Николай МОКРЕЦОВ

Николай МОКРЕЦОВ, живущий в стандартной многоэтажке, своими руками буквально по винтику собрал ровно 50 гармоней.

РОДОМ он из Лукояновского района. Детство было голодным. Пас коров, овец. В 17 лет ушел воевать с фашистами. Служить довелось в инженерно-технических войсках.

Однажды под Кенигсбергом Мокрецов сооружал переправу через речку. Дали ему лошадь, подвозил бревна. Естественно, ночами, чтобы немцы ничего не заподозрили. Но зазевался — лошадь к фрицам ушла и уже на другом берегу реки разгуливает.

Что делать? Пошел Мокрецов за ней. Ведь за потерянную животину спросили бы по всей строгости военного времени.

Идет, а никто почему-то не стреляет. Тишина. Взял Николай Андреевич лошадь под уздцы, и тут из кустов трое немцев выскакивают. Сдаваться надумали. Автоматы свои протягивают… В общем, получил тогда Мокрецов медаль «За боевые заслуги».

После демобилизации вернулся в родной город. Устроился на ГАЗ. «ЗИМ» выпускал, «Победу», «Волгу». Три десятка рационализаторских предложений внедрены при его непосредственном участии.

Как-то забрел Мокрецов на рынок, в гармонный ряд. И захотелось сделать своими руками этот вроде бы нехитрый инструмент. Дома разобрал на детали гармонь, которая давно уже на антресоли пылилась, собрал новую. Получилась голосистая, мелодичная.

— То, что на фабриках делают, не может сравниться с ручной работой, — говорит он. — Там сплошная штамповка, а я каждую деталь сам вытачиваю.

Заказов у Мокрецова много. Хотя вроде бы сейчас в почете другие музыкальные инструменты. Но в народе по-прежнему гармонь любят. Едут к Николаю Андреевичу в Нижний Новгород из Барнаула, Москвы, Владимира. Даже на Камчатке играют его голосистые. А он продолжает экспериментировать. Сделал две гармони в одной. То есть совместил низкие и высокие тона. Никому еще такое не удавалось.

— Хотелось бы оставить после себя хороших мастеров, — вздыхает 75-летний умелец. — Пытался создать группу в четвертом ПТУ — не получилось. Ну да ладно — буду обучать индивидуально.

20.03.2003

Сергей Степанов

Аргументы и факты

Оригинал статьи опубликован по адресу: http://gazeta.aif.ru/online/longliver/18/22_01




Игорь Смирнов аватар
Игорь Смирнов ответил в теме #37930 10 мес. 2 нед. назад

Лев Шлаферов пишет: Гармонь мастера Мокрецова 2-х тональная.
Играет бывший владелец Варнашов Иван и Ланин Александр


Приветик Лев...Спасибо за ролики :)

Сергей Акимов аватар
Сергей Акимов ответил в теме #37926 10 мес. 3 нед. назад
Обалденная гармонь!
Лев Шлаферов аватар
Лев Шлаферов ответил в теме #37918 10 мес. 3 нед. назад
Гармонь мастера Мокрецова 2-х тональная.
Играет бывший владелец Варнашов Иван и Ланин Александр


Александр Морозов аватар
Александр Морозов ответил в теме #35981 1 год 2 мес. назад

Michael Berenstein пишет: Мне кажется, в приведённой табличке правильно записано. Можно, конечно, писать Db, но обычно это - C#. И потом, на Хромке всё равно читают, как в До, или вообще не читают. Так какая разница? Выбирай тональность, чтоб покрасивше.

А если нет никакой разницы, так за каким лешим вообще существует весь этот дубляж (альтерация в обе стороны и разные названия одинаково звучащих нот)? Чтобы добрым людям, которым, что в лоб, что по лбу - всё едино, мозги понапрасну компостировать? :)

А ежели данную гармонь, изготовленную Николаем Мокрецовым, рассматривать в контексте аналогичной работы луизианцев, квебекцев и т.д., да ишшо и скрозь призму логичности преследования задачи и грамотного мастерства, то не следует пренебрегать весьма значительным различием в весовых категориях кусковых голосовых планок из алюминиевого сплава и цельных из сплава на основе меди.
Michael Berenstein аватар
Michael Berenstein ответил в теме #35975 1 год 2 мес. назад

Владимир Фомин пишет:

Александр Морозов пишет: .......надо и ноты, образующие их ступени, записывать правильно, а не наобум Лазаря, бессистемно мешая в кучу диезы и бемоли, как это сделано в левом столбце показанной Вами таблички.,..

Мне кажется, в приведённой табличке правильно записано. Можно, конечно, писать Db, но обычно это - C#. И потом, на Хромке всё равно читают, как в До, или вообще не читают. Так какая разница? Выбирай тональность, чтоб покрасивше.
Если рассматривать создание инструмента в контексте аналогичной работы других мастеров, то на рубеже 19/20 веков было создано много "много-тоналок", так сказать. Как правило, все они были развитием диатонических аккордеонов. И как правило, никто не преследовал задачу экономии голосов, устраивая умопомрачительную механику (логично).
Как правило, в этих инструментах голоса дублированы (троированы, четвери... и далее... ированы). Это давало небольшую прибавку в весе, да зато сохраняло простую механику и понижало цену. Поэтому логично предположить, что обсуждаемый инструмент-таки двух-голосый, дублированный, с этим вашим заёмом. При этом, конечно, не имеет значения, какие там тональности.
Таких инструментов, только грамотно сделанных и успешно применяемых - пруд пруди. В том числе и с переключателем. Я видел в Окланде обычный Хонер, двух-рядку, где мастер сделал себе такой переключатель. То есть вместо двух резонаторов там стояли четыре, четыре отверстия закрывались длинными клапанами, и простая задвижка, управляемая рычажком позади грифа. Такую двух-тоналку легко сделать из любого однорядного 4х-голосого луизианского или квебекского (те же мастера) аккордеона.
Вон чехо-австро-словако-немцы играют на 4х-рядных самоварах, а то и на 5ти. 5ти-рядный 3х-голосый Геликон - полностью хроматический инструмент, а весит меньше 10 кг.

Геннадий аватар
Геннадий ответил в теме #35974 1 год 2 мес. назад
Юрий, двух тоналку видел на фабрике в г Шуя.Планки латунь... Клепал Н Воронин.... Тональности не помню.... Скорее всего гармонь была экспериментальной., но возможно кто то и заказал.
Юрий 50 аватар
Юрий 50 ответил в теме #35973 1 год 2 мес. назад

Геннадий пишет: Лет 15 назад я видел двух тоналки, и смею заметить их не связывали меж собой некоем образом тональности.


Геннадий, а Вы не припомните, в каких тональностях они были? Мастеровые или фабричные, каких фирм ? Это ведь многим интересно, наверное. Конечно, прошло уже немало лет, но где-то можно узнать об этих гармошках хоть что-то ? Это, наверное, первая тема о таких гармонях.
Александр аватар
Александр ответил в теме #35972 1 год 2 мес. назад
чето мы воду в ступе....месим... на кофеях гадаем тут не ушами не руками не удумаешь !может ответит комптентная личчность...хотя ей некогда....надо патенты прорабатывать робяты...рукава засучивать..... там должно быть....говорю же новую тему надо открывать---патенты...ноу хау
Геннадий аватар
Геннадий ответил в теме #35971 1 год 2 мес. назад
Лет 15 назад я видел двух тоналки, и смею заметить их не связывали меж собой некоем образом тональности.
Александр Морозов аватар
Александр Морозов ответил в теме #35970 1 год 2 мес. назад

Геннадий пишет: Как всегда начали уходить в "дебри"!..
Про тональности: Вы ошибаетесь в том, что якобы мастер поставил схожие тональности и таким вот образом он решил проблему перехода из одной тональности в другую. Но это же чушь! Не одна тональность не является схожей с другой тональностью. Все они абсолютна разные. Тональности имеют параллель, и только лишь.Например: до - мажор ; ля - минор и тд

Извините, Геннадий, но чушь пишете Вы. Какие ещё "схожие тональности"? Что Вы выдумываете? Речь была о тональностях, в которых минимальное количество несовпадающих тонов, чтобы в такой вот "двухтональной" гармони можно было обойтись меньшим количеством голосов и не утяжелять её чрезмерно. Параллельные мажор и минор вообще здесь ни при чём, потому что в них как раз совпадают все до одного тоны, но строй-то у хромки всегда идёт по мажору.