматься, что нам сохранять? Ради чего стоит жить?

В последние годы всё русское гибнет, невозможно смотреть, как разрушается страна. Показывают 1791-ю серию очередного «психотропного» сериала. Скромная афиша «Играй, гармонь!» всегда собирает полные залы.

Леонид Перетягин
Фото Андрея Баулина
21.08.2007
http://kulsi.ru/EnergyAndArt?pid=2&id=148

Войдите чтобы комментировать