Ты гармошка-матушка
Не хуже хлеба – батюшки,
Ты не кормишь, не поишь,
Но всегда развеселишь.


Во времена наших бабушек и дедушек эти музыкальные инструменты пользовались особым почетом. Без гармошки или баяна не обходился в деревне ни один праздник; без нее нельзя было прийти на гуляние летним вечером или отправится в гости в соседнюю деревню. И даже во время драки гармонист выступал главным заводилой, которого трогать было нельзя… Только вот теперь такое можно увидеть лишь в старых советских фильмах, да на фольклорных праздниках.



В наших вологодских краях госпоже гармошке особое почтение, недаром в области было две гармонных фабрики, слава о которых шла по всей стране. Теперь то, что сохранилось от былых времен, собирает и бережет Волокославинский музей гармонного промысла.
Всего в этом музее более 30 музыкальных инструментов - баянов и гармоней разного возраста и происхождения, а также фотографии, записи частушек, напевов и наигрышей, инструменты для ремонта и настройки гармони.
Про славную историю волокославинской гармошки рассказала нам заведующая музеем Вера Косарева.

Первый парень на деревне - гармонист

Гармониста я любила
И гармошку от души,
Гармонисту говорила:
«Не губи моей души»


Первым гармонистом на Волокославинской земле стал Иван Разин из деревни Верхняя Гора. Он-то и «заразил» всех в округе этим замысловатым промыслом, когда привез сюда гармошку, купленную им в Череповце на ярмарке. С этой семиклапанки и началось в 1850-е годы гармонное дело в Кирилловском районе. Первую гармошку Иван Разин изготовил сам и успешно ее продал. Заказчики появились тут же. Им не много и нужно было: чтоб себя да народ повеселить, «Чижика-пыжика» на гармошке сыграть.

Всю свою жизнь умелец посвятил изготовлению инструментов, а затем передал дело сыну Фирсу. И следующее поколение Разиных тоже трудилось на этом же поприще. Сыновья Фирса Василий-старший, Василий-младший и Семен организовали домашнюю мастерскую. Не только сами изготовляли гармони, но и сельчан научили этому делу, правда, с условием, чтобы все сдавали Разиным, а те уж сами решали, куда собранные гармошки отправлять на продажу. Не было на селе такого мастера, что изготавливал бы инструмент от начала и до конца. Каждый делал лишь определенную деталь гармони, добиваясь чистоты и скорости исполнения. Такая специализация привела к тому, что в цепочку изготовителей гармони входило не менее десяти различных мастеров – голосовщики, планочники, верховщики, устройщики, сборщики. Эти гармошки были уже намного сложнее, чем те, которые мастерил Иван Разин. Собранные тальянки, венки, питерки и хромки везли продавать, в основном, в Москву и Санкт-Петербург. Разины смогли наладить производство настолько хорошо, что в 1904 году гармонным промыслом занималась почти половина ближайших деревень. В 20-х годах Разиных раскулачили, и им пришлось уехать из наших краев. Все их производство переходит в руки государства. Создаются гармонные артели, которые в 1936 году объединяются в одну «Севкустарь», что находилась в селе Волокославинское. В пятидесятые годы название этой артели часто менялось, последним было «Кирилловская фабрика баянов». Ее изделия в те времена были очень известны, самая дорогая гармонь стоила 65 рублей, а баян – 300.

После войны все цеха перевели в здание бывшей Благовещенской церкви. В прежние времена на службы в храм собирался народ со всей волости, но в 30-е годы церковь закрыли, сняли колокола. В этом здании и устроили свой промысел мастера. Выпускали баяны и гармони, выполняли специальные заказы, которые доверяли асам своего дела – Александру Панову, Владимиру Милютину, Александру Богданову. Самой популярной гармошкой Кирилловской фабрики считалась хромка, отличавшаяся особым звучанием. Она была очень легкая, поэтому ее обычно брали на гуляния - ведь пешком от одной деревни до другой путь не близок – 15-20 километров.

Фабрика стремилась выполнить государственный заказ, постоянно увеличивая количество изделий. Так, в 1940-м году изготовили более 2000 гармоней, а в 1960-м – более 22 000. Продавали их не только в Москве и Ленинграде, но и в Курске, Саратове, Туле.

В 1962 году на фабрике произошел пожар, после чего производство гармоней почти прекратилось. Фабрику решили больше не восстанавливать. Ни денег не было, ни сил, ни интереса. Пришел черед новому народному увлечению — игре на гитаре. Кто-то из мастеров уехал в Вологду, кто-то стал работать на дому, изготовляя детали для Вологодской гармонной фабрики. Сейчас на селе остались лишь единицы из тех, кто собственноручно творил музыкальное чудо. Кто еще хранит кирилловскую гармонь, тот знает, каким чудесным звуком она обладает, какой прекрасной отделкой. До десяти тысяч инструментов в год выпускалось в Кириллове и в окрестных «гармонных» селах. Может, кто еще помнит песню: «Поет гармонь за Вологдой...»? Это пела кирилловская тальянка.

А память сохраним

Вам спасибо за игру,
Спасибо за игранице,
Теперь можете идти,
К девчонке на свиданице.


С тех пор много воды утекло. Остались частушки, гармошки да баяны, старые фотографии, напоминающие о былых временах. Все это люди теперь несут в музей, пополняя его коллекцию. Есть здесь и прейскурант цен волокославинской артели 1926 года, и раритетный баян 1937 года, украшенный польским серебром и слоновой костью. Сложнее сохранить то, что не поставишь на полку в музее – наигрыши, пляски, напевы. Не так давно был возобновлен праздник «Духов день», он проходит летом в деревне Коровино, что в пяти километрах от Волокославина. В самом же селе организуют праздник Благовещенья, разучивают с молодежью благовещенскую кадриль.

Сам музей планируется перенести в новое здание - бывший купеческий дом, где сейчас идет ремонт. Пока еще не решено окончательно, останется ли он музеем, будет ли преобразован в культурно-досуговый центр «Волокославинская гармонь» или в центр традиционной народной культуры. Но, несмотря на все проблемы и сложности, традиции в Волокославине берегут и всегда ждут гостей, которых встретят хлебом-солью и радушной улыбкой.

Ирина Кузнецова

http://www.cultinfo.ru/kirillov/garmoshka.htm

Войдите чтобы комментировать