КАК СУЗДАЛЬСКИЙ САМОУЧКА ГЕРМАНИЮ ПОКОРИЛ


Всю свою жизнь суздальчанин Михаил Запруднов крутил шоферскую баранку. Правда, сейчас машина служит ему лишь средством передвижения. А кусок хлеба с маслом для семьи Михаил Капитонович зарабатывает гармонью. Их у него три. Стоят, как иконы, на самом почетном месте - в красном углу рубленого дома. Здесь мы и говорим с известным суздальским гармонистом то под аккомпанемент его голосистого инструмента, то под гомон очаровательных малышей.



- Как случилось, что после многих лет шоферской работы Запруднов вдруг круто изменил свою жизнь и взял в руки гармонь?

- А я с ней никогда не расставался. Считай, с десяти лет играю. Только раньше для себя, а теперь доставляю удовольствие другим. А все нужда заставила. Пока Горбачев с Ельциным кресла в Москве делили, народ в провинции нищал. Вот и я своим честным шоферским ремеслом уже не мог семью прокормить. В начале 90-х как выходной - брал в руки гармонь и отправлялся в самые людные в Суздале места. Сяду, где туристов побольше, - и растяну мехи. Гармонь у меня голосистая. Люди заслушаются, а потом, глядишь, и отблагодарят кто рублем, а кто и долларом. Порой до двадцати зеленых домой приносил. Правда, и спина мокрая была. Вы знаете, сколько гармонь весит? Восемь килограммов. Вот и порастягивай пять-шесть часов. Мозоли на пальцах! А тут еще местные чинуши все норовят штраф содрать, мол, нарушаешь общественный порядок. Однажды аж в пятьсот тысяч рублей мое злодеяние оценили! Это когда зарплату в миллионах считали. Благо местный прокурор и начальник милиции никакого криминала в моих концертах не обнаружили.

- Михаил Капитонович, но как в Германии-то вы оказались? Уехали от обиды на местных чиновников?

- Считайте, что так. Да и заработки в Суздале стали падать. Туристов, особенно иностранных, с каждым годом все меньше. Если в первое лето я только в долларах заработал более ста пятидесяти зеленых, то потом - хорошо, если тридцать за сезон набиралось. Наши "новые русские", заполонившие Суздаль, в отличие от зарубежных гостей не очень-то щедры на благодарность. Разве что если переберут по части водочки либо виски...

В Германии совсем другое дело. Сяду у Рейхстага или Бранденбургских ворот, растяну мехи, около меня толпы собираются. Слушают немцы с удовольствием, подпевают на своем языке. Особенно они любят "Катюшу", "На сопках Маньчжурии", "Подмосковные вечера". Играл и "Марш славянки", гимн Советского Союза. Полицейские на лошадях подъезжают, честь русскому гармонисту отдают. А о чаевых и говорить нечего - немцы на них не скупятся. За два-три часа я собирал двести марок. В России таких денег за месяц не заработаешь. В Берлине меня приглашали играть и в ресторанах, и на прогулочном пароходе, и на днях рождения. Почему-то я приглянулся очаровательной фрау Инне-Марии. Она - хозяйка большого отеля. Пригласила меня на свой день рождения. Я говорю: "Не могу, виза заканчивается". Уговорила все же. Гостей у нее было... Все такие видные, состоятельные. От моей игры они просто балдели. А Инна-Мария так расчувствовалась, что подарила мне машину "опель". На ней я и вернулся в Россию. Правда, за нарушение визового режима штраф пришлось заплатить

- А почему же сейчас не на иномарке, а на нашем "Святогоре" ездите?

- Так опять же от нашей российской глупости. Вы знаете, какие деньги таможня с меня за тот "опель" потребовала? Словом, пришлось машину продать. На следующий год опять на гастроли в Германию подался. Вернулся оттуда уже на "фольксвагене". Решил на сей раз долг таможне выплачивать постепенно, по сто долларов. Внес 1650 зеленых, а мне говорят: "За вами еще две с половиной тысячи". Ни фига себе! Вижу, разорит меня родная таможня. Так и продал машину на запчасти.

- А кроме Германии, никуда больше не ездили на заработки?

- Почему не ездил? В Голландии был. Как приобрел "фольксваген" в Германии, так на нем сразу и махнул в Амстердам. Посидел несколько часов, и накидали мне около 130 гульденов. Но в Германии мне больше нравится. Я и язык их уже освоил. Только вот конкурентов там много. Знаете, сколько профессиональных музыкантов из СНГ на улицах Берлина играет! Одно меня выручает - никто с русской гармошкой не приезжает. Скрипок, виолончелей, гитар много, а вот гармошки нет. Для немцев наша гармошка - вроде экзотики. А может быть, душу ее они понимают.

- Под водочку или коньяк легче играется?

- Если граммов сто, то легче. Но ни в коем случае не больше. Иначе проворности в пальцах не будет, да и голос своей гармони не услышишь, начнешь фальшивить. А я этого терпеть не могу.

- Пудовые гири у вас стоят. Тоже для тренировки рук?

- Балуюсь иногда. Раньше до сотни раз выжимал. Теперь меньше - возраст, 55 уже.

- Наверное, немало свадеб в Суздале переиграли? Вас здесь весь город знает.

- Раньше играл и на свадьбах. Теперь редко. Приятно играть для трезвых, а у нас свадьбы, сами знаете, как проходят...

- Михаил Капитонович, у вас с женой Ольгой трое детей. Все их детство сопровождает звук гармони. А сами они склонность к музыке имеют?

-Кажется, да. Вот и самый младший Миша, ему четыре года, уже вовсю со мной поет.

- Мечтаете где-то еще побывать?

- Конечно, хотелось бы мир посмотреть и себя показать. Приглашали меня в Америку, Мексику, другие страны. Но очень уж у нас бюрократия сильна. Чтобы выехать куда-то, надо столько сил потратить. Надеюсь, иностранные туристы все же вернутся в нашу страну, и в Суздаль в частности. Только надо нам самим к ним лицом повернуться. Порядок и чистоту навести, хулиганов и грабителей поусмирить, бюрократов и мздоимцев поприжать. Глядишь, и повезут туристы в нашу провинцию марки и доллары. А тут уж не теряйся, зарабатывай!

Князев Владимир соб. корр. , газета "Труд" № 036 за 01.03.2002

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200203010360605

Войдите чтобы комментировать