Лучший инструмент не тот, что сделан не на фабрике, а умельцем-кустарем. Гармонь создается специально под голос солиста.Хорошо сделанная гармонь живет очень  долго, и при этои не "хрипнет" и не теряет ни одного голоса!
Украсить гармонь тоже надо с умом. Чем богаче и краше одет инструмент, тем больше он ценится. А хозяину такой гармони - честь и почет.
Такие гармони иногда предлагают поменять на автомобиль! (правда, мало кто соглашается).

Общие принципы

Выбрать себе подходящую гармонь - очень даже не просто. Не знающий скажет: " Что здесь сложного? В магазине на полках лежат много гармошек: выбирай, какая исправная и покрасивее". Старые гармонисты говорят, что найти себе гармонь также сложно и ответственно как найти себе подругу жизни. От этого можно сказать зависит, как сложится твоя жизнь. Дело даже не в том, какого строя, с разливом или нет, ты выбираешь гармонь – нужно выбрать гармонь себе по душе. У каждого гармониста свой характер – это доказывать не надо. Один любит песни попеть, другой любит под пляску поиграть, а третий сам не знает что ему надо. Подсказать здесь сложно, но ясно одно – поиск и выбор своей гармошки, также как и подруги, это на самом деле сугубо личное.

У гармонистов чаще всего бывает одна гармошечка, которую, как говорится, холят и лелеют, но бывает и по несколько гармошек. Люди тоже разные бывают – одни однолюбы, другим требуется разнообразие. И здесь ничего не поделаешь, люди так устроены.

По тому как гармонист содержит свою гармонь, раньше девки безошибочно определяли как будет относится к своей "половине" этот человек: бережно или по хамски, с нежностью или будет пинать ее под лавку, наигрался досыта и пускай теперь валяется, пылится, но это среди гармонистов большая редкость. Как правило, если парень гармонист, значит, ему Бог дал талант, и его талант, скорее всего, проявится везде и в работе и в личной жизни. Опытные фольклористы говорят, что дом гармониста при въезде в старые деревни сразу виден, он отличается от других неуловимыми деталями: может наличники особой красотой выделяются, может еще чем-нибудь другим.

Гармонисты всегда приписывали гармошке наличие души. К примеру: возьмешь одну гармошку - наигрыш прямо сам себя выговаривает, возьмешь другую - все при ней и строй хороший и разлив замечательный, но не идет игра, бесцветная какая то получается. Вот и говорят про это – нет души у такой гармошки.

А душу в гармошку вкладывает ни кто иной, как гармошечный мастер, но их к сожалению в последнее время остается все меньше и меньше. И в результате теперь хорошую гармошку с душой и для души найти стало совсем уже сложно.

Аналогий и параллелей здесь можно по этому поводу проводить до бесконечности, но в принципе это "закон природы", который "железно" работает во всех своих проявлениях и ипостасях.

Технические принципы

Прежде чем разбираться есть ли у конкретной гармошки душа или нет, нужно в первую очередь выяснить элементарную техническую исправность данного изделия, что при настоящем состоянии гармошечного промысла очень актуально.

На что же, прежде всего, стоит обратить внимание и что нужно проверить, что бы не попасть впросак при покупке гармошки:

1. Внешний осмотр.

Осмотр корпуса на отсутствие сколов и царапин полированной поверхности (наличие сколов и трещин в результате неудачной транспортировки может говорить и о внутренних повреждениях и нарушенной герметичности корпуса).

Осмотр мехов на целостность и герметичность. Герметичность проверяется осуществляется путем разжатия и сжатия гармошки. Проверяется качество клейки борин и надежность крепления уголков на боринах. Слабо закрепленные уголки приведут к быстрому износу борин и к потере герметичности.

Осмотром ремней (безопасности) не стоит пренебрегать. Опыт показывает что при соответствующей эксплуатации, расползающиеся и рвущиеся ремни не редкость.

2. Проверка кнопочного механизма.

Проверка осуществляется путем последовательного нажатия на все кнопки (клавиши) левой и правой руки.

Пружины кнопочного механизма могут быть очень тугими, что затрудняет игру или приводит к быстрому утомлению пальцев и кисти рук.

Пружины механизма могут быть прослабленными. При резком сжатии мехов в этом случае будут слышны звуки планок из-за самопроизвольного открывания клапанов.

Зазор между кнопками (клавишами) правой руки должен быть равномерным и минимальным.

Кнопки должны беспрепятственно нажиматься и возвращаться в исходное состояние (без малейшего заедания, закусывания и запивания)

3. Проверка звуковых планок.

Для проверки планок желательно наличие музыкального слуха и слухового опыта.

Проверка настройки музыкального строя и проверка исправности планок осуществляется путем выслушивания (вынюхивать не получиться).

Планки должны откликаться на малейшее движение мехами, отсутствовать инертность планок (при нажатии на кнопку звук должен появлятся моментально и во всей своей красе).

4. Внутренний осмотр
Можно также разобрать гармонь (если разрешат). Обычно для этого нужно вынуть четыре гвоздика возле меха. Внутри гармони находятся планки, по их числу можно судить о голосности - если планок две - то гармонь двуголосая, если три - то трехголосая. Редко бывают четых и даже пяти голосые (только у заказных инструментов).
Планки вообще вещь особенная. Фабричные гармони обычно состоят из кусковых планок - на резонатор воском или специальной мастикой на восковой основе приклеиваются набор из кусочков - голосов. Поэтому такие планки называются "кусковые".
У хорошей же гармони планки должны быть цельные - голоса на такой планке наклепываются на цельный кусок металла, дюралюминия (дюрали) или, лучше всего, латуни. Латунные планки потяжелей, но именно за счет этого они звучат лучше.

Планки нужно внимательно осмотреть на предмет состояния, чтобы ничего не отваливалось и не сгнило. Нужно посмотреть чтобы все голосовые проемы через один были плотно прикрыты кусочками лайки - специальной кожи, не пропускающей воздух. Почему через один? Потому что проемы прикрыты лайкой с разных сторон - с одной стороны это видно, а с другой нет. Одни для звука когда мех растягивается, другие - когда сжимается. Можно попробовать снять резонатор с планками (обычно резонаторы съемные), и подуть в отверстия от себя и в себя (как на губной гармошке), чтобы проверить, звучат ли голоса. Дело в том, что когда проверяется звучание кнопок на гармони, это не ознчает что проверяются все планки. Планки звучат одновременно, и, если какая то из них не звучит, вы можете этого не услышать. Если же резонатор с планками снять, то стопроцентно можно убедиться в звучании всех голосов.

Тональность гармони

Не забывайте, что, в отличие от баяна, гармони бывают различных тональностей. Что это значит? А то, что нота "До" у гармони может быть вовсе и не "До", а "До диез" или "Ре", "Ми" и другие.  И если вы хотите кроме того, чтобы играть на гармони, одновременно еще и петь, то очень важно выбрать гармонь так, чтобы ваш голос и голос гармони совпадали. Для женщин больше подходят гармони в тональности "ре" или рядом (до диез, ре диез), для мужчин - в тональностях соль диез, ля. Но это примерно, а так, конечно, у каждого человека свой индивидуальный диапазон, поэтому тут надо просто спеть ... Если же петь вы не собираетесь, то тональность гармони не имеет значения.

Также следует знать, что бывают гармони-междустройки , когда ее строй чуть-чуть не попадает в стандартный набор тональностей - он или чуть выше, или чуть ниже (обыно, где то на четверть тона). Если вы не собираетесь играть с кем то совместно, то это также большого значения не имеет.

Войдите чтобы комментировать


Александр Морозов аватар
Александр Морозов ответил в теме #35961 8 года 2 мес. назад
Юрий 50, так а я за шо? :)
Юрий 50 аватар
Юрий 50 ответил в теме #35956 8 года 2 мес. назад
Чайки не все визгливые, которые сделаны в 3 октавы или с "баритоном" (терминология Воронина), звучат нормально. То же и с белорусями, звучание сильно зависит от набора голосов. Посмотрите, например, игру Николая Новикова на ютюбе, белорусь звучит вполне прилично. А резонаторы на всех почти стандартные, можно целиком переставлять, только крепление подработать, они тут не причём.
Александр Морозов аватар
Александр Морозов ответил в теме #35928 8 года 3 мес. назад

Александр пишет: скорее всего так и есть....резонаторы большие камеры тоже чтобы создать давление на голос ( порциальное - гидравлики поймут) надо давануть мехом тогда вроде нечто приемлемое получается....

У меня в связи с вышесказанным возникли следующие вопросы к гидравликам:
1. Какое отношение давление отдельно взятого компонента идеальной газовой смеси имеет к гидравлике (или пОрциальное давление это не ошибочно написанное пАрциальное?) и что общего между гидравликой и акустикой язычковых музыкальных инструментов?
2. Какая связь между размерами корпуса гармони "Беларусь" и размерами установленных в неё резонаторов (объёмами звуковых камер), если параметры входных камер определяются исключительно частотами звучания голосов и размерами голосовых планок?

P.S. Слушать про то, как от игры на "Беларуси", якобы, виснут руки, лично у меня уши виснут. :)
Олег Софронов аватар
Олег Софронов ответил в теме #35920 8 года 3 мес. назад
А если с двумя ремнями и правильно работать мехом?
Думаю, что не сильно устанете ;-)
Александр аватар
Александр ответил в теме #35913 8 года 3 мес. назад
скорее всего так и есть....резонаторы большие камеры тоже чтобы создать давление на голос ( порциальное - гидравлики поймут) надо давануть мехом тогда вроде нечто приемлемое получается.....ставил планки и от баяна и с гармоней ...разницы не было...это если на клепку или куски грешить....м при хорошей игре руки потом виснут ---хороший тренажер ....
Олег Софронов аватар
Олег Софронов ответил в теме #35907 8 года 3 мес. назад
А не может её звук быть более глухим из-за большого внутреннего объёма?
Александр аватар
Александр ответил в теме #35906 8 года 3 мес. назад
у меня одна куплена -была видимо в сырости.... запах меха..тускловата и голоса посыпались - 7 шт.поменял.
другая - разобрал ...пыль убрал голоса почистил компрессию подтянул....звенит лучше и неповторимый тембр...высокие в чистую без розлива туговаты не разыграны. речь идет о 4 голосной 2 регистровой в до.запорный изнутри убрал - за мех цеплял....руки после нее виснут но избавляться не собираюсь... может даже заем поставлю чтото в ней есть особенное....может больше разыгрывать надо....больше...
Александр Морозов аватар
Александр Морозов ответил в теме #35904 8 года 3 мес. назад

Олег Софронов пишет: Хочу спросить у знатоков: почему гармонь "Беларусь" звучит "тускло"?

Уж не знаю, что Вам на это ответят знатоки, а мне кажется причина здесь скорее всего та же, по которой "Чайка", например, звучит "пискляво" и "крикливо". :) Да и не все "Беларуси", между прочим, звучат одинаково плохо. То есть плохо конечно, как и подавляющее большинство серийных гармоней фабричного производства вообще (чего уж греха таить :) ), но не одинаково. У меня вот имеется две гармони этой марки разных лет выпуска. Та из них, что поновее, звучит действительно малопривлекательно и как-то даже совсем не по-гармошечному что ли, а вот более старая обладает на мой слух весьма неплохим тембром. Во всяком случае мне она нравится больше, чем шуйские "Чайки", очень уж напоминающие своим пронзительным визгом тех самых птиц, чьим именем они названы. :)
Олег Софронов аватар
Олег Софронов ответил в теме #35902 8 года 3 мес. назад
Хочу спросить у знатоков: почему гармонь "Беларусь" звучит "тускло"?
Виктор аватар
Виктор ответил в теме #35795 8 года 3 мес. назад
Олег Софронов пишет:


Иметь или не иметь, т.е. купить себе мастеровую гармонь - выбор каждого! И заметьте: Вам никто её (гармонь) не навязывает!! Захотелось купить Нижегородку - ищите и покупайте. Захотелось купить более старую, например как я - Романова Василия Фирсовича, ищите. И грех жаловаться на старый инструмент - он же не вчера был сделан!


Согласен с вами, Олег. С этим не поспоришь. Но знать с чем, возможно, человеку после подобной покупки придётся столкнуться, необходимо. Неизвестно через какие десятые руки такая гармонь попала на продажу, как хранилась и использовалась до этого. Поэтому и нужны такие обсуждения. Потом уже принимать решение, в зависимости от того с какой целью приобретается инструмент. Иную и даром не надо, пусть она хоть трижды мастером сделана, нервы и здоровье дороже (к самому изготовителю претензий нет, не сомневаюсь, что новая была в хорошем состоянии). Конечно, если не смущает к гармони иметь ещё комплект инструментов и запчастей, постоянно быть готовым к ремонту, то флаг в руки! Не заметил на протяжении всей темы, что здесь кого-то в чём-то ограничивают или кому-то что-то определённое навязывают. Каждый и так выбирает то, что ему больше нравится. Зато душу, в данном случае, греет фамилия мастера и то, что таких раритетов осталось немного. Но, если не готов этим заниматься, то лучше поберечь нервы, убитое на ремонты время и сосредоточиться на музыке или ещё на чём-либо более приятном. В таком случае, надо приобретать новый инструмент фабричного изготовления, как всегда это и было принято. Достал из коробки и играй, не забивая себе голову мыслями о плохой настройке, плохом ответе и т.д. В новой всё работает, на то она и новая, а фабрики сегодня дорожат своей репутацией, это жизненная необходимость. Тем более, сегодня можно заказать инструмент с любыми параметрами и на любой ценовой диапазон, не затрачивая лишних денег на раскрученный бренд. По качеству, ничем современные гармони не хуже инструмента мастера, изготовленного в прошлом, на самом деле, здесь много надуманного. Изготовлены они такими же современными мастерами, только не работающими индивидуально, по заводским технологиям, отработанными годами и воплощены в реальное изделие не "на коленке" в гараже. Ну, а уж если потом, в процессе.., появится желание и потребность приобрести и иметь у себя раритет и испытывать при этом "ощущение старины и ушедшей эпохи" - не проблема. Был бы спрос, предложением всегда обеспечат. В любом случае, желаю всем удачных приобретений!