В Пеновском районе более двух недель провела фольклорная экспедиция во главе с доцентом Гамбургского университета Ульрихом Моргенштерном, с которым самобытную музыку и рассказы старожилов собирали участники Санкт-Петербургского фольклорного коллектива «Белорыбица» Данила Новиков и Михаил Кузьмин. В сфере их интересов оказывалось все, что касается музыкальной составляющей жизни российской глубинки. 

Еще в начале девяностых годов Ульрих выбрал для своей научной работы «белое пятно на карте инструментоведения» – Псковскую, Новгородскую и Тверскую области. И защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка скобарей». После этого он продолжил свои изыскания и, получив в 2006 году очередной грант, вновь приехал в Россию.



Тогда же впервые проездом оказался в Пеновском районе, а именно в селе Ворошилово. И был настолько заинтригован самобытностью людей, живущих здесь, почувствовал такой потенциал для своих трудов, что решил обязательно сюда вернуться. 

Осуществить свой замысел он смог только в этом году – в марте Ульрих провел в Ворошилове две недели, записывая фольклорные песни, разговаривая с людьми. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы собрать всю информацию, которая еще хранится в памяти жителей этих мест. Он встречался с гармонистами, балалаечниками, теми, кто играл на самодельных дудках и других старинных инструментах. В Ворошилове он впервые услышал «Новгородскую» и местный вариаант «Скобаря», сложные местные наигрыши. 

– Современные СМИ создают совершенно превратный образ людей, играющих на гармони, – говорит Ульрих. – На деле это – высоко социальные люди, с активной жизненной позицией. У гармонистов испокон века был очень сложный, серьезный репертуар. Существовали наигрыши на все случаи жизни: для престольных и народных праздников, проводов в армию, гуляний. И собрать их, сохранить и осмыслить – моя задача. Интересуют меня и инструменты, в том числе духовые (старинные дудки, волынки и прочие). Я узнаю, где они использовались, по каким случаям применялись. Ценную информацию в этих вопросах мы получили от местных жителей. У нас были уникальные встречи. Среди них Ульрих Мортенштерн и участники «Белорыбицы» особо отметили встречи со знатоком старинных наигрышей Александром Павловичем Троицким, «исключительным музыкантом» Федором Григорьевичем Козловым из Охвата. Очень редкую информацию, «которая будет интересна в научных кругах», получили у Николая Валентиновича Дежкова из Соблаго. Были впечатлены гости встречами с Александром Дмитриевичем Колосовым из Рунского, «уникальными рассказчиками» и гармонистами Василием Михайловичем Куплешниковым и Анатолием Николаевичем Гусаровым из Ворошилово (он учил сына Михаила Кузьмина Ваню игре на гармошке), Петром Матвеевичем Соловьевым из Лугово, Галиной Никитичной Филимоновой из Пено. 

– Я был поражен этой женщиной, – поделился Ульрих своими впечатлениями, – тем количеством неповторимых частушек, которые она сочиняет на все случаи жизни, ее радушным приемом, щами из печи и домашним квасом. Данила аккомпонировал на гармони, а она нам пела, показывала, как раньше танцевали. Рассказала немало житейских историй. Женщина с непростой судьбой, в 78 лет, Галина Никитична остается жизнерадостной, смешливой. Я даже записал девиз «топчи горе в ноги», который ведет ее по жизни. Обязательно покажу видеозапись встречи с ней своим студентам в университете, а в октябре – на конференции в Австрии.

Поделились своими впечатлениями от поездки и участники «Белорыбицы». – В настоящее время я разбираю в запасниках Санкт-Петербургского этнографического музея коллекцию старинных инструментов, – говорит Данила Новиков, – и зачастую инструмент есть, а как и для чего он использовался – неизвестно. В этой экспедиции я получил уникальные сведения, воспоминания местных жителей, благодаря которым два инструмента теперь получат новую жизнь, обретут историю, позволят сделать реконструкцию игры на них. Также мы собираем аутентичную музыку, песни, включаем их в свой репертуар, в некоторых случаях адаптируем для современного слушателя. 

Данила отметил некоторый парадокс современности: в деревнях не верят, что эта музыка еще кому-то интересна, хотя в городах, на фольклорных фестивалях она вызывает живейший интерес, а городские жители, наоборот, уверены, что в глубинке старинная, самобытная музыка уже прочно забыта. Как отметили наши гости, в Пеновском районе, несмотря на некоторые «огорчения от увиденного», они не почувствовали духа запустения, который присутствует в других местах, где они проезжали. Им понравилось воспитание детей (а они, в основном общались с детьми музыкантов), сельские школы, в которых «малыми средствами делается очень много для учеников». Большое желание Ульриха – вернуться сюда вновь и проехать все деревни района. Он уверен, что поездка будет не менее плодотворной.



Источник:

Общественно-политическая массовая газета Пензовского района Тверской области "Звезда".

Автор: Марина Борисенко

Дата: 15/09/2011

http://www.peno-zvezda.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=118


Войдите чтобы комментировать


klyuchnikovsv аватар
klyuchnikovsv ответил в теме #11161 12 года 11 мес. назад
Ульрих - молоток! до сих пор умудряется делать замечательнейшие записи русской музыки, в т.ч. классные образцы игры на псковской тальянке и хромке. могу только пожелать и всем нам быть внимательнее к своим корням и брать пример с этого упёртого немца...

помимо него могу вспомнить Каори Юноки-Оиэ. эта прикольная японка ездила по Костромской области в поисках деревенских балалаешников. тоже молодчина! внимательная и тактичная.
Сергей Серёдкин аватар
Сергей Серёдкин ответил в теме #11140 12 года 11 мес. назад
Для меня это поразительный пример интереса к русской культуре.
Поразительный в том, что она интересна – не русскому, а иностранцу.
За рубежом изучают наши корни…

Хотелось бы, что бы гранты на это давало правительство России. Чтобы оно стимулировало интерес у иностранцев к русской культуре. (но это т.с. из области сказок…)

Почему-то вспомнилось следующее:
В мире есть огромный интерес Востоком: Индией, Китаем, Японией. Их культурой (включая йогу, чайную церемонию, икебану, боевые искусства (каратэ, ушу) т.п.).
Это всё, в том числе привлекает и деньги в эти страны. Этот интерес привлекает «европейцев», которые в итоге «окитаиваются» / «ояпониваются». Делает их (европейцев) более лояльными к этим странам.
Знаю, что некоторые россияне, ездили и продолжают ездить в Китай, ищут старых мастеров ушу, учатся у них, перенимают уже практически невостребованные (в самом Китае) знания (ушу). Что многие мастера живут на грани нищеты (в глубинке).
.
Пример с Ульрихом Моргенштерном, его интересом к традиционной русской музыке, это что-то из этой серии, только в отношении к России.
И чем больше было бы таких людей, тем было бы для нас лучше.
(Я так думаю (С))

Интересно, а ещё есть подобные примеры интереса (изучения) нашей культуры у иностранцев (конечно больше всего интересует гармонь)?