После двухгодичного перерыва зрители, наконец, получили возможность воочию увидеть и услышать финалистов Республиканского фестиваля-конкурса «Играй, гармонь!».

— Соскучились уже. Засиделись по домам. В прошлом году из-за вируса никуда не ходили. Осенью сделали прививку. «Теперь вот без боязни пришли на концерт!» —сообщили саранские пенсионерки, пришедшие в РДК на гала-концерт народных талантов.

Ещё до начала официального представления на первом этаже в фойе растягивали меха опытные музыканты виртуозы Сергей Сагакский и Иван Никитин. Хоть вам «Барыню», хоть «Матаню», хоть Моцарта или вариации на темы рок-шлягера британской группы «Pink Floyd». Лямбирский гармонист Зыя Максутов лихо переходил с татарских народных мелодий на «Ламбаду».

Правда, публика, отвыкшая от таких праздников, на это раз осторожничала. В пляс никто не пустился, народ сейчас подсознательно соблюдает дистанцию. Да и частушки сквозь маску не споёшь.

Зато артисты уже со сцены иронично прошлись по ковиду, заявив: «Наше искусство – лучший иммунитет от разных вирусов!».

Зрители поначалу вежливо хлопали большеберезниковским музыкантам Анатолию Старцеву, Николаю Чудайкину, Геннадию Суродееву, зубово-полянским «Добрым молодцам». Эмоциональный градус зала подняли молодые исполнители фольклорного ансамбля «Пувама» и 16-летний кочкуровский гармонист Николай Старкин.

А когда его старший лямбирский коллега Александр Куряев заиграл попурри популярных народных мелодий, зрители невольно принялись подпевать. Тот же эффект вызвал большеигнатовский гармонист Евгений Шунеев.

Виртуозной игрой блеснули самодеятельный инсарский музыкант Андрей Тряпкин, признанный мастер Иван Сяткин и темниковский ансамбль гармонистов им. С. Учуваткина.

В частушечном батлле сошлись атяшевская гармонистка Мария Модина, очаровательный ичалковский дуэт Татьяны Барышниковой и Анастасии Козыревой, известная ковылкинская сочинительница-исполнительница Валентина Сурняева, рузаевские певицы Елена Биккулова и Евгения Трофимова.

Своего рода мини-спектакли показали артисты саранских ансамблей «Морама» и «Мерема», ардатовского коллектива «Город`Ок», чамзинского «Дигаля».

И особенно пронзительно сейчас прозвучала военная тема в выступлениях саранского театра «Отрада» и рузаевского ансамбля «Казачьи зори».

От официальных чествований победителей отдельных конкурсных номинаций организаторы на этот раз отказались. А Гран-при – фирменную гармонь «Куликово поле» директор прославленной тульской фабрики Юрий Романов с удовольствием вручил музыканту-аккомпаниатору Старотеризморгского центра мокшанской народной культуры Виктору Пивкину.

Источник

Войдите чтобы комментировать

Вологодский район стал площадкой для IV Всероссийского фестиваля гармонистов «Гармонь — душа России». Более 100 гармонистов и народных ансамблей из 18 регионов страны выступили в концертных залах домов культуры поселков Майский, Сосновка, Непотягово, Заря, Фофанцево и Надеево. Еще одной площадкой фестиваля стало село Талицы Кирилловского района.

Среди участников — артисты из Вологды и Москвы, Ленинградской, Рязанской, Кировской, Московской, Архангельской, Вологодской, Орловской, Ивановской, Костромской, Нижегородской, Омской, Томской, Ярославской, Владимирской, Челябинской и Свердловской областей, а также из Красноярского края, - сообщает пресс-служба администрации Вологодского района. Профессионалы и любители порадовали публику русскими народными песнями, частушками и любимыми композициями под гармонь.

Источник

Войдите чтобы комментировать

Фестиваль собрал любителей русской гармони в Вейделевском районе - Изображение 1

Представители нескольких муниципалитетов Белгородской области стали участниками торжества.

VIII открытый праздник–фестиваль русской гармони «Пусть в душе зажжёт огонь наша русская гармонь» прошёл в селе Кубраки Вейделевского района 19 февраля. Представители городских округов и районов Белгородской области приняли участие в торжестве.

Участники фестиваля организовали хоровод на территории, прилегающей к Кубраковскому сельскому Дому культуры (СДК), в начале праздника. Первый замглавы администрации Вейделевского района по стратегическому развитию Александр Рябцев и глава администрации Кубраковского сельского поселения Жанна Прудникова поприветствовали гостей торжества.

«Звуки русской гармони с детства знакомы душе каждого русского человека и дарят ей радость, позитив, хорошее настроение. Сегодня у нас собрались любители русской гармони, мастера декоративно-прикладного творчества со всей Белгородчины», — подчеркнул Александр Рябцев.

Гармонисты, исполнители частушек и народных песен из городских округов и районов Белгородской области выступили на открытой сцене, расположенной перед входом в Кубраковский СДК. Зрители поддерживали участников фестиваля аплодисментами.

Жители и гости Вейделевского района посетили выставку-продажу работ мастеров традиционных ремёсел и народных промыслов, выставку-презентацию традиционных русских угощений. Организаторы праздника предлагали присутствующим на торжестве попробовать вареники, блины, горячий чай и другие народные блюда.

Представители сельских поселений Вейделевского района приняли участие в конкурсе на лучшее оформление санок. Любители частушек соревновались в тематическом батле. Дети приняли участие в марафоне игр и забав, катании со снежной горки на санях, ватрушках, ледянках, лепке фигур из снега.

Источник

Войдите чтобы комментировать

В Пензе фестиваль «Битва гармонистов» собрал лучших музыкантов не только со всей области, но и из соседних регионов.

«У нас практически вся Пензенская область. Вся. Это Шемышейка, Исса, Неверкино, Наровчат, Кузнецкий район, Башмаковский район, Шемышейский район. Плюс к нам еще приехал из Рузаевки замечательный коллектив «Казачьи зори», который всегда откликается на наше приглашение на фестиваль и с удовольствием приезжает к нам», - рассказал главный режиссер Михаил Чепышев.

 

Старшее поколение говорит о том, что юные музыканты не стремятся освоить гармонь, а молодежь несогласна.

 

«Все равно сейчас популярность инструмента начинает потихоньку возвращаться, все больше молодых людей обращается к нему. Он не настолько сложен в освоении, как баян. Поэтому ребята начинают на нем играть», - поделился мнением участник фестиваля из села Башмаково Евгений Шлыков.

 

Кстати, среди выступавших были и коллективы, которые не используют гармонь вообще, зато играют на африканских инструментах.

Источник

Войдите чтобы комментировать

Алтайский гармонист приехал в Казинку

В июне прошлого года из Алтайского края Александр Ланин переехал в тербунское село Казинка. Говорит, что давно мечтал об этом, поскольку в его родном городе традиционная культура умирает, поклонников гармони мало, а в Центральном Черноземье ее любят.
Сейчас Александр, один из ста лучших гар­монистов России, работает в культурно-спортивном комплексе, в свободное время делает гармони.

Родился он в Барнауле. Отец был слесарем-лекальщиком на оборонном заводе, мама всю жизнь работала врачом-стоматологом. Маленький сын с раннего детства мечтал, чтобы ему купили гармонь. Родители желание исполнили. Оказалось, у мальчика идеальный слух, хотя играл и играет до сих пор без нот. Уже в десять лет одаренного Сашку пригласили сыграть на свадь­бе. Сколько было потом свадеб, корпоративов, дней рождений, конкурсов, фестивалей…

Идеальный слух

После девяти классов по настоянию родителей пошел учиться в строительный техникум. Позже окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств, кафедра хорового дирижирования.

За короткое время стал известным гармонистом, выступал на различных мероприятиях, участвовал в известном телепроекте «Играй, гармонь!».

— В детстве я не пропустил ни одной передачи с Геннадием Заволокиным. Этот человек вызывал большое уважение, поскольку ездил по селам и деревням нашей страны в поисках самородков, виртуозных гармонистов. Он действительно раскрывал таланты. Но познакомиться с ним так и не довелось. Геннадий Дмитриевич в 2001 году попал в смертельное ДТП. Позже меня пригласили на программу его дети Анастасия и Захар, которые продолжили дело отца, — рассказал Александр.

Эта встреча стала началом крепкой дружбы с Российским центром «Играй, гармонь!». Тогда наш собеседник познакомился с профессионалами из разных уголков страны. Началась гастрольная деятельность. Вместе с коллегами объездил всю Россию, побывал в Чехословакии, Голландии, Германии, Турции. Трижды выступал в Кремле.

Ланин досконально знает историю появления и популяризации гармони в нашей стране. Ведь в недалеком прошлом ни одно застолье не обходилось без гармошки.

Дорогая коллекция

Александр уже много лет коллекционирует гармони и баяны. Их сейчас у него около 50. Только малую часть он привез с собой: какие-то покупал сам, другие приносили люди, зная, что инструменты будут в надежных руках.

Есть у него гармонь 1910 года выпуска мастера Степана Скобелина, она после реставрации. Есть и трофейная немецкая гармонь 1940-х годов фирмы HOHNER. Она попала к Александру из оркестра «Сибирь». А в коллектив ее принесла женщина, отец которой прошел Великую Отечественную войну. В семье относились к гармони как к реликвии, поэтому она отлично сохранилась, от современной простой обыватель и не отличит. Рядом стоит гармонь той же фирмы, ее Ланин купил в Германии будучи на гастролях в 2004 году. Она чуть меньше по размеру своей «родственницы» военных лет.

Есть среди гармоней и сделанная в Задонске. Еще один ценный экземпляр — баян, собранный в 1930 году сибирским мастером Алексеем Гороховым. На нем даже есть портретное фото мастера. По словам собеседника, баян нуждается в реставрации, а это ювелирная работа, поскольку иногда легче собрать новый инструмент, чем починить старинный.

Еще именитый, теперь уже тербунский виртуоз продемонстрировал свое мастерство на маленьких акробатических гармониках. Казалось бы, как может звучать инструмент размером чуть больше спичечной коробки? Еще как может! Звук похож на свист или щебетание птиц. Да и вообще на любой гармони — будь то кнопочная, «однорядка», елецкая рояльная — сыграет так, что душа у русского человека тут же развернется!

Любимое дело

Александру всегда хотелось не только играть на музыкальных инструментах. Он мечтал когда-нибудь дойти до такого высокого уровня, чтобы самому изготавливать гармони. Эта мечта сбылась, сейчас все свободное время посвящает этому делу и говорит, что счастлив, поскольку создает нечто уникальное, особенное.

Показал свою мастерскую, под которую оборудовал комнату в доме. Там много различных инструментов, в том числе вырубной штамп. Сейчас такой, как уверяет гармонист, днем с огнем не найти. Есть специальный шкаф со множеством маленьких ящиков, где хранятся различные мелкие детали: шурупы, винтики, звуковые элементы. Каждый ящик подписан, все разложено аккуратно, у каждого предмета свое место.

Ланин уже сделал около десяти инструментов. На каждом выгравированы инициалы АЛ. Сейчас работает над двумя заказами — кавказской гармоникой и азербайджанской гармонью. Представьте себе, один инструмент делается в течение года! Но если человеку это приносит радость, времени не жалко.

В Барнауле у Александра Юрьевича остался ученик, который продолжает его дело, в том числе хранит гармони из коллекции мастера. С ним написано несколько исследовательских работ о разных видах гармони, известных некогда мастерах.

— Мы с учеником как-то подсчитали, что если заняться реставрацией всей коллекции, то жизни не хватит, ведь на эту работу уходит почти столько же времени, как и новую собрать, если не больше. То есть понадобится 50 — 60 лет, — рассказал Александр Ланин. — Уверен, народное творчество должно жить. Талантливых гармонистов осталось не так много, поэтому нужно у них учиться, ведь гармонист — носитель традиций своего народа. Только под звуки этого музыкального инструмента, который на протяжении долгих лет был с человеком и в горе, и в радости, можно понять, что гармонь — душа России!

Источник

Войдите чтобы комментировать