Цель и задачи урока:

- знакомство с инструментом

- овладение элементарными навыками

- постановка рук

План урока:

1) Введение в тему.

2) Подготовительные упражнения на звукоизвлечение

и активность работы пальцев.

3) Работа над пьесами.

4) Итог урока.

Музыкальное воспитание – "Это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека". Сухомлинский.



Первое занятие начинается с общего знакомства преподавателя с учеником. Ещё раз проверяется слух, память, ритм. Затем объясняется цель обучения. Следует общий рассказ о музыке. Музыка занимает в нашей жизни большое место, она звучит повсюду: по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе, в лагере, на танцевальной площадке, на стадионе. С музыкой связаны многие события в жизни людей. Музыка обогащает духовный мир человека, улучшает его жизнь. Помогает лучше учиться, да и отдыхать с ней веселее. Затем демонстрируются доступные пониманию учащегося пьесы. В обучение игре на гармони первоначальный период имеет особенно важное значение. В это время вырабатываются не только основные навыки, которые в дальнейшем определяют развитие ученика, но и закладывается его отношение к музыке, как к делу, которым он, возможно, будет заниматься впредь. Ученик пришёл в класс учиться музыке, и уже на первом уроке она должна звучать - яркая, интересная, разнообразная, эмоциональная. Разумеется, пока это возможно только в исполнении преподавателя. Но ограничиться только лишь иллюстрациями на первом уроке тоже не допустимо. Ведь ученик пришёл учиться музыке! Первая встреча преподавателя гармониста с учеником должна стать началом решения огромного по своей сложности противоречия: с одной стороны, ясность цели ученика – самому издать хотя бы один звук на гармони, с другой стороны, полное отсутствие средств для этого – элементарных навыков, умений, знаний. Поэтому на первом же уроке, ученик должен не только слушать музыку, но и играть. Играть – не умея и не зная!
Переходим к знакомству с инструментом. Очень коротко объясняется устройство инструмента, что гармонь, имеет 2 клавиатуры правую и левую, между которыми находится мех, ремни для правого и левого плечей, и ремень для левой руки.
Затем усваиваем посадку и постановку инструмента – это основное, что нужно усвоить с первых уроков. Учащийся должен сидеть на половине сиденья стула, сидеть свободно, удобно, собранно. Не следует допускать напряжённости в спине, наклона назад, всё это мешает найти ощущение естественности свободы в движениях, необходимой при игре. Голову нужно держать прямо. во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты нужно ставить перед учащимся на уровне глаз.

Гармонь следует держать на коленях устойчиво. Низ правой части корпуса гармони должен упираться в правое бедро, а левая часть корпуса стоять на левой ноге. Необходимо следить, чтобы пятка левой ноги не поднималась. Ремни не должны спадать с плеч, иначе корпус окажется в напряжённом состоянии, что будет сковывать и ограничивать движения. Таким образом, инструмент всем своим весом стоит на коленях. Прежде чем начать играть поговорим о звуке, в данный момент о музыкальном звуке. Музыкальный звук – это такой звук, который имеет определённую высоту, громкость, тембр – окраска звука, благодаря которой мы можем отличать шум автомобиля, от шума трамвая, звук скрипки от звука трубы, голос одного певца от другого и т.д.
Звук на гармони образуется вибрацией голосовых язычков – тонких стальных пластинок, преломляющих струю воздуха, которая поступает в корпус гармони в результате разжима или сжима меха. При одновременном нажиме пальцем клавиши. Если прервать движение меха или снять палец с клавиши, в результате чего клапан прикроет отверстие, через которое воздух поступает к голосовым язычкам, то звук прекратиться. Начинаем извлекать звуки левой руки. На первый ряд ставим пальцы, на клавиши (фа, соль,до). Расставив пальцы, начинаем играть на разжим, на сжим, считая до четырёх. В растягивании меха участвует вся левая рука. Оно осуществляется постепенным выпрямлением левой руки путём разгибания её в локтевом суставе. Правильным ведением меха следует считать такое, при котором левая рука разжимает и сжимает мех гармони равномерно и спокойно, звук льётся ровно, без акцентов " выкриков ". На устранение " выкриков " при ведении меха нужно обращать внимание с самого начала обучения. Причиной чаще всего бывает недостаточное внимание к распределению запаса воздуха на ноты разной длительности. Упражняться (на ноте ре) в распределении запаса воздуха пропорционально длительности нот очень важно, особенно в начале обучения, т.к. это помогает почувствовать скорость движения меха, плавность и ровность его ведения, что и требуется для хорошего звука. Искусство ведения меха – трудное и сложное, от него зависит полнота, сочность, певучесть звука. Пальцы левой руки лежат на клавишах в полусогнутом положении. Нельзя допускать, чтобы первый палец плотно прижимался к указательному т.к. это создаёт напряжённость пальцев кисти левой руки, левая рука выполняет две функции: ведение меха и исполнение своей партии. Левая клавиатура устроена таким образом, что звучание не прекращается и в том случае, если пальцы не отрываются от клавиш. Эту особенность надо использовать. Мягкое нажатие клавиш до их полного погружения с последующим плавным нажатием пальцев без отрыва от клавиш является основным принципом звукоизвлечения на левой клавиатуре. Стук по клавишам, незвучащий, поверхностный бас – результат приподнятых над клавиатурой и разбросанных пальцев. Необходимо добиться уже с первого урока, чтобы ученик при штрихе (нон легато) играл упражнение без пальцевого замаха. Также, не зная расположения клавиш на правой клавиатуре, начинаем играть упражнения в переборе белых и чёрных клавиш – это придаёт кисти правой руки и пальцев свободу передвижения по клавишам. Правая рука должна находиться в естественном положении. Во время игры на гармони правая рука в ведении меха не участвует, поэтому она может двигаться вдоль клавиатуры легко и свободно. Все пальцы располагаются на клавиатуре в полусогнутом положении и не должны плотно прилегать друг к другу. Кисть должна быть слегка выпуклой.
Первый палец находится за грифом и не прижимается к нему. О работе пальцев – пальцы это как молоточки. Они со временем должны стать гибкими, сильными, ловкими и послушными воле исполнителя. От их прикосновения к клавишам зависит характер звучания. Можно нажать или ударить клавиши. Штрих нон легато и легато выполняются пальцевым нажатием, а стаккато пальцевым ударом. Нажимать или ударять клавиши нужно кончиками пальцев, подушечками и обязательно в центр клавиши. На первой ступени обучения основным принципом звукоизвлечения на гармони должно быть мягкое нажатие. Правая рука нажимает нужную клавишу, левая осуществляет ведение меха. По окончании игры упр. пьес, нужно расслабить мышцы рук – это делается путём сбрасывания (опускания рук вниз). Руки висят как плети, совершенно безвольно под собственной тяжестью. Секундное расслабление даёт огромный эффект, снижающий напряжение и усталость мышц рук. Кроме того, снимает эмоциональное возбуждение, человек успокаивается. При первом положении руки локоть приподнят, кисть слегка согнута (оставаясь свободной), пальцы лежат на клавишах под углом к грифу концами вниз и несколько согнуты, запястья выше пальцев.

Первый палец лежит в свободном положении за грифом. Для того чтобы определить это первое положение кисти, локтя и всей руки, рекомендуется поставить 2, 3, 4 пальцы на клавиатуру гармони так, чтобы на клавишах "до" 1 окт. поставлен 2 палец, на "ми" третий палец, на "соль" 4 палец, на "до" 2 окт. - 5 палец. Необходимо, чтобы пальцы находились ниже кисти. Это и будет первое положение руки. Нужно придерживаться такого положения кисти и пальцев, при котором кисть следует за пальцами при движении вниз и находится впереди пальцев при движении вверх по клавиатуре. Затем объясняется нотная грамота.

1 упр. Нажимаем вторым пальцем правой руки клавишу "До" – 1 октавы, следует обратить внимание на то, чтобы локоть не был прижат к корпусу. Кисть охватывает гриф не прижимаясь к нему. Первый палец находится с задней стороны грифа. Остальные пальцы полусогнуты и касаются клавиш подушечками. Одновременно с нажимом на клавишу начинаем считать 1, 2, 3, 4 (раз-два-три-четыре) и разжимать мех левой рукой. Левая нога не должна двигаться вместе с мехом. Играем затем на сжим длительностями, от клавиш ("ре", "ми", "фа"). Запомнив расположение 4-х нот на клавиатуре (правой) переходим к игре песенок: Дон-дон, Сорока, Петушок, Дождик. Перед каждой игрой пьесы следует несколько раз прохлопать ритмическую линию каждой пьесы, а затем переходить к игре. На каждый звук играем новую песню. Для лучшего усвоения нот в 1 октаве играем мелодические упражнения ансамблем, тем самым закрепляем ноты – клавиши на клавиатуре.
Ознакомившись с правой и левой клавиатурами, закрепив упражнение на клавишах, переходим к соединению двух партий. Соединение двух партий – один из важных моментов в обучении. Достигнуть двигательно-координационной независимости рук, т.е. играть двумя руками ученику на первых порах трудно.
Педагог должен понимать это, быть терпеливым и доброжелательным. Ученик обязан хорошо и уверенно играть (лучше наизусть, каждую партию, тогда соединение пройдёт более успешно).
Опора на музыкальный слух. Переключая слух и внимание на партию то правой, то левой руки, ученик справится со своей задачей. В момент соединения педагогу нужно активно помогать ученику, подпевать, подыгрывать, считать доли такта, иногда подсказывать, и даже касаясь пальцев ученика, направлять их. Особое внимание следует обратить на те места, где длительность нот в партиях правой и левой руки – неодинаковы. Например, в пьесе "Дождик" (такты 2 и 4) правая рука исполняет половинные длительности, а левая – две четвертные. Необходимо следить, чтобы эти ноты (бас и Б) не были сыграны легато.
Вопрос аппликатуры, т.е. расстановки и использования пальцев для игры является существенным уже на первых порах обучения. Необходимо придерживаться определённых установок в отборе аппликатуры, нужна, так сказать, "аппликатурная дисциплина", чтобы не вводить путаницу в пальцах, важно привить элементарные и правильные игровые навыки, которые послужат в дальнейшем исходным моментом при исполнении технических трудностей. Даже кажущиеся в начале неудобными аппликатуры, необходимо усваивать, если они дают возможность играющему достичь выразительного художественного исполнения. Освоив все такты в 1 октаве правой клавиатуры переходим к игре гаммы до мажор, арпеджио, аккордов. Гаммы, арпеджио, аккорды, этюды – это наипростейший инструктивный материал на котором, при систематической, ежедневной работе, можно развить определённые навыки владения мехом, пальцевую беглость, штриховую культуру, ощущение динамической шкалы и темпов. Выучив правой рукой, переходим к изучению левой. Закрепив лёгкие пьесы двумя руками, переходим к более сложным. Пьеса "Во поле берёза стояла" – исполняется во 2 октаве – здесь работа по фразам. Необходимо работать отдельно над тактами, где на четвёртую с точкой в мелодии приходится 3 в нижнем голосе (бас; Б; бас). Исполнение пьесы педагогом поможет ученику скорее справиться с трудностями. "Во саду ли в огороде" – исполняется полным, сочным звуком, в характере спокойной песни, штрих нон легато, нюанс mf.
Итог урока. На уроке были рассмотрены все темы касающиеся работы с начинающими и выполнены с учеником в полном объёме.

Методическая разработка

открытого урока на тему:

" Работа с начинающими"

Подготовила: Л.Ю. Степанова

преподаватель

отделения народных инструментов

2007г.

г. Ртищево

Саратовская область

http://rtishevo-art-school.narod.ru/stepanova.html

Используемая литература.
1. А Судариков "Учебно-методическое пособие"
2. Р.Н. Бажилин "Методика двадцать первого века"
Москва 2003 год
3. А. Доренский "Учебно-методическое пособие"
Ростов Н/Д 2007 год. 4. В.Бесфамильнов,
А.Семашко "Воспитание баяниста"1990 год " Украина"

Войдите чтобы комментировать