III областной фестиваль народной музыки «На Покров» посвятили памяти воловского гармониста Александра Павловича Ермишкина
Он был настоящим русским мужиком. Цельным, красивым, с широким размахом души и мехов любимой елецкой рояльной гармони – про таких на деревне говорят: видный парень… Мы были у него в гостях поздней весной, когда воловская земля утопала в цвету, обволакивалась туманами и пропитывалась запахами новой жизни. Она готовилась к лету, не зная, что в его середине Александр Павлович Ермишкин уйдёт в неё на веки вечные…
Александр Павлович и его Людмила Григорьевна встречали гостей по-русски хлебосольно. На вокзале села Набережное нас поджидал ермишкинский автомобиль, на котором мы потом поколесили по округе. Руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристина Леонидовна Иващенко и артист Владимир Юрьев собирали свой «урожай», а я занималась своим ремеслом – отыскивала животворные колоски и складывала их в личный заплечный мешок, то есть записывала воспоминания людей на диктофон. А вечером мы все пели песни под ермишкинскую гармошечку. Они с Людмилой Григорьевной рассказывали о своей жизни, о том, как их московская племянница, услышав игру дяди Саши, вдруг попросила записать её на диск, чтобы в столичных пробках лечиться голосом малой родины своих предков…
– Александр Павлович Ермишкин ушёл от нас совсем молодым – в 56 лет. Это был уникальный человек – прекрасный гармонист, самостоятельно овладевший елецкой рояльной гармонью, и великолепный организатор. Всегда наготове были его старые «Жигули», на которых он возил нас по воловским сёлам, где гостей уже ждали «готовые» бабули – носительницы традиций. Они делились песнями и обрядами, а Александр Павлович всегда подыгрывал им на инструменте. У нас было много совместных планов, – сокрушается организатор фестиваля, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристина Иващенко. – Но мы не будем плакать, хотя очень горько от потери, мы хотим вспоминать его легко, с песней, с музыкой, которую он так любил…
На третий фестиваль приехали народные исполнители из Липецка, Воловского, Становлянского, Хлевенского и Добринского районов. По традиции их выступления прошли на сцене областного колледжа искусств имени Константина Игумнова. И это символично. Потому что главной идеей и отличительной чертой этого фестиваля от, например, «Рождественских встреч», которые также организует Кристина Иващенко, как раз и является живое соединение прошлого с настоящим, передача традиции из рук в руки, от истинных носителей национальной культуры – молодому поколению музыкантов и энтузиастов.
Самыми колоритными участниками фестиваля стали двоюродные сёстры из села Озёрки Тербунского района Антонина Борисовна Глазунова и Антонина Дмитриевна Ушакова. Обеим певуньям уже под восемьдесят, но глаза горят, а под песни ноги сами в пляс просятся.
– Мы все пели и плясали под балалайку да под гармошку с самого рождения, – смеётся младшая из Антонин – Глазунова. – Бывало, мама сидит, топит печку навозом, копает в ней кочерёжкой да песни играет. А я стою сзади да запоминаю. А какие девки постарше, те приходили «на улицу» в маленький домик к моей тётке. Так я там тоже не терялась, подпевала как могла. А больше всего песен знала наша бабушка Марфа Акимовна, её все «соловьём» прозвали. Долго я потом все песни да игры помнила, да вот сейчас уже почти всё позабыла…
– Мы всю свою жизню прострадали, – присоединяется, пряча тихую улыбку, старшая Антонина – Ушакова. – И горя много хлебнули, да и «страданий» перепели не сочтёшь. Едешь на свёклу – поёшь, со свёклы возвращаешься – поёшь. Дети спросят: «Что, мам, не устала что-ли?». Да как не устала, просто с песней всё легше. Мы и в радости, и в горе – всё пели. Мы же, детоньки, на траве выросли. Если бы не трава – все бы с голоду померли. Бои возле нас страшные шли, есть было совсем нечего. Вот мы и кушали лопух да корень его, подкопеечник. Самое большое лакомство – жареный чеснок… Да и кукол мы знать не знали. Связывали из соломок маленькие снопики и стучали ими по столу. А когда на улицу выходили, то из тряпок сваляем шарик – вот и мяч…
Отцы Антонин – Борис Лукьянович и Дмитрий Лукьянович – с войны не вернулись. Через плен, но пришёл домой их брат Степан Лукьянович. Стал он потом председателем колхоза… Да его сестрицы как-то не жалуют воспоминаниями. Тяжёлая жизнь досталась им, не самая сладкая судьба. Зато родили семерых детей на двоих, вырастили внуков. А теперь вот и в стольный областной град пожаловали с песнями своими, что ещё хранятся в памяти.
– Я тоже мальчишкой подглядывал за взрослыми – учился, как плясать надо, – рассказывает Виктор Павлович Камышников, хранитель плясовой культуры нашего региона. Родом он из Краснинского района, там и прошёл свои первые плясовые университеты. Затем была армия, где творческие способности новобранца Камышникова заметили и всегда отправляли отстаивать честь полка в конкурсах самодеятельности. После демобилизации Виктор Павлович работал на НЛМК и в автоколонне-1415, а параллельно с этим танцевал в коллективе новолипецких металлургов.
– В детстве я мог сплясать просто за конфетку – только гармонь заиграет. И сегодня, когда музыка русская звучит, ноги сами в пляс идут. Русская песня, гармонь, балалайка – всё это моё, родное. И всё – из отчего дома. Отец в семнадцать лет ушёл на фронт, в 1942 году его тяжело ранило, и он пришёл домой контуженый. Мама в войну рыла окопы под Ельцом. Жизнь – не из сказки. Но я в детстве частенько наблюдал такую картину. Приходит мама с дойки – она была дояркой – и принимается мести полы. Спустя какое-то время ей это надоедает, видимо, она оглядывается по сторонам, и если никого нет вокруг, бросает веник и… пошла в пляс. Сама себе что-то напевает. Так душу отведёт, и снова за веник, убирать, – вспоминает Виктор Павлович.
Липецкий гармонист Николай Васильевич Стоякин не пляшет, зато прекрасно играет для тех, кто не прочь поплясать. Взял он гармошку ещё в детстве из рук отца-фронтовика – Василия Ивановича Стоякина. Тогда они жили в селе Воскресеновка, что неподалёку от областного центра. Николай после службы в армии устроился литейщиком на завод «Свободный Сокол». А в свободное от работы время приходил на сокольскую «толкучку», где тогда собирались гармонисты со всей округи. Вот там и настигла его по-настоящему любовь к… елецкой роялке.
– Я только взял её в руки, понял – эта любовь на всю жизнь. Только елецкая гармошечка рождает в моей душе трепет. Не сравню её ни с каким инструментом в мире. Очень мне нравится, когда под мою гармонь поют, я даже готов разорваться, лишь бы песня получилась.
Тульские традиции и костюмы привезла на фестиваль «Дубравушка», что из становлянского села Толстая Дубрава. Сначала зрители были удивлены их манерой носить женские одеяния – с подвёрнутым под пояс подолом юбки. Оказывается, так дубравинские мастерицы демонстрировали вышитые края своих длинных рубах. А не поднимешь юбку хоть с одного бока, кто же увидит твоё искусство?
– В нашем селе раньше устраивали «похороны мушки-блошки», – рассказывает руководитель коллектива Зоя Николаевна Борисова. – Толстая Дубрава – поселение молодое, с 1924 года, но, видимо, этот обряд сохранился от наших далёких предков. Суть его в том, что на Сдвижение (так в народе называют православный праздник Воздвижения Креста Господня. – Прим. авт.), в сентябре, жители хоронили насекомых, отправляя их на покой осенью, чтобы по весне они вновь возродились к жизни. Несколько ребятишек несли в коробочках мушек, блошек, тараканов, в общем, всю прыгающую-летающую-кусающую мелкую живность. За ними шли мальчишки с крестиками из палочек в руках. Следом – две плакальщицы, взрослые женщины. За их спинами поспешал ряженый в попа мужик. А замыкали всю эту процессию женщины, изображающие горе. Вся эта скорбная делегация, исполняя обрядовые песни, поднималась на бугорок, хоронила «усопших» и отправлялась на гуляния. Но, несмотря на «траурный» окрас всего действа, – его сущность жизнеутверждающая. Смена лета и осени, рубежный момент для наших предков – это время встречи миров. И нужно с почестями проводить то, что готово уйти, чтобы завтра снова родилась жизнь.
Клавдия Васильевна Дикарева из воловского села Нижнее Чесночное приехала на фестиваль с новым гармонистом – Виктором Александровичем Тереховым из Замараевки. А до прошлого лета пела под аккомпанемент только Александра Павловича Ермишкина (за редким исключением). Своё выступление она начала с посвящения ушедшему давнему другу, соавтору и названному брату, с песни, которую написала за три дня до поездки в Липецк.
– Мы знакомы с Александром Павловичем Ермишкиным почти сорок лет. Его все в районе уважали. Он был у нас участковым, честным, порядочным, добрым и отзывчивым человеком. Очень творческим. Во времена коммунистов в каждом селе были хоры, вот он и ездил со своей гармонью по району – играл. Нам в чесноченском клубе постоянно аккомпанировал, приносил мамины песни. В последний раз мы вместе вышли на сцену в Тербунах, спели «Зори ясные»… Он был мне как брат, всегда приходил на помощь. Я родилась в 1944 году, никогда отца не видела – он погиб на фронте. А у родителей до меня народилось ещё девять детей. Выжили только мы с сестрой… Александр Павлович был очень дорогим человеком всем в районе. Вечная ему память…
Источник