Марш под песню из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и приседания под «Танец маленьких утят». Это не танцевальная студия, это - урок физкультуры в гимназии № 3. А в руках у учителя физкультуры вместо свистка…гармонь.
«Я - «слепой музыкант». Как слышу, так и играю. Это просто порыв души, фантазии, импровизация. Иногда сожалею, что не получил музыкальное образование. Знаю только минор, мажор – грустное, весёлое. Но ребятам нравятся народные песни, если у кого-то день рождения, так мы даже спеть можем в конце урока», - говорит учитель физкультуры Геннадий Дмитриев.
– Геннадий Аврамович, как же вы стали учителем физкультуры и гармонистом в одном лице?– Это долгая история. После армии поехал в гости к сестре в Архангельск, она попала сюда по распределению. В Сибири был, в Забайкалье был. Захотелось посмотреть на Русский Север: белые ночи, романтика. Решил, понравится – останусь. Приехал, обратно не потянуло. Поступил на спортфак в педагогический. После института по распределению отправили в Красноборский район. Вот тут-то всё и началось. 25 лет мне тогда было. Ребята-старшеклассники притащили гармонь, а играть-то толком никто не умеет, так, пиликают. Во мне сразу пробудилась давно забытая с детства любовь к гармони. Старший брат, тоже самоучка, играл, но меня не научил. Я говорю: «Ребятки: дайте мне гармонь, а то мне по вечерам делать нечего: только клуб, да кино, я буду учиться играть». Потом День колхозника в деревне отмечали. В клубе решили организовать номер – танец «Кадриль». Так как я в институте танцевал русско-народные танцы, меня тоже привлекли. Только, говорят, музыканта, аккомпаниатора нет. Пришлось самому научиться, подобрал мелодию. Говорю, спрячьте меня за занавес, а то перед публикой растеряюсь, завалю всё. Как играл в день концерта- не помню. Помню, что кричали сыграть на бис.В Архангельске устроился в детско-спортивную школу и на первую же получку купил гармонь. Вот это уже пятая, (с любовью обнимает инструмент, -прим. ред.) мне её подарила школа.– Так может быть, легче использовать в работе магнитофон?– Зачем мне магнитофон? Я гармонь взял, пошёл в другой зал, а магнитофон нужно таскать за собой, да и разве такую музыку найдешь? Хочется выразить, запомнить мелодию и сыграть, мурлыкаешь себе под нос, девчонки старшеклассницы придут, споют, это вообще класс!
– Помните свои первые уроки?– Помню после каждого урока спина сырая, пот градом. Сколько раз хотел бросить, учителя физкультуры дунут в свисток и всё, а я с гармонью стою, упорно не скидываю. Потом стало всё лучше и лучше получаться. До сих пор совершенствуюсь. Вместе с певицей Северного народного хора организовали в школе фольклорный клуб. Выступали с детьми, в художественной самодеятельности первое место держали. Сейчас уж такого нет.– Новое поколение отличается от детей, которых вы учили 20 лет назад?–Современные дети сложные по характеру, но зато они раскованные, незакомплексованные. Раньше напряжённость, скованность чувствовалось. Сейчас хочется дольше работать с такими детьми: хочется отдать импульс, передать эмоциональное состояние души. Так что без гармони, как без рук.
– В некоторых школах уже ввели третий урок физкультуры. Как думаете, поможет он укрепить здоровье школьников?– Конечно, если я скажу что не нужно три урока по своему предмету, что я буду за специалист? Но нужны нормальные условия, а не так, что один зал приходится делить на две части на два класса. Ни стадионов, ни спортивных площадок у нас нет, мы тренируемся в городском парке, яма на яме. При этом занимаем первые места на различных соревнованиях.– Помню, в детстве прыгали через «козлов», а сейчас они куда делись?– Раньше весь зал был уставлен гимнастическими снарядами. Выпускники вспоминают, как прыгали через «козла». Сейчас считается, что это травмоопасно, даже акробатикой многие учителя боятся заниматься. Много травм, скандалов. С одной стороны, никто не запрещает этого делать, просто стали бояться. Ты, может, отойдешь к кому-нибудь, а этот прыгнет и «клюнет» носом. Красивые были уроки, сейчас таких нет. Мы занимаемся акробатикой, но без перепрыгивания через «козла». Компенсируем другими снарядами: есть рукоход, шест, перекладины, тренажёры. Раньше прыгали и в высоту, в длину. Теперь ничего этого нет. Это тоже связано с травмами: как ни учи, обязательно найдется один, кто сядет на задницу и ушибет копчик.– Вы - мужчина. Учительская зарплата маленькая. Что держит вас в школе?– Было дело, уходил из-за маленькой зарплаты. Ушёл на завод, но через год снова вернулся в школу. В школе и двухсот рублей не зарабатывал, а на заводе получал четыреста, но все равно вернулся. Потом в 90-е многие учителя уходили, но ведь и многие оставались, потому что они любили и продолжают любить свою профессию.Автор: Татьяна ЛОПАТИНАФото автораСтатья «В спортзал - под музыку. На первую учительскую зарплату он купил гармонь» из номера: АиФ в Архангельске №15от 13 апреля 2011Источник