Высокий исполнительский уровень гармонистов-«рояльщиков», включенность гармоники в различные сферы традиционной культуры стимулировали качество гармонного промысла. Однако массовое производство, характерное для городской промышленности, не получило своего развития, несмотря на то что многие лучшие мастера, делавшие рояльные гармоники, жили именно в городах. Только в городе Ельце и его округе в начале ХХ века работало более 70 мастеров-кустарей, производивших рояльные гармони. Работы лучших мастеров начала ХХ века и сейчас находятся в активном бытовании.
Высокие темпы развития промысла, рост популярности инструмента в Липецкой и на севере Воронежской областей вызывали усиление конкуренции на гармонном рынке. В 1920-е годы братьями Иваном и Алексеем Черных в городе Ельце была открыта мастерская по производству рояльных гармоник «Красная гармонь». На ней одновременно трудилось до 60 человек. Мастерская была самым крупным артельным производством за все время существования гармонного промысла и работала около десяти лет. Спустя 90 лет, в 2013 году, в Елецком музее народных ремесел и промыслов состоялось открытие мастерской по изготовлению елецкой рояльной гармони, что послужит сохранению традиции изготовления уникального музыкального инструмента.
Его выделяет ряд конструктивных особенностей, которые в комплексе позволяют отличить рояльную гармонику от других разновидностей гармони. Основными признаками «роялки» являются два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.
Рояльная гармоника представлена несколькими моделями, отличающимися друг от друга строем и количеством рядов клавиш (см. Приложение «Конструктивные модели елецкой рояльной гармоники»). В зависимости от строя и конструкции правой клавиатуры выделяются диатонические (однорядные) и хроматические (двухрядные и многорядные) гармоники. Двухрядные инструменты называют гармониками «с полутонами». В свою очередь каждая из перечисленных моделей имеет различные модификации. Гармонные мастера и народные музыканты определяют разновидности инструмента по числу «пар» (наименование баса и относящегося к нему аккорда на левом грифе инструмента): «шестипарка», «семипарка», «восьмипарка».
Подробнее: Технология изготовления елецкой рояльной гармоники
Страница 61 из 296