Басы на баяне

Больше
13 года 10 мес. назад #6804 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме Re: Басы на баяне
JurijW:

Освоение расположения басов и аккордов на баяне очень помогает в определении тональности музыкального произведения и в транспонировани его в тональность Ля-минор или До-мажор (т.е. в тональности для гармони).


Совершенно верно, так как басы на баяне расположены по вертикали таким образом, что музыкальный интервал между любыми соседними басами в ряду равен квинте (если отсчитывать его в восходящем направлении) или кварте (если в нисходящем). Именно в этом порядке располагаются и тональности (кварто-квинтовый круг). Если мы внимательно посмотрим на расположение басов в основных рядах гармони, то увидим, что и там соблюдается та же последовательность (те же фа, до, соль, ре, ля, ми, си снизу вверх)! Разница только в том, что на гармони в вертикальных рядах между кнопками основных басов находятся кнопки готовых аккордов и самих таких рядов два. Поскольку гармонь, в отличие от баяна (аккордеона), ориентирована на игру лишь в определённых тональностях, то, следовательно, и нет необходимости оснащать её слева готовыми аккордами всех трёх видов для каждого из басов. На левой клавиатуре гармони присутствуют только те аккорды, которые нужны для аккомпанемента в наиболее употребительных для неё тональностях.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад #6806 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Басы на баяне
В данной теме можно провести небольшой ликбез для тех, кто знаком с нотной грамотой и желает продвинуться в изучении тональностей.

Левая клавиатура баяна, а точнее басовый ряд является отличным наглядным пособием для определения тональностей и знаков альтерации (диезов #, бемолей b) в них.

Басы на баяне располагаются в следующей последовательности:

фаb, доb, сольb, реb, ляb, миb, сиb, фа, до, соль, ре, ля, ми, си, фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#.

Пусть не смущает некоторых существование фаb, доb, ми#, си#: (фаb (понижение фа на полтона) – это ми, доb (понижение до на полтона) – это си, ми# (повышение ми на полтона) – это фа, си# (повышение си на полтона) – это до) - так требует теория музыки.
Движение по этому ряду (вверх или вниз) начиная с клавиши до позволяет определить название мажорных тональностей и количество диезов или бемолей в них.

Мажорные тональности:

7 до# мажор – 7 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#.

6 фа# мажор – 6 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#;

5 си мажор – 5 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#;

4 ми мажор – 4 диеза - фа#, до#, соль#, ре#;

3 ля мажор – 3 диеза - фа#, до#, соль#;

2 ре мажор – 2 диеза - фа#, до#;

1 соль мажор – 1 диез - фа#;

0 до мажор не содержит знаков при ключе

1 фа мажор - 1 бемоль - сиb;

2 сиb мажор – 2 бемоля - сиb, миb;

3 миb мажор – 3 бемоля - сиb, миb, ляb;

4 ляb мажор – 4 бемоля - сиb, миb, ляb, реb;

5 реb мажор – 5 бемолей - сиb, миb, ляb, реb, сольb;

6 сольb мажор – 6 бемолей - сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb;

7 доb мажор – 7 бемолей – сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb, фаb.
Движение по этому ряду (вверх или вниз) начиная с клавиши ля позволяет определить название минорных тональностей и количество диезов или бемолей в них.

Минорные тональности:

7 ля# минор – 7 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#.

6 ре# минор – 6 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#;

5 соль# минор – 5 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#;

4 до# минор – 4 диеза - фа#, до#, соль#, ре#;

3 фа# минор – 3 диеза - фа#, до#, соль#;

2 си минор – 2 диеза - фа#, до#;

1 ми минор – 1 диез - фа#;

0 ля минор не содержит знаков при ключе

1 ре - 1 бемоль - сиb;

2 соль – 2 бемоля - сиb, миb;

3 до – 3 бемоля - сиb, миb, ляb;

4 фа – 4 бемоля - сиb, миb, ляb, реb;

5 сиb – 5 бемолей - сиb, миb, ляb, реb, сольb;

6 миb – 6 бемолей - сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb;

7 ляb – 7 бемолей – сиb, миb, ляb, реb, сольb, доb, фаb.
Как видим, диезы и бемоли проставляются в каждой тональности в строгой последовательности. Это та же схема: фа, до, соль, ре, ля, ми, си для диезов и наоборот - си, ми, ля, ре, соль, до, фа для бемолей.
Обратим внимание еще на одну закономерность: если при ключе проставлен один диез, то это будет только фа#, если два диеза, то это только фа# и до#, если три диеза, то это фа#, до#, соль# и т.д.

Аналогично и с бемолями. Один бемоль – значит это сиb, два бемоля – сиb и миb, три бемоля - сиb, миb, ляb и т.д.
Таким образом кварто-квинтовый круг (последовательность фа, до, соль, ре, ля, ми, си) позволяет самостоятельно без всякого зазубривания и заучивания определить название тональностей и знаки альтерации в них.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
13 года 10 мес. назад #6808 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме Re: Басы на баяне
Cepreu:

Таким образом кварто-квинтовый круг (последовательность фа, до, соль, ре, ля, ми, си) позволяет самостоятельно без всякого зазубривания и заучивания определить название тональностей и знаки альтерации в них.


А чтобы легче было запомнить саму эту последовательность и не отсчитывать всякий раз в уме квинту от очередной ноты, В. Семёнов в своей "Современной школе игры на баяне" предлагает рифмовку:

"фа, до, соль, ре, ля, ми, си - что не знаешь, то спроси".

И в обратном порядке:

"си, ми, ля, ре, соль, до, фа - в гости к нам идёт дрофа".

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.160 секунд
Работает на Kunena форум