У стойки со старинными инструментами супруги Черниковы задержались дольше обычного. Алексей Федорович взял в руки гармошку, растянул меха и оценил: «Знатная!». Валентина Дмитриевна улыбнулась, мол, под такую бы только петь. Этот музыкальный дуэт из Елецкого района и спел-таки — на сцене городского Дворца культуры в программе 27-го открытого городского фестиваля народного творчества «Играй, гармонь елецкая!».
А потертая хромка вернула Алексея Черникова в далекое детство, где в большой многодетной семье он был восьмым ребенком. Вспомнилось ему, как бегал в деревенский клуб и, затаив дыхание, слушал, как поет-тоскует гармонь в руках местного музыканта. Любовь к народному инструменту он пронес через всю жизнь и даже создал свой «оркестр»: в коллекции Черникова губная гармошка, балалайка, шуйская гармошка и две тульских, а еще рояльная, двухрядная, баян и аккордеон. По сути — вся эволюция инструмента «от» и «до». И пусть играет мастерски Алексей Федорович на каждом, любимой была и остается старая добрая рояльная гармошка.
Свои таланты супруги Черниковы продемонстрировали в музыкальной программе фестиваля вместе с полусотней других исполнителей. Из разных уголков Липецкой области приехали они в древний Елец, чтобы поделиться лучшими гармонными и частушечными традициями своей малой родины. Неоднократные лауреаты конкурсов гармонистов, участники телепередачи «Играй, гармонь», те, без кого не обходится ни одна матаня в Липецке, Усмани, Становом, Тербунах, Задонске, на фестивале исполняли лучшее из своего репертуара. В концертной программе прозвучали традиционные наигрыши, обработки народных песен, оригинальные авторские сочинения, песни, частушки и, конечно, страдания.
Приветствуя участников и гостей фестиваля, глава города Сергей Панов заметил, что напрасно некоторые посчитали гармошку отжившим свой век инструментом. Говорят, дескать, нет будущего у гармони, заменили ее телевизоры, проигрыватели, компьютеры, и все реже поет она за праздничными столами россиян. Однако гармонь жива!
Со стороны главы это были не приветственные слова по долгу службы, а что-то очень личное. В семье Пановых тоже хранится не одно десятилетие своя семейная реликвия — гармонь, сделанная знаменитым задонским мастером из династии Мёдовых. Об одной истории, связанной с этим инструментом, и вспомнил к месту руководитель города. Гармонь ручной работы заказывал еще прадед, собиралась она полгода и стоила огромных по тем временам денег — четырехсот рублей! Многие готовы были выкупить ту гармошку, но осталась гармонь в семье. Память бесценна.
Организуя фестиваль в рамках целевой ведомственной программы «Развитие культуры города Ельца», управление культуры городской администрации преследовало ряд важных задач. Следуя от частного к общему, оно ставило во главу угла сохранение, развитие народных традиций как части духовного наследия. В результате же повысились популярность всенародно любимого музинструмента, уровень исполнительского мастерства на рояльной и других видах гармони.
Открывал новые таланты совет фестиваля. В его состав вошли завотделом народного художественного творчества областного Центра культуры и народного творчества Людмила Катрич, заслуженный работник культуры, лауреат областных и региональных конкурсов, обладатель кубка Геннадия Заволокина Анатолий Корольков, инициатор ряда конкурсов гармонистов Владимир Комаров, а также профессиональные эксперты-педагоги музыкальных училищ и колледжей. Оценивали самородков по номинациям: «Душевная компания» — среди клубов и ансамблей, «Первый парень» — лучший среди юных гармонистов, «Душа народа» определила музыканта-виртуоза среди взрослых, а титул «Эх, матаня, матанек!» получила лучшая частушечница фестиваля.
Первыми мастерство продемонстрировали юные гармонисты-продолжатели семейных музыкальных традиций: воспитанник детской школы искусств № 3 г. Ельца Даниил Воробьев, Михаил Демин (музыкальная школа № 1, Елец), одиннадцатилетний гармонист из Тербунов Владимир Ушаков и областной стипендиат, лауреат городских, областных и российских конкурсов Антон Паршин (детская школа искусств № 3).
Затем настал черед легендарных елецких гармонистов, любимцев местных плясуний и частушечниц, авторов и исполнителей обработок народных песен и плясовых мелодий. Говоря современных языком, «зажгли» зал Александр Александров, Анатолий Архипов, Владимир Камынин, Василий Дронов. Зрителям, конечно же, запомнилось выступление усманского гармониста со стажем Юрия Коробкина. Он из музыкальной династии и почти шестьдесят лет не расстается со своей подругой-гармошкой, он — желанный гость на свадьбах и юбилеях земляков. А на липецкой земле знают бессменного председателя Липецкого клуба гармонистов, ветерана войны и труда, почетного металлурга России Павла Кострова и его супругу Антонину Скрипник, неоднократного лауреата конкурсов, артиста ансамбля «Вера» областного Центра культуры и народного творчества Андрея Ивлева. А какие задорные частушки из Соколья привезли в Елец Нина Сапрыкина, а также лауреат всероссийского и межрегионального конкурсов исполнительниц народных песен и частушек в Пензе и Тамбове Мария Камынина...
Отзвучали финальные фанфары фестиваля. Спрятав в потертые чехлы старые, добрые хромки, разъехались по родным городам и селам музыканты-самоучки. Провожая их, гостеприимный Елец говорил: «До скорой встречи». Что ж, будем ждать следующего фестиваля...