Гармонные мастера Бронниковы

С середины XIX века в России, наряду со всеми науками, активно начинает проявлять себя статистика. Многим становится ясно, что учёт, описание различных явлений жизни общества должны быть разносторонними. Помимо писцовых и переписных книг, а затем и ревизских сказок, стали издаваться отчёты различных статистических экспедиций, изучающих жизнь и быт всех районов страны, её промышленные особенности.

Участвовали в этом многие наши славные соотечественники. Это и Владимир Иванович Даль(1), и Павел Иванович Мельников (Андрей Печёрский)(2), и Александр Иванович Герцен(3), и многие другие. Благодаря сохранившимся статистическим отчётам, мы сейчас имеем интереснейшую информацию о тех местах, где когда-то жили наши предки. Эти сведения могут значительно расширить и дополнить родословные знания и сделать их живее.

Сейчас я уже могу утверждать, что генеалогическая информация, даже не о знатных родах крестьян и мещан, очень обширна. Но приходится также констатировать, что она довольно суха, упоминаний о ярких штрихах характера своих героев практически нет, дневники огромная редкость, воспоминания родственников скупы, и о душевном нраве пращура порой приходится судить по сохранившейся его витиеватой подписи.

В 1879 - 1886 гг. в Санкт-Петербурге вышли в свет "Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России" (вып. I-XV). В самом начале XX века в России появилось ещё несколько изданий, посвящённых изучению кустарного промысла в различных губерниях(4). Не стал исключением и Вятский край. Вятское губернское земство в течение многих лет проводило местные исследования различных кустарных промыслов. Благодаря деятельности земства я получил в руки интереснейшие материалы о хозяйственной деятельности не только своего прадеда Бронникова, но и родителей моей бабушки по линии Тарбеевых.

То, что, по рассказам родственников, наш род славился гармонистами, удивления не вызывало. У деда осталась запись в членской книжке артели "Победа" о работе контрольным мастером гармонного цеха в 1959 году(5), а до войны он был председателем артели, и в роду многие потомки имеют музыкальный слух. Но всё же, всегда интересно узнать, как до революции "во время царского бесправия" творили и трудились прадеды.



К 1909 году деревня Шамаи, где жили мои предки(6), стала настолько известной, что оказалась в поле зрения земских канцеляристов.
К местному исследованию кустарного промысла губернское земство отнеслось серьёзно, отпечатанные в типографии бланки содержали 50 вопросов(7).
По сохранившимся посемейным спискам, в тот год в Шамаях проживало 30 человек(8).

Все записи Описания кустарного промысла делались со слов крестьян, и при критическом изучении оказались правдивыми. Возник гармонный промысел, со слов опрашиваемых, "лет 30 тому назад" (примерно в 1870х годах). "Дело перешло от отцов, и даже от одного семейства, представлявшего раньше из себя всю деревню, так что ведётся, так сказать, по наследственности".

В России этот инструмент появился после 1830 года, а на Вятке он мог оказаться к середине XIX века(9). И сразу полюбился всем, началось быстрое его развитие. Уже в 1886 году Андрей Егорович Бронников, житель деревни Шамаи Кстининской волости, достиг такого мастерства, что предлагал свою гармонь к "экспонированию в разделе музыкальных инструментов" на Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке(10). К началу XX века в Вятской губернии насчитывалось около 800 кустарей, изготовлявших гармони(11).

К развитию промысла, главным образом, подталкивало малоземелье и частые неурожаи, да и времени у крестьян на севере и северо-востоке России несравненно больше, нежели в южных губерниях(12). Близость губернского города тоже одна из причин, вызвавшая возникновение промысла.

Форма производства в Вятской губернии была исключительно семейная, в одиночку работали единицы и чаще на хозяев (скупщиков, здесь - на Булдакова и Синцова). Наименьшее число лиц, при которых выгоднее и удобнее заниматься промыслом, было трое. Для работы, со слов промышленников, более всего пригодны "мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, так как им требуются значительные навыки, слух и хорошее зрение". А навыки приобретались здесь же, в семье, и "в зависимости от развития человека" на это уходило от 1 до 3 лет. Грамотность значения не имела, "если у человека варит голова, так и без грамоты дойдёт". В производстве гармоней были заняты мужчины и подростки, хотя последним доверяли только "меха клеить и более ничего". На долю мужчин выпадала вся основная работа. При этом у них существовало разделение труда "в набивке голосов, отделке и окончательной сборке". В Описании указаны возрасты мужчин - 35 и 38 лет. Можно с уверенностью сказать, что это Михаил Яковлевич, Николай Егорович и, возможно, Андрей Егорович Бронниковы. Вот только как распределялось между ними это разделение труда, нам уже, видимо, не узнать.

Заниматься промыслом начинали с 1 октября и продолжали его до 1 мая. Осенью приходилось работать два с половиной месяца, зимой и весной по полтора месяца. Зависело это от свойств промысла, "после Ирбитской ярмарки*, куда хозяева ездили торговать гармониками, в случае выгодной торговли, сбыт изделий увеличивался", следовательно, и работать приходилось больше. Значительную меру "составляло также имение свободного времени". Осенью и зимой работали с 6 часов утра и до 10 часов вечера, с перерывами выходило до 12 часов работы в день. Весной с 7 утра до 7 вечера, рабочий день не более 10 часов. Обусловлено это было периодами большего спроса (осенью и зимой спрос больше), да и цены выше. К весне усиливалась конкуренция - "всякому нужны были деньги на хлеб" под новый урожай.В основном в Шамаях работали на скупщика, "очень редко на местных заказчиков из молодёжи". В Описании указано, "что хотя гармоника и была распространена в деревне, но зато и работают их во многих местах, так что собственный спрос удовлетворяется своими же изделиями". Гармони сбывали большей частью в розницу или очень маленькими партиями в Вятку за наличный расчёт и отчасти за счёт вновь покупаемого материала. Все покупки делались в конце недели. Знаменитый кустарный склад в Вятке, который играл роль и магазина, и музея, "значительного влияния не имел, так как хотя там материал и дешевле, но покупать в нём приходится редко: хозяева принуждают покупать материалы у них же". Да и изделия свои Бронниковы на склад не сдавали, по их мнению, "гармони не обладали тщательностью и изящностью отделки".

За год, со слов кустарей, средний промышленник покупал материала на 150 рублей. Сумма для крестьянина не малая. В Описании приведена примерная стоимость материалов используемых в промысле:

Гармонные ящики обыкновенно покупали в соседней деревне  Палкич(13) копеек по 17 штука,


  • Медь - латунь                             1/8 копеек аршин

  • Медная проволока                      60 коп. аршин

  • Железная проволока                  20 коп. аршин

  • Стальная проволока                  35 коп. кусок

  • Картон                                             61/2 коп. фунт

  • Бумага для обклеивания            7 коп. аршин (1/4 фунта)

  • Клеёнка                                            50 коп. кусок

  • Лак                                                      55 коп. фунт (21/2 аршин)

  • "подкрась" (краска)                    60 коп.

  • Сажа голландск.                         20 коп. фунт

  • Клей                                                    20 коп. фунт

  • Сафьян                                               1 руб. 40 коп. - 2 руб. (опойка)

  • Лайка                                                50 коп. (опоек)

  • Тесьма                                              45 коп. (кусок)

  • "прибор" различ. велич.            от 30 до 40 коп.

  • Винты                                               15 коп. гроздь (12 дюжина)

  • Гвозди                                              40 коп. фунт

  • "свистки"                                          1 коп. штука

  • Кнопки                                             3 коп. штука

  • Мал. кнопки                                   5 коп. десяток.


На неделю нужно:




  • 2 фунта меди

  • 1/4 фунта проволоки всех сортов

  • 4 листа картона

  • 1/4 фунта бумаги

  • 1/4 аршина клеёнки

  • 1/4 фунта лаку

  • 1/60 фунта "подкраси"

  • 1/20 фунта сажи

  • 1/4 фунта клею

  • 1/20 опойки сафьяну (на 7 коп.)

  • 1/10 -//- лайки

  • 1/9 куска тесьмы

  • 50 шт. "прибора" на 20 коп.

  • остальной мелочи уйдёт на 50 коп.


В течение недели обыкновенно вырабатывается только одного сорта гармони.



(Орфография сохранена как в оригинале).Всю работу Бронниковы выполняли "в жилой избе" (один из этих домов до сих пор стоит, в 1914 году он оценивался в 100 рублей(14)). Здесь же отмечен "излишний расход на освещение - 1 руб. 95 коп. (11/2 пуда перьев)".

Основным капиталом, за отсутствием недвижимости в промысле, служили приспособления и наборы инструментов:


Все инструменты мастера покупали в Вятке или у местных кузнецов за наличные деньги. За исключением машины для пробивания планок, которую они приобретали сообща, все остальные инструменты у мастеров были личные.

Ниже приведены расценки на гармони в 1906 - 1907 годах.



В Описании указано, что 4-планочные гармони делают редко, "может быть 1/5 пая всех изделий, но не больше", при этом 10ти и 12-голосовые гармони делались поровну. 2-планочных гармоней изготовляют столько же, сколько 3-планочных. В свою очередь, среди 3-планочных две трети составляют 10-голосовые и одну треть - 12-голосовые.

Примерный учёт расходов и доходов промысла выглядел так:



Денежный остаток от промысла составлял 168 руб. 49 коп.

За год в Шамаях, в течение 20 рабочих недель, изготовлялось 120 гармоней, т.е. 1 гармонь в день!
При таком доходе Бронниковым всё же приходилось для покупки хлеба пользоваться кредитами в крестьянском кредитном товариществе в селе Кстинино(15).

По заявлению кустарей, "промысел служит только для покрытия мелких расходов, а также на покупку хлеба. Он поддерживает ведение земледельческого хозяйства, которое является главным занятием". И далее идут жалобы на трудности (может быть, чтобы не сглазить?) -"Условия сбыта ухудшились вследствие сильной конкуренции и понижения цен хозяевами. Вот здесь можно найти. live казино блэкджек Есть рейтинг лучших casino для игры и правила для новичков. Рекомендую! - С каждым годом увеличивается удорожание материала. - Раньше дело шло лучше, так как дороже были изделия, материал был гораздо дешевле, и не такая требовательность предъявлялась к изделиям (например "прибором" совсем не околачивали, употреблялись более дешёвые и простые краски). - С течением времени конкуренция всё усиливалась, хозяева - на которых работают, стали понижать цены. - Промысел идёт к упадку: конкуренция усилилась, требования к изделиям предъявляют большие, чем прежде, материал с каждым годом дорожает. Периоды особенно сильного упадка заметны в неурожайные годы, а также во время войны".

И тут же, в другом пункте: "размеры предприятий увеличиваются, это зависит оттого, что цены на изделия понизились, приходиться вырабатывать последних больше, затем употребление машин позволило также расширить дело".

Всё же, по мнению опрашивающего, "признаком упадка служит то обстоятельство, что некоторые уехали на сторону (в Сибирь)** заниматься этим промыслом (из соседней деревни). Было бы выгоднее, при достаточном капитале, исполнять заказы и ездить на ярмарки самим. Вообще самостоятельнее вести дело, так как тогда зависимость от хозяина уничтожится или, по крайней мере, сведётся к минимуму, а это-то - одно из главных зол, мешающих развитию промысла".

В таком виде промысел просуществовал до коллективизации... А потом настали новые времена. И хотя гармони продолжали делать, но всё изменилось неузнаваемо...
Возвращаясь к качеству гармоней, "требовательности к изделиям", хочется подчеркнуть, что в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона отмечено, что хотя вятские гармони и менее привлекательны в обработке, да зато голоса у них несравненно лучше прочих(17). В Шамаях "очень интересовались тульской гармоникой", и на вопрос, испытывают ли промышленники нужду в советах и указаниях по технике промысла, есть ответ: "Встречается нужда в советах в окраске и устройстве голосов (хотелось бы узнать более дешёвый способ окраски, научиться приготовлять голоса с более музыкальными тонами)".

Для экологов, несомненно, будет приятно узнать, что и в 1909 году уже задавали, так модные ныне, экологические вопросы. Вот один из них: "Побочные продукты и отбросы. Их характеристика, количество и способы утилизации?". Ответ не столь масштабен, но есть: "Медных обрезков получается 3 фунта из пуда (приблизительно), продают медника по 20 коп. за фунт".

Не оставлено земством без внимания и влияние промысла на здоровье. В частности, отмечено, что данный труд "на здоровье сказывается в порче зрения и лёгких". А вот культурное влияние "отчасти сказывается благодаря частым посещениям Вятки и столкновениями с различными людьми".

В нашем роду промысел закончился на моём дяде Викторе Максимовиче, и возродится ли он по нашей линии, неизвестно. Хочется надеяться, что потомки других ветвей рода его ещё не забыли.

____________
* - вторая по торговым оборотам ярмарка в России после Нижегородской, в начале XX века проходила с 1 февраля по 1 марта.


** - Здесь, по всей видимости, подразумевается Фёдор Яковлевич Бронников (31.05/12.06/1878 г.р.). В 1915 году он имел в городе Кунгуре гармонную мастерскую(16). На Вятке всё, что от Перми и далее на восток - называли Сибирью.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Даль В. И. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. Повести / Подготовка текстов, составление, предисловие В. Я. Дерягина, З. С. Дерягиной. Критико-биографический очерк А. Мельникова-Печерского. - М.: Столица, 1995. - С. XXX, XLVII.
2. Там же, С. XXX - XLVII.
3. - Находясь в ссылке в Вятке, Герцен участвовал в работе губернского статистического комитета и писал "Монографию Вятской губернии". Герцен А. И. Былое и думы: части 6-8. /Коммент. С. Д. Гурвич. - М.: Худож. лит., 1982. - С. 502.
4. Отчёты и исследования кустарной промышленности в России, тт. I - IX. - СПб., 1911;
Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, вып. I - XVII. - СПб., 1879 - 1890;
Пономарёв Н. В. Обзор кустарных промыслов России. Сост. по поручению Министерства земледелия и госуд. имуществ... Н. В. Пономарёвым. Под. ред. Д. А. Тимирязева. - СПб., 1902.
5. Личный архив, Членская книжка кооперативной промысловой артели "Победа" Бронникова Максима Михайловича.
6. Кольский родословец: [Сб. ст. / Мурм. родосл. о-ва по генеалогии]. - Мурманск, 2000. - Вып. 1: Альманах Мурманского родословного общества. - С. 7 - 17.
Кольский родословец: Вып. 2. - С. 7 - 11.
7. ГАКО. Ф. 616, оп. 4, д. 42, л. 24 - 27об.
8. ГАКО. Ф. 596, оп. 1, т. 2, д. 719, л. 190 - 193.
9. Благодатов Г. И. Русская гармоника. - Л., Музгиз, 1960. - 182 с.
Газарян С. С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. - 35 с.
10. ГАКО. Ф. 1280, оп. 1, д. 5, л. 143; (Хотя в подворной описи Вятской губернии за 1887 г. преобладающим местным промыслом в дер. Шамаи назван - дровяной ("Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись. Вятка, 1887 г." Областная научная библиотека им. А. И. Герцена, Киров).
11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. 54. - СПб., 1899. - С. 318.
12. - "В средней полосе у нас живут, коли хлеб жуют, а порою не брезгуют и мякинкой, макухой, лебедой и мезгой; на севере, - волка ноги кормят; три-четыре месяца летних, где хлеб родится, не могут накормить всю семью, по крайней мере полевые работы этим сроком оканчиваются, и остальные восемь идут на промыслы разного рода, и деньги быстро оборачиваются из рук в руки" Даль В. И. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. Повести / Подготовка текстов, составление, предисловие В. Я. Дерягина, З. С. Дерягиной. Критико-биографический очерк А. Мельникова-Печерского. - М.: Столица, 1995. - С. XIII.
13. До сих пор выходцы из Шамай не высокого мнения о Палкичанцах. Помню оброненную фразу дяди Виктора о Палкичах - "Да они только ящики и делать-то умеют".
14. ГАКО. Ф. 616, оп. 5, д. 4867, л. 540об;
ГАКО. Ф. 616, оп. 5, д. 4867, л. 542об;
15. ГАКО. Ф. 624, оп. 1, д. 443, лл. 22, 23, 29;
ГАКО. Ф. 624, оп. 1, д. 17а, л. 14.
16. ГАКО. Ф. 596, оп. 1, д. 1154, л. 82.
17. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. 54. - СПб., 1899. - С. 318 - 319.





Автор: И. В. Бронников
Мурманское родословное общество
http://rodmurmana.narod.ru/Bron3.htm