Гармонь волнует сердца людей



Виктор Федосов - лауреат Международного конкурса, певец и композитор, солист Брянской областной филармонии. Он виртуозно владеет гармошкой - исконно русским народным музыкальным инструментом, предан ей, а исполнение им военных и патриотических песен и ... романсов (что само по себе невероятно) говорит о его редком даровании и высочайшем исполнительском и композиторском мастерстве. Такие люди-самородки, как Виктор Федосов, штучный товар, и пока они есть на Брянщине, гармонь в России не умрет, она обретает поистине второе рождение. Недавно вышел в свет сборник, названный автором “Песни моего сердца”. В нем мелодии, написанные Виктором на стихи брянских поэтов и завоевавшие симпатии земляков.

— Но только ли в гармони дело? На ней играют многие...
— Да, казалось бы, что такое гармонь — две планки с 25 кнопками и меха. Но без ложной скромности скажу, так, как я, сыграть невозможно. Я стараюсь расширить возможности инструмента, сделать из него микрооркестр. Моя гармошка творит чудеса. Я, к примеру, единственный исполнитель, поющий романсы под ... гармонь. К тому же я делаю настоящие моноспектакли, где синтезированы разные жанры — песня, танец, стихи. Гармонь легче баяна, поэтому можно одновременно играть, петь и бить ногами дроби. А потом я работаю не один — с залом. Вместе со мной поет мой зритель, мой народ. В этом секрет успеха.
— Виктор Данилович, а как родилась идея музыкального спектакля?
— Началось все с моей дружбы с Геннадием Заволокиным. Он глубоко понимал гармонь, играл так, что душа пела. Я увидел его телепрограмму, узнал, что живет он в Новосибирске, и связался с ним. Благо должность позволяла — в ту пору я работал начальником областного управления культуры. Рассказал, что сам играю на гармони. А потом пригласил на праздник славянских народов на стыке трех республик. Дело было в 1996 году. Но получилось так, что Заволокин до нас не доехал — попал в Железногорске в реанимацию. Ансамбль выступал без него — с братом Александром. Были они и на “Севской частушке”. Я показал им свою игру на конкурсе гармонистов, где получил вместе с Евгением Лосевым из Сельцо высшую оценку.
А когда Геннадия Дмитриевича в 2001 году не стало, мы с женой Людмилой написали песню “Заволокина гармонь”. Она стала стержнем первого концертного проекта, с которым я объехал не только нашу область, но и всю Россию. В программу вошли попурри из советских песен, частушки, старинная музыка — падеспань, полька-кокетка и т.д. Второй проект состоял из русских и цыганских романсов и посвящался 200-летию Ф.И.Тютчева. И, наконец, в преддверии 60-летия Победы родилась идея музыкального спектакля “Гармонь по фронтовым дорогам”. В программе звучат семь стихотворений, более пятнадцати песен, в том числе знаменитые “Огонек”, “Эх, дороги”, “Синий платочек”, “Темная ночь”, а также ряд авторских баллад. И, конечно же, лихие дроби с переплясом. А вдохновил меня образ Василия Теркина — фронтового балагура, любившего трехрядку. Гармонь была неизменной спутницей солдат в минуты отдыха, помогала поднять настроение, спасала от горестей, заряжала энергией... Спектакль вызвал отклик не только у брянского зрителя, но и у жителей Москвы, Обнинска, Тулы, Орла, Воронежа, Курска, Белгорода, Иванова, Ярославля и других городов Центральной России.
— Но чтобы гастролировать, нужны деньги, и немалые...
— Помогают спонсоры, все, кто любит гармонь. Одним из первых поддержал меня Павел Ветошко — директор “Брянск-УАЗа”. В пору, когда его бизнес только-только начинался, он давал свою “Волгу” для моих поездок по области. В последнее время сотрудничаю с компанией “Билайн”. С их помощью я и гастролирую по России. Здесь работает очень обязательный народ. С ними легко.
— Но говорят, гармонь не в моде, в моде — электроника...
— Да, гармонь постепенно уходит из нашей жизни. А было время, когда без нее не обходился ни один престольный праздник. Помню, в моей родной деревне гармонь была почти в каждом доме. Не было ни радио, ни транзисторов, а душа хотела выразить себя, выплеснуть наружу радость или грусть. И тогда соседи создавали импровизированный оркестр — кто приносил ложки, кто гармонь, кто балалайку, и начиналась потеха. Проще простого было научиться играть барыню или страдания.
Как я радовался, когда отец привез с Урала гармошку. Мне было всего восемь лет... Освоив гармонь, я уже не смог остановиться. Подростком собирал немало слушателей. В селе до ночи пели и плясали. Так было... Но появилось телевидение, и народ (а он у нас падок на соблазны), как ребенок, потянулся к конфетке. Магнитофоны и синтезаторы вытеснили живую музыку. Говорят, птицы дохнут от децибелов наших дискотек, а молодежь оттягивается и ... ничего.
Но, думаю, люди захотят скоро отдохнуть от шума и оценят гармонию и гармонику. Ну а элемент усталости от поп-звезд, мелькающих на телеэкране, уже налицо. Фабричный ширпотреб надоел многим. Так что ростки культуры пробиваются, но игра на гармони, которая объединяла всех, исчезла. Популярны те гармонисты, которые взяли на вооружение художественное слово, вокал, подтанцовку.
Слава богу, в Брянске есть оркестр народных инструментов, и город поддерживает этот коллектив. Ведь народная музыка обращена к душе, сердцу человека, заставляет нас думать, сопереживать, а не тупо балдеть. Когда наша страна разбогатеет и у людей появится достаток, мы научимся регулировать культурно-развлекательный процесс и отфильтруем шлак.
Основная моя задача — ввести гармонь в 21-й век, продолжить традиции, заложенные программой “Играй, гармонь”. Ведь живой звук не сравнить ни с одним эстрадным инструментом.

Беседовала Ирина Егорова
"Брянский рабочий"  03.06.2005

Войдите чтобы комментировать