У людей старшего поколения к гармони отношение особое. Павел Васильевич Марзаев играть выучился сам в детстве, было это еще до вой-ны. Отец пообещал подарить ему гармонь за хорошую учебу в школе и подарил. О гармони в то время мечтали все мальчишки. Хороший гармонист был первым человеком на деревне, без него не обходилось ни одно гулянье, праздник, свадьба, веселил душу и утешал в печали нехитрый народный инструмент. Гармонисты перенимали друг у друга песни, мотивы, наигрыши. Знаменитую свою «марзаевскую цыганочку», которую никто так не играет, услышал Павел Васильевич когда-то в молодости по дороге из Казахстана на одной станции, где играл ее прохожий гармонист, после, несколько лет спустя, восстановил в памяти. Были в его судьбе, как и у многих из его поколения - нынешних 80-летних, раннее сиротство и тяжелый недетский труд, после войны учился в школе ФЗО в Юркине, где подростков обучали рабочим специальностям, была еще поездка на целину в Казахстан, но вернулся, долгие годы работал в лесу в Юркинском леспромхозе на разной технике. В этом краю нашел свою судьбу, осел в соседней с Юркином деревне Стрелке, даже на пенсии продолжил работать бульдозеристом на лесопункте.
С гармонью не расставался всю жизнь, из-за нее любим и уважаем был как хороший гармонист в округе: пел и играл на свадьбах и гуляньях, выступал на сцене поселкового клуба, а в перестроечные 1980-е - и в райцентре, участвовал и был отмечен в конкурсах гармонистов и балалаечников. Патриот русской песни - собирал, восстанавливал по памяти, исполнял много хороших, старых, душевных песен. Гармонь - душа народа, той самой уходящей деревенской культуры и уклада жизни, неотъемлемой частью которых была песня под гармонь, пляски с частушками. Многострадальна история нашей деревни. Люди ее - кто уехал в города и там доживает свой век, испытывая ностальгию по малой родине, кто остался и прожил жизнь в деревне, наблюдая, как опустела она и обезлюдела, заселилась по новым временам городскими дачниками. Другие песни поет теперь деревня, но чаще молчит.Пройдет десятилетие-другое, и уйдут последние, кто играет на русской гармошке и помнит ее. Нет последователей и у Павла Марзаева: никто из детей и внуков его не стал играть на гармони. Уходят в прошлое гармонисты, становятся легендой. В этой связи вспоминается рассказ Зинаиды Коптевой об известном в неверковской стороне гармонисте Дмитрии Егоровиче Демидове. Ныне нет его в живых, умер он несколько лет назад в Ярославле, где жил. Да и участникам той памятной встречи, состоявшейся почти 20 лет тому назад, сейчас уже за 60 - 70 лет.«Дмитрий Егорович - уроженец деревни Камешково, что близ Неверкова, был тогда уже пожилым, жил в городе, но каждое лето приезжал в свою деревню, на родину. Приезжало тогда из городов много наших бывших сельчан, кто родился и вырос здесь. Однажды летом решили мы собраться вместе и выйти на природу, пригласили Дмитрия Егоровича, нашего лучшего гармониста. Пришли на очень красивое, любимое всеми место, называемое Лопата, - большая поляна на взгорке в окружении берез и кустарника, внизу речка. Березы там необыкновенно красивые, с длинными ветвями-косами. Разложили на траве импровизированный стол - «скатерть-самобранку» с домашними яствами и разносолами, что принесли с собой, сидели, разговаривали, вспоминали прошлое и, конечно, пели. Тогда, в начале 1990-х, начиналось уже новое время в стране, но здесь, в неверковской нашей глубинке, жизнь еще, казалось, текла по-прежнему, работал колхоз, жили люди по деревням, хоть не за горами было уже закрытие колхоза, упадок Неверкова и его окрестностей, - вспоминает Зинаида.Тогда я по-настоящему поняла гармонь. Когда заиграл Дмитрий Егорович - такое чувство было, что затанцевали березы, окружавшие поляну, небеса, облака, весь мир танцует под его музыку. Была среди нас одна женщина Зоя, она приезжала из Мурманска, тоже из местных, тогда было ей годам к пятидесяти, но вся крепенькая, ладненькая, загорелая. Она сняла обувь и пошла по траве босиком в пляс, ножки точеные! И давай сыпать частушки, как горох!И так мы пели и веселились, что не заметили, как с реки из-за деревьев туча подошла и началась летняя гроза. Дождь хлынул разом, крупными каплями, сразу ливень. Мы едва успели скатерть нашу кое-как свернуть - и бегом под деревья. А гроза у реки всегда кажется сильней, гремело страшно. С нами была девчонка, чья-то внучка, она в рев - грозы боялась, мы давай ее все вместе утешать, уговаривать. Пока уговаривали, гроза прошла. Вышли мы из своего укрытия, а трава высоченная, мокрая, вся от дождя искрится. Собрали мы наш стол, подолы закатали выше колен и побрели по траве босиком с песнями и под гармонь домой».Гармонь становится музейным экспонатом, и это уже реальность. В нынешнем году в дни торжественного празднования 645-летия Борисоглебского открылся в поселке новый музей - Музей русской гармоники. Стоят в музейной экспозиции в ряд гармони, собранные по деревням района, сохраненные в старых домах родственниками - без имени своего и тех, кто играл на них. Оставшиеся без своих гармонистов молчащие гармони.Виктория НЕСТЕРЕНКО, Ярославская областная газета "Золотое кольцо" 20.04.2009Борисоглебский район.Оригинал статьи: http://www.goldring.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=91379&Itemid=1