Схема основных видов гармоник Альфреда Мирека

Больше
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #12902 от Сергей Серёдкин
Схема возникновения и классификации основных видов гармоник Альфреда Мирека.

ВНИМАНИЕ!

Картинка, которую вы видите ниже - опубликована только для "создания фона". Она в плохом качестве.

(Если закрузить картинку в хорошем качестве, то она будет долго загружаться.)

Если вы хотите скачать себе на комьпьютер эту схему скачайте их в следующих архивах:
1) Схема в формате PNG , заархивирована в архив ZIP (архив 579Kb)
2) Схема в формате BMP , заархивирована в архив ZIP (архив 585Kb)



*
Спасибо за скан Павлу Уханову, который первый разместил её на Орловской гармони.
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад пользователем Сергей Серёдкин.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад #12907 от Сергей Серёдкин
Нашел информацию о шен.
Оказывается на нём до сих пор играют!!!

Создана тема: Шен (sheng) - "прародитель" гармоник

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 года 8 мес. назад - 11 года 8 мес. назад #21945 от Максим Каракулов
Максим Каракулов ответил в теме Re: Схема основных видов гармоник Альфреда Мирека
В последнее время мне хотелось понять, существуют ли в мире инструменты похожие на гармонь. Понять для того, чтобы наладить связь с музыкантами, играющими на этих инструментах. Подумалось, вдруг еще в мире где-то существует гармонь, но называется она по-другому. А потому и не видно её нигде, слово нужно правильное найти. Да и спрашивают постоянно, чем гармонь отличается от баяна и аккордеона.

Прошерстил я множество статей, самые интересные и познавательные вот какие: Прежде всего, гармонь входит в большой класс язычковых духовых инструментов (Free reed aerophone), куда также входят губные гармошки, органы и другие.

Далее, гармонь входит в семейство ручных гармоник (Squeezeboxes), у которых есть ручной воздуходувный мех, располагающимся на груди музыканта.

Ручные гармоники, в свою очередь разделяются на два рода. Отличаются они тем, как расположена клавиатура: параллельно движению меха - концертина (Concertina), или поперёк движению - аккордеон (Accordion).

А дальше - самое интересное! Понятное дело, что наша гармошка относится к аккордеонам. Аккордеоны же можно делить по следующим трём группам признаков:
  1. Диатонические (Diatonic) - с 7 нотами в октаве, или хроматические (Chromatic) - с 12 нотами.
  2. Клавишные (Keyed или Piano accordion) или кнопочные (Button accordion).
  3. Унисонарные (Unisonoric accordion) - это когда из каждой клавиши извлекается один и тот же тон при любом движении меха, или бисонарные (Bisonoric accordion) - когда из каждой клавиши извлекается два разных звука, в зависимости от направления движения меха.

Итак, мы можем теперь сказать, что русская гармошка - это диатонический унисонарный кнопочный аккордеон (Diatonic unisonoric button accordion). Во как!

Соотвественно, наш "баян" - это хроматический унисонарный кнопочный аккордеон, а привычный нам "аккордеон" - это хроматический унисонарный клавишный аккордеон.

Только остаётся вопрос, а есть ли в мире еще "аккоредеоны", похожие на нашу русскую гармошку по признакам диатоничности, кнопочности и унисонарности? Каковы их названия, чтобы можно было их хотя бы искать в интернете? Насколько я понял, наша гармошка в этом плане уникальна. Есть большое разнообразие кнопочных аккордеонов, но все они почему-то бисонарны. Что и радует и печалит одновременно, но я точно буду безумно рад, если ошибаюсь, и если у нашей русской гармошки есть неизвестный мне пока побратим.

Как же называются инструменты, родственные гармошке? Вот какие названия я пока нашел:
  • Melodeon (в Британии и Австралии)
  • Button Box (в Ирландии)
  • Diato (во Франции)
  • Organetto (в Италии)
  • Handharmonika (в Германии)
Последнее редактирование: 11 года 8 мес. назад пользователем Максим Каракулов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 8 мес. назад #27023 от Иван М.
Максим, вы правильно поняли суть вопроса и очень хорошо расписали, прямо мои мысли. :) Да, русская хромка уникальна. Я долго искал в сети (благо английским свободно владею), но точных аналогов ни одного не находил. Есть, однако, английская концертина, которая тоже унисонорная, однако она хроматическая, хотя в принципе можно играть без полутонов и получится как хромка. Англо-немецкая концертина же диатоническая, но бисонорная. Для всех остальных диатонических аккордеонов бисонорность абсолютная норма. Современная хромка вообще позднее изобретение и выбивается из общего ряда, хотя и были похожие (вятка, ливенка). Ведь и русские гармошки 19 века в массе тоже бисонорные. А унисонорные обязательно хроматические. То есть связь диатоника=бисонорика, хроматика=унисонорика. А хромка — это уникальный упрощённый баян. Возможно есть экспериментальные штучные заграничные аналоги хромки, но они никакой популярности не достигли, что о них ничего неизвестно. Есть ещё гибриды, у которых мелодия бисонорная, а басы унисонорные.

И да, не забываем про татарские, марийские, азербайджанские гармони, хотя они внуки вятки.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 8 мес. назад #27025 от Максим Каракулов
Максим Каракулов ответил в теме Re: Схема основных видов гармоник Альфреда Мирека

Иван Микулич пишет: То есть связь диатоника=бисонорика, хроматика=унисонорика.

Иван Микулич, благодарю за дополнения! А как вам кажется, почему преобладает именно такая связка как диатоника-бисонорика? Чем это обусловлено?

Иван Микулич пишет: И да, не забываем про татарские, марийские, азербайджанские гармони, хотя они внуки вятки.

И да, хотелось бы узнать побольше про татарские, марийские и азербайджанские гармони! В чём их особенности?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 8 мес. назад #27029 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме Re: Схема основных видов гармоник Альфреда Мирека

Максим Каракулов пишет:

Итак, мы можем теперь сказать, что русская гармошка - это диатонический унисонарный кнопочный аккордеон (Diatonic unisonoric button accordion).

Остаётся лишь указать это более правильное и понятное название в заглавии сайта вместо загадочного словосочетания "русская гармонь":D

Максим Каракулов пишет: А как вам кажется, почему преобладает именно такая связка как диатоника-бисонорика? Чем это обусловлено?

Прежде всего возможностью извлекать аккорды основных гармонических функций, я думаю. Ведь при хроматическом строе возможна игра в любых произвольных тональностях (а он для этого, собственно, и нужен), так что неизвестно какие ноты потребуется извлекать одновременно, чтобы получить нужный аккорд (вернее известно, но эти ноты могут быть всякий раз различные), если же строй диатонический, - тональности определены конкретно (а значит и основные аккорды) и нет проблем распределить в инструменте ноты, звучащие на расжим и сжим так, чтобы не потерять возможность играть на нём аккордами. Ну а основное преимущество "бисонорной" конструкции очевидно - компактность (в "унисонорной" количество язычков вдвое больше).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.411 секунд
Работает на Kunena форум