Электронная гармонь ВОРСКЛА была первым изобретением в нашем регионе. В г. Полтава была действующая музыкальная фабрика. Изготавливали они баяны, обычные и заказные, стоимостью по 5-7 тыс. рублей. Выпуск небольшой партии гармоней был обусловлен действующей ярмаркой, посвященной Н.В.Гоголю, которая до сих пор проходит его на родине в с. В. Сороченцы. Я живу в курортном городе Миргород, и наш дом культуры обслуживал ярмарку. Тогда и появилась идея создать инструмент, чтобы было слышно, что это веселье. Да и еще во времена комунизма народ действительно отдыхал. В моем городе жил музыкант-виртуоз нашего края и еще один дед-настройщик гармоней. Они были старенкие и, присмотревшись ко мне, взяли меня в свой коллектив как наследника. Я учился играть, ремонтировать и строить гармони одновременно. В связи с этим я часто посещал фабрику и высказывал мнение народа об их инструментах. Немогу назвать дату изготовления первой гармони. Было это очень давно, первая гармонь была рекламирована в передаче "Играй Гармонь" в Москве. Это был первый инстумент, он был назван в честь реки ВОРСКЛА. Так как она была первая, то ее назвали ВОРСКЛА-1.
Исходя из того, что ярмарка - шумное место, внимание было обращено на электронную часть для получения обьемного звучания. Голосовая часть была обычной рядовой гармонью. Единственным изменением было то, что на этих 2х изделиях поставили планки от аккордеона. Мне позже поставили класса 0, то есть на планках клеймо с цифрой 0. Как показала практика, одной гармони мало, так как на ярмарке 2 героини, и каждой нужна громкая музыка. Тогда взяли меня и мне сделали второй вариант. Но я уже вносил свои пожелания, и тоже по электронной части. Поэтому моя гармонь имеет перестройку генераторов. Так как я разбираюсь в электронике, то в гармонь были мною добавлены еще 3 регулятора, чтобы я мог регулировать звучание электронных регистров. С появлением этого инструмента отпала набходимость задействовать бубен, скрипку и сопилку. Барабан и тарелки регулируются по желанию, а управляются басами. Рядовые гармонисты не имели возможности показать гостям все, что может дать этот инструмент, и поэтому опыта большого не было. Да и цена была на то время космическая. Гармонь стоила 620 рублей при моей зарплате 90рублей. Мою гармонь укомплектовали усилительным устройством ЭПСИЛОН 50 ХП с педалью и 2 эквалайзерами для разнообразия воспроизведения стоимостью 510р. На сегодня я уже не участвую в подобных мероприятиях, и гармонь отдыхает. Имею мысль уделить внимание голосовой части добавлением звукоряда пикколо или, если бы была финансовая возможность, вставить медные планки и дать ей звучание, похожее на гармонь среднего уровня. На сегодня эту гармонь можно приобрести за 8 тыс.гр. или 35000р.
Гармонь ВОРСКЛА-2 была изготовлена Полтавской муз. Фабрикой специально для озвучивания театральных действий В.Сорочинской ярмарки на родине Гоголя. Было изготовлено 2 гармони черного и синего цвета. Эти гармони отличались от небольшого серийного выпуска тем что голосовые резонаторы вставлены из импортного аккордеона и более тщательно настроены. Электронные генераторы также были перестроены с госта на народный строй. В гармони ВОРСКЛА-2 кроме этого были еще добавлены 3 регулятора для желаемой подстройки аккордов а также добавлен микрофонный вход внешнего электректного микрофона. Гармонь укомплектовали акустической системой ЭПСИЛОН-50 с 2мя эквалайзерами переключаемые педалью и вход электрогитары. При обычной игре гармонь играет как все в тональности СОЛЬ диез. При электронном исполнении растягивать мех нет необходимости. По желанию можно включить барабан и тарелки управление которыми осуществляется басами. Гармонь имеет 3 отдельных звукових генератора которые включаються как по отдельности так и различными вариантами 1-3. 1-2. 1-2-3. 1-3. И так далее. Возможна игра только через микрофон или и гармонь и электроника для чего имеется регулятор совместимости.
Электронная часть также предусматривает звучание в режиме реверберации. Она имеет 2 ребербератора, а также звуковой фильтр, который также изменяет звучание. Имеется встоенный микрофон с регулятором чувствительности, а также предусмотрен регулятор общего выходного сигнала. И, самое интересное то, что возможна совместная игра электронной системы с микрофоном. То есть имеем 2 сигнала - от генератора и микрофона. Имеется еще один регулятор, который изменяет частоту генераторов, можно занизить или завысить генератор где-то на пол тона. Получается разлив желаемого уровня. Безусловно,эксплуатация такого инструмента требует от музыканта изобретательности и желания все это не только освоить, но и применять на практике. А в общем то, эта гармонь не концертная, а народная и в большинстве случаев применяется в коллективе где живут по законам Божьим... Как видите, мы тоже можем изобрести неплохие вещи. А от немцев в то время я не слыхал о таком. Теперь новые технологии, и гармони 21 века не аналоговые, а цифровые с миди системой, и применяются в солидных аудиториях.
Семененко Василий Михайлович. Украина, г.Миргород.