Если вы хотите кроме того, чтобы играть на гармони, одновременно еще и петь, то очень важно выбрать гармонь так, чтобы ваш голос и голос гармони совпадали. Для женщин больше подходят гармони в тональности “ре” или рядом (до диез, ре диез), для мужчин - в тональностях соль-диез, (соль, ля). Но это примерно, а так, конечно, у каждого человека свой индивидуальный диапазон, поэтому тут надо просто спеть …
Для этого я подготовил двенадцать вариантов песни "Вдоль да по речке" . Просто спойте, и там, где петь вам будет наиболее комфортно, и будет "ваша" тональность.








"ДО" - Вдоль да по речке

"ДО-ДИЕЗ" - Вдоль да по речке

"РЕ" - Вдоль да по речке


"РЕ-ДИЕЗ" - Вдоль да по речке


"МИ" - Вдоль да по речке


"ФА" - Вдоль да по речке

"ФА-ДИЕЗ" - Вдоль да по речке


"СОЛЬ" Вдоль да по речке


"СОЛЬ-ДИЕЗ" - Вдоль да по речке


"ЛЯ" - Вдоль да по речке


"ЛЯ-ДИЕЗ" - Вдоль да по речке

"СИ" - Вдоль да по речке
Вдоль да по речке,
Вдоль да по Казанке
Серый селезень плывет.

Ой, да люли, люли,
Ой, да люли, люли,
Серый селезень плывет.

Вдоль да по бережку,
Вдоль да по крутому
Добрый молодец идет.

Сам он со кудрями,
Сам он со русыми
Разговаривает:

"Кому мои кудри,
Кому мои русы
Достанутся расчесать?"

Доставались кудри,
Доставались русы
Старой бабе расчесать.

Как она ни чешет,
Как она ни гладит,
Только волосы дерет.

Вдоль да по речке,
Вдоль да по Казанке,
Серый селезень плывет.

Вдоль да по бережку,
Вдоль да по крутому
Добрый молодец идет.

Сам он со кудрями,
Сам он со русыми
Разговаривает:

"Кому мои кудри,
Кому мои русы
Достанутся расчесать?"

Доставались кудри,
Доставались русы
Молодой вдове чесать.

Как она ни чешет,
Как она ни гладит,
Только горьки слезы льет.

Доставались кудри,
Доставались русы
Красной девице чесать.

Уж она и чешет,
Уж она и гладит,
Волос к волосу кладет.

Вдоль да по речке,
Вдоль да по Казанке
Серый селезень плывет.
Войдите чтобы комментировать


Юрий 50 аватар
Юрий 50 ответил в теме #37001 7 года 11 мес. назад

Николай Писарцев пишет: Юрий,никакой закономерности тут я не нахожу.


Николай, спасибо за то, что поделились здесь своим конкретным опытом по подбору гармошек (и, всё-таки, о замеченных Вами закономерностях в этом), давно предлагаю участникам форума так же конкретно описать свой опыт.
Подыгрывая женскому хору, я (и певицы) подобрали для себя более удобными гармони в РЕ-мажоре и Ля-мажоре (ля, возможно, и низковато чуть, просто более доступно, надо найти в Си и проверить).

Скопировал Ваши рассуждения себе в комп.
Николай Писарцев аватар
Николай Писарцев ответил в теме #36994 7 года 11 мес. назад
Юрий,никакой закономерности тут я не нахожу.Расскажу о своей практике(работа с ансамблями).Если проанализировать ноты,большинство песен имеют высотный диапазон от Ми первой октавы до Ля/Си второй октавы(по письму,в тональности До-мажор,Ля-минор).Например,такие песни как: Уральская рябинушка,Катюша,Виновата ли я,Расцвела у окошка,и так далее.Вот это и есть основная тональность в которой удобно,не напрягаясь,комфортно петь Вам лично или первым голосам ансамбля или хора.Вот эту тональность и нужно выявить,подобрать как можно точнее.И без метода проб под баян,аккордеон, пианино тут не обойтись.И есть песни(высокие),высотный диапазон которых от Ми/Ля первой октавы до До(очень редко до Ре)третьей октавы(так же по письму).Это такие песни как:Марш веселых ребят И.Дунаевского,На побывку едет,Чайка,Яблоневый вечер.Вот тут уже требуется гармонь в тональности на тон или полтора тона ниже.Таких песен не много,но все же они есть.Поэтому,чтобы исполнять все песни,достаточно иметь две гармони.Допустим в До-мажоре(Ля-
миноре)и Си/Ля-мажоре(Соль-диез/Фа-диез миноре).В своем творческом коллективе я использовал гармони в тональностях Ре-мажор и Си-мажор.А если для кого-то из участников эти тональности не подходили,то тут приходилось или расставаться с ним или поручать петь более низкие вторые партии или петь соло.
Но для этого(петь соло)тогда требовалась третья гармонь.
Юрий 50 аватар
Юрий 50 ответил в теме #36990 7 года 11 мес. назад

Геннадий пишет: Да нет такого понятия как моя любимая тональность.


Никак не могу с Вами согласиться, и многие здесь так же. То, что сказано про типы голосов - это для профи, у "нормальных" людей диапазон, думаю, как правило, Уже. И в зависимости от того, как возможности голоса совпадают с нотами, которые требуется воспроизвести при исполнении мелодии, и выбирается тональность гармони. Причём, для разных групп песен приходится подбирать разной тональности гармони. А вот как бы выявить закономерность, чтоб не вслепую или не методом проб и ошибок ("тыка", выражаясь по-научному)...
Александр Богинский аватар
Александр Богинский ответил в теме #36971 7 года 11 мес. назад
мне комфортней всего в ре и ми мажоре
Вячеслав Пестриков аватар
Вячеслав Пестриков ответил в теме #36970 7 года 11 мес. назад
Первые впечатления от своего же тренажера. Поскольку я певец никакой, но все же попробовал.... В тональности До минор - Ре диез мажор поется комфортно, как по маслу, все ноты пропеваются нормально. Остальные тональности или не комфортно, или некоторые звуки при пении просто не поются, не дают звук голосовые связки. Возможно нужно поднапрячь голос, чтобы все ноты вытянуть правильно.?... Но тональность До минор-Ре диез мажор идеи и без напряга. Выскажите свои наблюдения. Мне показалось это интересным, может кто научно объяснит этот факт...
Добавил еще 4 недостающие тональности, для полного комплекта.... И для общего развития картинку:
Вячеслав Пестриков аватар
Вячеслав Пестриков ответил в теме #36967 7 года 11 мес. назад
По идее Николая Писарцева сделал вот такой тренажер по подбору тональности гармони под голос, попробуйте, поющие гармонисты. Тональность Синей песни Ля минор (мажорная тональность указана в скобках)

Ссылка на все тональности песни: yadi.sk/d/TYeO77dNrY3qf

Текст песни "Синяя песня" из репертуара "Поющих гитар", наверно пригодится:
Синий, синий иней лёг на провода,
В небе тёмно-синем синяя звезда.
О-о-о-о... Только в небе, небе тёмно-синем.
Синий поезд мчится ночью голубой,
Не за синей птицей – еду за тобой.
О-о-о-о... За тобою, как за синей птицей.

Припев:
Ищу я лишь её – мечту мою,
И лишь она одна мне нужна.
Ты, ветер, знаешь всё, ты скажешь мне
Она, она, где она.

И снега несутся синие назад,
Только б окунуться в синие глаза.
О-о-о-о ... Лишь в твои глаза мне окунуться.

Припев.

Пусть не вечен иней, пусть сойдут снега,
Над рекою синей встретимся тогда.
О-о-о-о... Над рекою встретимся мы синей.
Облака качнутся, поплывут назад,
Только б окунуться в синие глаза.
О-о-о-о... Лишь в твои глаза мне окунуться.
aleksandr аватар
aleksandr ответил в теме #36961 7 года 11 мес. назад
Почему не воспроизводится трек,в подборе тональности
Юрий 50 аватар
Юрий 50 ответил в теме #33331 8 года 5 мес. назад
Друзья, никто не пробовал подобрать себе под голос гармонь нужной тональности, используя тюнер? Я попытался это сделать, пропевая простые мелодии и записывая ноты, какие показывает тюнер, на нотную запись песни. Потом посмотрел отклонения. Получилось, что в основном я пою в До-мажоре, а если пытаюсь петь вторым голосом, получается Ми-бемоль-мажор. Мои гармошки в других тональностях, обязательно проверю свой эксперимент на практике.
Николай аватар
Николай ответил в теме #33163 8 года 5 мес. назад
Спасибо, попробую разобраться.
Николай Писарцев аватар
Николай Писарцев ответил в теме #33162 8 года 5 мес. назад
Чтобы создать файлы для воспроизведения песен в разных тональностях,нужно использовать
программу Finale. В ней есть функция транспонирования нотного текста в любую тональность.
После транспонирования песни в нужную Вам тональность нужно экспортировать(сохранить)
ее в аудиофайл. А я,с моими подслеповатыми глазами, не берусь за эту работу.