На днях зрители информационной программы Дмитрия Киселёва "Вести недели" познакомились с Липецкой областью. В числе прочих достопримечательностей телеканал «Россия» показал мастерскую елецкой рояльной гармошки
Первые переливы елецкой роялки сразу самой души касаются. Пробегут пальцы по клавишам, вздохнут меха, и словно сердце распахнётся навстречу жизни.
Если кручина одолевает, гармошка с нами страдает, если ноги в пляс просятся – тут как тут и матаня, и барыня, и частушечка разудалая: эх, душа, лети, как птица. В руках ладного гармониста подвластно роялке любое настроение исполнить. Коснёшься белых клавиш, услышишь её звонкий голос и откроешься чудо-подружке, словно исповедуешься.
Константин Матюхин раньше души не чаял в баяне. Всё детство и отрочество посвятил инструменту, а как вырос – поступил в Российскую академию имени Гнесиных. Но концертным подмосткам Москвы талантливый музыкант предпочёл родной Елец. И взялся за тот инструмент, что перекричит даже звонкий баян своим уникальным голосом – елецкую рояльную гармошку.
Вот уж судьба так судьба. Матюхины-то в Ельце гармонисты знаменитые. Афанасий Иванович, дед Константина, любил гармонь, как родину любят. Во всей округе слыл он лучшим гармонистом. Старые люди вспоминали: когда дед Афоня играть начинал, народ на месте усидеть не мог – в пляс пускался. Константин вырос на его страданиях и частушках. Потом отец перенял секреты игры на любимом в народе инструменте. Для Константина переливы гармони были привычными, словно солнце за окном и пересмешки ветра с берёзовыми листочками.
Когда ушёл из жизни дед Афанасий, Константин понял: не должно прерываться в их роду служение барыне-гармошке. Есть ещё любители в пляс пойти под её голос, есть в русском сердце место для родной певуньи. Как главную семейную реликвию люди бережно хранят инструменты, на которых играли деды. На городских пятачках по праздникам ещё можно слышать дыханье мехов, а значит, живёт гармонь-говорушечка.
Константин с отцом решились открыть мастерскую рояльной гармошки. Администрация города пошла навстречу энтузиастам и выделила для возрождения елецкого бренда помещение. Мастерская располагается в музее народных ремёсел и промыслов.
– Раньше в Ельце на каждой улице жил свой мастер по изготовлению рояльной гармошки. Она была невероятно популярна и всегда звалась душой народа. Чтобы купить заветный инструмент, люди продавали корову, – рассказывает Константин Матюхин. – А прежде чем научиться играть на роялке, будущие гармонисты тренировали пальцы на камне. Приложат к груди булыжник и, словно по нотам, играют мелодию, – рассказывает Константин.
Самое сердце гармошки
За секретами рождения елецкой гармони Константин ездил по разным производствам: в Воронеж, Москву, Саратов, Тулу. Мастера шли навстречу молодому парню, радеющему за народный промысел. Кто технические советы давал, а кто и специальную сталь – для голоса. Но главным учителем была сама гармошка. Раскроешь её, и словно городок в табакерке увидишь. Планочки, покрытые металлом, рядками выложены. Ясно становится, как меха вздохнут, тут же ахнут и голосовые язычки из стали, задевая латунную планку, – так рождается удивительный голос гармони. И у каждого инструмента он свой.
– У елецкой гармошки правая клавиатура сделана по типу рояля. Подобные инструменты распространены у народов Кавказа. Есть у нас родственницы и в Осетии, и в Дагестане. Но елецкая гармошка единственная в своём роде – у неё и левая сторона позаимствована у рояля. Отсюда, скорее всего, и название. Чиним мы гармошки вручную, каждую деталь вытачиваем. Если требуется ремонт, например, аккордеону, то всегда можно что-то позаимствовать у инструмента-донора. Роялочка требует всего нового, с иголочки. На её создание уходит сосна или бук и полгода кропотливой работы, – рассказывает Константин Матюхин.
Гармонь – это круче гитары
Мастерская Матюхиных (в ней работают отец и сын) стала центром притяжения всех, кто неравнодушен к гармони. Люди сюда приносят инструменты, а вместе с ними и историю своих семей. Самая пожилая гармонь в коллекции сделана в начале прошлого века в знаменитой артели братьев Черных «Красная гармонь». В неё заглянешь, и душа поёт у мастера, как берёг гармонист свою красавицу. Сохранились на ней и печати артели. В 2014 году эта гармошка выступала на Олимпиаде в Сочи в числе прочих представителей многоликой российской культуры.
Есть у Матюхиных трофейная немецкая гармонь знаменитой фирмы «Кляйн». Сделана она на века – все детали будто вчера выточены. Зато наши солдаты были смекалистей немцев и могли, если в любимой гармошке латунный голос повредился, тут же создать новый. К плашке приделывалась кованая латунь из гильз. И вновь она продолжала поход и поднимала боевой дух песнями про Катюшу и синий платочек.
– К нам в мастерскую заглядывают многие любители гармони. Посмотреть, как инструмент делается, попробовать сыграть на нём ту или иную песню. Я с радостью гостей принимаю и учу гармонистов-самородков. Выкладываю в Интернет популярные аккорды рояльной гармошки. К нам частенько дети приходят. Так вот, когда они пробуют своими руками на гармони сыграть, глаза у них загораются, говорят: «Гармонь – это круче гитары», – улыбаясь рассказывает Константин Матюхин. – Нам приятно слышать о людях, которые душой прикипели к уникальной елецкой рояльной гармошке. В Липецке живёт наш человек – он и завсегдатай пятачков, где гармошка звучит, и, можно сказать, летописец инструмента. У него есть тетрадь, куда он заносит маршрут гармоней, переходящих от одного гармониста к другому: от Ивана к Ермолаю, – рассказывает Константин Матюхин.
Вот так и держится гармошка и живёт лишь на одной любви народной и большего не просит. В этом году директор Первой музыкальной школы Константин Матюхин открыл во вверенном ему учебном заведении класс елецкой рояльной гармошки. Пока в нём только два ученика, которые с азартом взялись за звонкую роялочку. Свой почерк гармонист Матюхин не по музыкальным сборникам вырабатывает. Он ищет первоисточники играющих самородков да записи деда Афони изучает. Только здесь и сейчас вы найдете самое четкое порно со зрелыми телочками. Голодные женщины готовы разорвать одежду на своём любовнике ради того, чтобы насладиться его упругим пенисом. Горячие мамки приходят и берут то, чего им так необходимо в сексуальной жизни. Особо возбужденные особи, даже позволяют своим ёбарям поиметь их в задницу во время жаркой ебли.
– Дед был уникальным импровизатором – он никогда не повторялся. С ходу мог придумать заливистые мелодии. Гармошка для него, что стакан воды или глоток воздуха. Без неё он и дня не мог прожить. Афанасий Иванович работал всю жизнь водителем. Его обожали коллеги, потому что частенько их рабочий день кончался весёлой матаней. А в перерывах на обед дед спешил домой поразмять пальцы. Поэтому исполнял он свои произведения с великолепной техникой, – вспоминает внук известного гармониста. – Дед мог и в обычный день устроить на улице праздник. Ему достаточно было пройтись с гармошкой по центру Ельца, и тут же люди в круги начинали собираться. А ещё гармонь тому своё сердце открывает, кто сам живёт с распахнутой душой. Таким был мой дед.
Стал Сашка знатным гармонистом
Побывав в мастерской Матюхиных, мы отправились в гости к старейшему гармонисту Александру Андреевичу Александрову. Ему уже восемьдесят один год. К сожалению, Александр Андреевич ничего не видит, ослеп. Но на волшебстве его музыки это никак не отражается. Пальцы помнят каждую клавишу... Начал Александр Андреевич со страданий, потом военные песни затянул, каждая в своей аранжировке. И заулыбался весёлый гармонист: «Когда я играю и пою – я молодой».
И вспомнил гармонист своё самое яркое выступление у Геннадия Заволокина в программе «Играй, гармонь!». В 1986 году в Ельце проходил конкурс на лучшего гармониста. Александр Александров занял в нём третье место.
– Ведущий программы Геннадий Заволокин четыре раза приезжал репетировать с нами этот конкурс. Тогда на сцену вышли восемнадцать гармонистов – на роялке играли чуть ли не в каждом дворе. В деревнях гармошка всегда была желанна в любом доме. Я заболел гармонью в детстве. У нас в горнице собирались родственники и весь вечер могли играть. К детям относились строго, не пускали на взрослое застолье. Так я подкрадусь и в дверной проём одно ухо приставлю. Отец гонял меня за это, а дядя всегда заступался: «Будет твой Сашка знатным гармонистом. Он ведь не наши разговоры подслушивает, он музыкой любуется», – вспоминает Александр Андреевич.
Так и вышло. Заветный инструмент Сашка получил в подарок от отца. Когда он с войны возвращался, написал домой: «Если благополучно доеду, куплю тебе, сынок, гармошку». В сорок пятом получил гармонист свою роялочку и до сих пор на ней играет. Гордится, что двенадцать свадеб под неё отплясал. Говорит, ни одного дня без гармошки прожить не может.
– Я жил в деревне, где была традиция: гармонисты собирались в круги по возрастам. У нас там были четыре поляны, и вот вечерами на одной встречались мальчишки и девчонки, на другой – уже ребята и девчата, и так вся деревня выбегала на зов гармошки.
Напоследок вспомнил Александр Александров слова своего друга Афанасия Матюхина: «Придёт время, и умолкнет елецкая рояльная гармошка». Но не для того эти мужики сынов и внуков народили, чтобы песня их прервалась. Константин Николаевич и его отец Николай Афанасьевич верят, что останутся островки, где песни роялочки всегда будут желанны. Константин мечтает перенести мастерскую гармоний в места своего детства – в деревню Польское, что приютилась рядом с бунинскими местами. Он уже выкупил дом, который когда-то принадлежал их семье. Матюхины мечтают построить здесь центр по сохранению древнего промысла. Чтобы в туристических маршрутах по липецкой земле значился Центр елецкой рояльной гармошки. В этом доме можно будет и в создании гармошки поучаствовать, и играть научиться. Одним словом, есть у гармошки рыцари, оберегающие её жизнь.