В Пеновском районе более двух недель провела фольклорная экспедиция во главе с доцентом Гамбургского университета Ульрихом Моргенштерном, с которым самобытную музыку и рассказы старожилов собирали участники Санкт-Петербургского фольклорного коллектива «Белорыбица» Данила Новиков и Михаил Кузьмин. В сфере их интересов оказывалось все, что касается музыкальной составляющей жизни российской глубинки.
Еще в начале девяностых годов Ульрих выбрал для своей научной работы «белое пятно на карте инструментоведения» – Псковскую, Новгородскую и Тверскую области. И защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка скобарей». После этого он продолжил свои изыскания и, получив в 2006 году очередной грант, вновь приехал в Россию.
Тогда же впервые проездом оказался в Пеновском районе, а именно в селе Ворошилово. И был настолько заинтригован самобытностью людей, живущих здесь, почувствовал такой потенциал для своих трудов, что решил обязательно сюда вернуться.
Осуществить свой замысел он смог только в этом году – в марте Ульрих провел в Ворошилове две недели, записывая фольклорные песни, разговаривая с людьми. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы собрать всю информацию, которая еще хранится в памяти жителей этих мест. Он встречался с гармонистами, балалаечниками, теми, кто играл на самодельных дудках и других старинных инструментах. В Ворошилове он впервые услышал «Новгородскую» и местный вариаант «Скобаря», сложные местные наигрыши.
– Современные СМИ создают совершенно превратный образ людей, играющих на гармони, – говорит Ульрих. – На деле это – высоко социальные люди, с активной жизненной позицией. У гармонистов испокон века был очень сложный, серьезный репертуар. Существовали наигрыши на все случаи жизни: для престольных и народных праздников, проводов в армию, гуляний. И собрать их, сохранить и осмыслить – моя задача. Интересуют меня и инструменты, в том числе духовые (старинные дудки, волынки и прочие). Я узнаю, где они использовались, по каким случаям применялись. Ценную информацию в этих вопросах мы получили от местных жителей. У нас были уникальные встречи. Среди них Ульрих Мортенштерн и участники «Белорыбицы» особо отметили встречи со знатоком старинных наигрышей Александром Павловичем Троицким, «исключительным музыкантом» Федором Григорьевичем Козловым из Охвата. Очень редкую информацию, «которая будет интересна в научных кругах», получили у Николая Валентиновича Дежкова из Соблаго. Были впечатлены гости встречами с Александром Дмитриевичем Колосовым из Рунского, «уникальными рассказчиками» и гармонистами Василием Михайловичем Куплешниковым и Анатолием Николаевичем Гусаровым из Ворошилово (он учил сына Михаила Кузьмина Ваню игре на гармошке), Петром Матвеевичем Соловьевым из Лугово, Галиной Никитичной Филимоновой из Пено.
– Я был поражен этой женщиной, – поделился Ульрих своими впечатлениями, – тем количеством неповторимых частушек, которые она сочиняет на все случаи жизни, ее радушным приемом, щами из печи и домашним квасом. Данила аккомпонировал на гармони, а она нам пела, показывала, как раньше танцевали. Рассказала немало житейских историй. Женщина с непростой судьбой, в 78 лет, Галина Никитична остается жизнерадостной, смешливой. Я даже записал девиз «топчи горе в ноги», который ведет ее по жизни. Обязательно покажу видеозапись встречи с ней своим студентам в университете, а в октябре – на конференции в Австрии.
Поделились своими впечатлениями от поездки и участники «Белорыбицы». – В настоящее время я разбираю в запасниках Санкт-Петербургского этнографического музея коллекцию старинных инструментов, – говорит Данила Новиков, – и зачастую инструмент есть, а как и для чего он использовался – неизвестно. В этой экспедиции я получил уникальные сведения, воспоминания местных жителей, благодаря которым два инструмента теперь получат новую жизнь, обретут историю, позволят сделать реконструкцию игры на них. Также мы собираем аутентичную музыку, песни, включаем их в свой репертуар, в некоторых случаях адаптируем для современного слушателя.
Данила отметил некоторый парадокс современности: в деревнях не верят, что эта музыка еще кому-то интересна, хотя в городах, на фольклорных фестивалях она вызывает живейший интерес, а городские жители, наоборот, уверены, что в глубинке старинная, самобытная музыка уже прочно забыта. Как отметили наши гости, в Пеновском районе, несмотря на некоторые «огорчения от увиденного», они не почувствовали духа запустения, который присутствует в других местах, где они проезжали. Им понравилось воспитание детей (а они, в основном общались с детьми музыкантов), сельские школы, в которых «малыми средствами делается очень много для учеников». Большое желание Ульриха – вернуться сюда вновь и проехать все деревни района. Он уверен, что поездка будет не менее плодотворной.
Источник:
Общественно-политическая массовая газета Пензовского района Тверской области "Звезда".
Автор: Марина Борисенко
Дата: 15/09/2011
http://www.peno-zvezda.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=118