Виталий Кириллов

О чем рассказала гармошка


- Записывай адрес, записывай! Улица... дом.... квартира...

- А кто там живет?

- Виталий  Алексеевич Кириллов , гармонист-коллекционер, реставратор. Хороший материал должен получиться, ну, давай, дуй! Фотографа не забудь!

...Вот мы и на месте - дом, нужная квартира. Робко стучимся. За дверью - какой-то шорох. Наконец дверь открывается, на пороге пожилая женщина, небольшого роста, в белом платке и переднике.

- Здравствуйте, бабушка, нам бы Виталия Алексеевича.

- Кого?

- Виталия Алексеевича, он дома?

- А-а. Дома, дома. Щас позову.

Вот и хозяин - сухонький, седой старичок лет 70-ти, в домашнем вязаном свитере и мягких валенках. Высокий лоб пересечен морщинами, кустистые брови наползают на уставшие мудрые глаза, с какой-то непонятной, сказочной искоркой. С серьезным видом старичок интересуется, кто мы и по какому вопросу. Долго и внимательно сверяет фото в удостоверении с нашими лицами. И наконец приглашает в святая святых - комнату, которая одновременно служит мастерской, спальней и домашним музеем.

Подробнее: Виталий Кириллов
Log in to comment
Discuss this article in the forums (2 replies).

Иван Трубецков

Любимая гармонь Ивана Трубецкова


О музыке нужно писать нотами. Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре. С этим вполне согласен 77-летний житель села Супсех Анапского района Иван Трубецков. Однако он не может не констатировать: «Музыка — любовь моя! Я люблю музыку делать, люблю играть, люблю слушать… Женщины мои — жена и две взрослые дочери — считают это чудачеством, непрактичным увлечением, а я вот, честное слово, чувствую, что питаюсь музыкой, да-да, не только духовно, но и чисто физически…»

Подробнее: Иван Трубецков
Log in to comment

Николай ХОДЫКО

Не расстанусь с тобою, подруга-гармонь


Ускорился бег времени. Стремителен прогресс. На смену одним технологиям приходят другие - более совершенные. И это, вероятно, замечательно. Но с развитием прогресса, с трансформацией общества и изменением его ценностных ориентиров, национальная культура теряет что-то очень важное, системообразующее, - традиции, которые уходят корнями в глубь веков и являются основой любого искусства. Уходят в прошлое традиционные промыслы, которые нарабатывались несколькими поколениями мастеров. И удивительно, никакая современная техника, и технология не заменит тепла человеческих рук. Вещь, «сработанная», настоящим мастером несет в себе частицу его души и тепла, особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Профессию мастера-реставратора язычковых инструментов сегодня можно отнести к разряду исчезающих. И если мы не можем изменить ход времени, то в наших силах просто зафиксировать и передать тем, кто придет после нас…

Подробнее: Николай ХОДЫКО
Log in to comment

Николай МОКРЕЦОВ

Николай МОКРЕЦОВ, живущий в стандартной многоэтажке, своими руками буквально по винтику собрал ровно 50 гармоней.

РОДОМ он из Лукояновского района. Детство было голодным. Пас коров, овец. В 17 лет ушел воевать с фашистами. Служить довелось в инженерно-технических войсках.

Однажды под Кенигсбергом Мокрецов сооружал переправу через речку. Дали ему лошадь, подвозил бревна. Естественно, ночами, чтобы немцы ничего не заподозрили. Но зазевался — лошадь к фрицам ушла и уже на другом берегу реки разгуливает.

Что делать? Пошел Мокрецов за ней. Ведь за потерянную животину спросили бы по всей строгости военного времени.

Идет, а никто почему-то не стреляет. Тишина. Взял Николай Андреевич лошадь под уздцы, и тут из кустов трое немцев выскакивают. Сдаваться надумали. Автоматы свои протягивают… В общем, получил тогда Мокрецов медаль «За боевые заслуги».

После демобилизации вернулся в родной город. Устроился на ГАЗ. «ЗИМ» выпускал, «Победу», «Волгу». Три десятка рационализаторских предложений внедрены при его непосредственном участии.

Как-то забрел Мокрецов на рынок, в гармонный ряд. И захотелось сделать своими руками этот вроде бы нехитрый инструмент. Дома разобрал на детали гармонь, которая давно уже на антресоли пылилась, собрал новую. Получилась голосистая, мелодичная.

— То, что на фабриках делают, не может сравниться с ручной работой, — говорит он. — Там сплошная штамповка, а я каждую деталь сам вытачиваю.

Заказов у Мокрецова много. Хотя вроде бы сейчас в почете другие музыкальные инструменты. Но в народе по-прежнему гармонь любят. Едут к Николаю Андреевичу в Нижний Новгород из Барнаула, Москвы, Владимира. Даже на Камчатке играют его голосистые. А он продолжает экспериментировать. Сделал две гармони в одной. То есть совместил низкие и высокие тона. Никому еще такое не удавалось.

— Хотелось бы оставить после себя хороших мастеров, — вздыхает 75-летний умелец. — Пытался создать группу в четвертом ПТУ — не получилось. Ну да ладно — буду обучать индивидуально.

20.03.2003

Сергей Степанов

Аргументы и факты

Оригинал статьи опубликован по адресу: http://gazeta.aif.ru/online/longliver/18/22_01

Log in to comment
Discuss this article in the forums (44 replies).

Жидеяр Мухаяров - тальянка

Жидеяр Мухаяров был седьмым ребенком в семье, и мама дала ему имя от слова «жиде» – семь. За необычным именем и интересная судьба.

Он первым в Татышлинском районе Башкортостана, откуда родом, получил профессиональное музыкальное образование, закончив Салаватское музыкальное училище по классу баяна, а затем Челябинский институт культуры. Музыкант, к тому же еще и один из редких мастеров народного промысла по изготовлению гармоней. Каждая его вещь – эксклюзив.

Подробнее: Жидеяр Мухаяров - тальянка
Log in to comment