Войдите чтобы комментировать

В Саратове возрождают производство русских гармоник. Мастерская Олега Аристархова начинала с реставрации антикварных музыкальных инструментов, а теперь там делают и собственные модели. Корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов узнавал подробности.

Задорные переливы гармони слышны на улицах Саратова не только в праздники. Это визитная карточка города. Здесь бережно хранят не только искусство игры на этом инструменте, но и технологию производства. Без местной мастерской русская гармошка давно бы перестала звучать.

Олег Аристархов с гармошкой в руках с пяти лет. Он не только играет, но и ремонтирует. Последние 10 лет восстанавливает раритетные модели, которые ему присылают со всей страны.
Самые дорогие рок-пластинки

Рай для ушей, кошмар для кошелька
Благодаря интернету о мастере узнали десятки музыкантов. Некоторые захотели стать его учениками. Сейчас под руководством Олега трудятся подмастерья. Разбирают гармошки, клеят клапаны, резонаторы, кнопки, меняют меха.
Чтобы овладеть навыками реставрации, потребуется два-три года, умелые руки и много терпения. Пенсионер Михаил давал мастеру Олегу на ремонт свою гармошку. А потом решил переехать в Саратов и сам освоить эту профессию. Работает здесь полгода. И часто удивляется, в каком состоянии приходят гармошки.

«В гармошках попадаются непотребные надписи, воробьиные и куриные перья, мышки засохшие, насекомые, про тараканов уж говорить не буду», – рассказал подмастерье Михаил Поздняков.

Те, кто преуспел в ремонте, начинают делать свои гармони с нуля. Ориентируются на мастеровые инструменты XIX века. На полках мастерской можно увидеть настоящие раритеты: дореволюционные тульские и нижегородские гармони, советскую «Чайку» и «Красного партизана», немецкие модели. Всего в коллекции около сотни гармоней, многие обладают исторической ценностью, но заработать на них не получится. Впрочем, у мастеров и нет такой цели. Главное – восстановить и сохранить инструмент, чтобы его увидели и услышали люди.

Источник

Войдите чтобы комментировать

Видео концерта в редакцию информагентства прислал очевидец. Он запечатлел игру на гармони робота в шляпе, который расположился прямо в середине зала – на стуле за стеклом. Необычное действо привлекло внимание пензенцев: многие записывали выступление на телефон.

Чтобы выяснить, откуда взялся такой музыкант, журналисты «Пенза-Пресс» связались с директором АО «Пензенское объединение автовокзалов» Робертом Степановым.

По его словам, автор механической скульптуры – Александр Гецой из Санкт-Петербурга, умерший в 2019 году. Его работы можно найти в Тунисе, Германии, Франции, а также в ряде российских городов, среди которых – теперь и Пенза.

«Все его скульптуры собраны из металла. Мы планировали открыть гармониста к 9 мая, чтобы он играл военно-патриотические песни, но пандемия вмешалась. Поэтому установили сегодня, 23 декабря. Долго думали, где его разместить: на улице может заржаветь, механизм испортится. Здесь же – закрытое помещение, и мы сами можем ухаживать за скульптурой», - рассказал Роберт Степанов.

Он уточнил, что механический гармонист радует всех посетителей автовокзала мелодиями советских времен каждый час в течение всего дня, его выступления длятся примерно по 10 минут.

Источник

Войдите чтобы комментировать

Светлана ФРОЛОВА

8 декабря начался первый этап традиционного Международного Маланинского конкурса-фестиваля

В этом году он пройдет в онлайн-формате и продлится до 22 января 2021 года. Поступило больше ста заявок от желающих в нем поучаствовать.

Фестиваль, посвященный памяти народного музыканта — сибирского баяниста Ивана Ивановича Маланина, проводится при поддержке министерства культуры Новосибирской области. Организаторами выступают Музей сибирского баяна и гармони имени И. И. Маланина, Международная ассоциация фестивалей и конкурсов, Новосибирское отделение Петровской академии наук и искусств.

— Традиции проведения Маланинского конкурса-фестиваля более 30 лет, — отметила министр культуры региона Наталья Ярославцева. — Возникший по народной инициативе, он приобрел за эти годы международный масштаб и ежегодно объединяет тысячи участников из разных стран мира. Уверена, что измененный формат этого года не отразится на духе фестиваля и его особой атмосфере творчества, душевности и самобытности.

Первый этап мероприятия — концерты, встречи и лекции — продлится с 8 по 14 декабря; второй этап — сам конкурс —
с 15 по 22 января.

В фестивале примут участие музыканты со всей России — от Читы и Иркутска до Архангельска, а также представители Франции и Германии. Онлайн-площадкой фестиваля выступает YouTube-канал «ГармоньИЯ».

Также в планах организаторов — издание книги «Воздвигнем памятник гармони фронтовой», которую посвятят фронтовым гармонистам и баянистам, в том числе сибирякам. Значительную часть тиража передадут в библиотеки города и области, районные краеведческие музеи, детские музыкальные школы и другие учреждения культуры.

Предлагается выпустить DVD-диски с записями концертных выступлений участников фестивалей, состоявшихся в 2019–2020 годах, а также с фрагментом телехроники «Огонь по врагу!». Будет подготовлена к изданию монография с результатами всероссийского исследования «Отношение населения России к народной музыке, творчеству гармонистов и баянистов».

ФАКТЫ

Легендарный сибирский баянист Иван Иванович Маланин родился 15 января 1897 года в Троицке Иркутской области. С раннего детства проявил незаурядные музыкальные способности, уже к пяти годам сам научился играть на гармони. Односельчане с удовольствием приглашали маленького музыканта на вечерки, свадьбы и другие семейные торжества.

Образование получил в школе-интернате для незрячих в Иркутске, где под руководством преподавателя музыкальных дисциплин И. Д. Шевцова (скрипач, концертмейстер симфонического оркестра Иркутской оперы) научился играть на скрипке, виолончели, фортепиано, флейте, контрабасе, гитаре, на духовых и ударных инструментах. Пел в церковном хоре. Баян освоил самостоятельно.

В 1974 году на доме № 53 на улице Советской установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил талантливый сибирский баянист-самородок, неутомимый пропагандист музыкальной культуры Иван Иванович Маланин».

С 1987 года в Новосибирске регулярно проходит Маланинский фестиваль народной музыки и конкурс баянистов, аккордеонистов и гармонистов.

Источник

Войдите чтобы комментировать

КИЗЛЯРСКИЙ РАЙОН, 5 декабря – РИА «Дагестан». Праздник русской культуры «Играй, гармонь – звени, частушка!» провели в Кизлярском районе, сообщили информагентству в пресс-службе муниципалитета. Мероприятие, организованное Центром традиционной культуры, состоялось в онлайн-режиме.

В концерте приняли участие самодеятельные коллективы «Южаночка», «Моряночка», «Звезда рыбака», «Родничок», «Улыбочка», «Маленькая страна», «Голосок», «Ручеек», «Домовенок», а также народный ансамбль русской песни «Яблонька», детская студия театрального искусства «Театральный сундучок» муниципального Центра культуры и досуга.

Вокальные коллективы познакомили зрителей с частушечным фольклором, открыли тайну частушек, их направлений и различных звучаний, продемонстрировали мелодичность русских напевов. Кроме того, была продемонстрирована виртуозная игра на русских народных инструментах.

По итогам мероприятия все коллективы награждены дипломами участников праздника.

«Самодеятельным артистам не испортило настроения то, что в этом году из-за пандемии коронавирусной инфекции фестиваль проходил в онлайн-режиме, и они постарались передать боевой задор и позитивный настрой всем зрителям», – сказала, комментируя мероприятие, руководитель Центра традиционной культуры народов Кизлярского района Евгения Лазаренко.

Источник

Войдите чтобы комментировать