Жидеяр Мухаяров - тальянка

Жидеяр Мухаяров был седьмым ребенком в семье, и мама дала ему имя от слова «жиде» – семь. За необычным именем и интересная судьба.

Он первым в Татышлинском районе Башкортостана, откуда родом, получил профессиональное музыкальное образование, закончив Салаватское музыкальное училище по классу баяна, а затем Челябинский институт культуры. Музыкант, к тому же еще и один из редких мастеров народного промысла по изготовлению гармоней. Каждая его вещь – эксклюзив.


Жидеяр Шакирович летом на даче, где у него находятся станки, готовит основу, а зимой в кладовке, переоборудованной под мини-мастерскую, продолжает более тонкую работу. Мастер приехал в Челны из Уфы по приглашению Минтимера Шаймиева. Во время одного из концертов в Казани президент обратил внимание на яркую тальянку изумительного звучания в руках певца из Башкортостана Фана Валиахметова и поинтересовался: «Кто мастер гармони»? Узнав о хозяине, решил, что такие талантливые люди, как Фан Валиахметов и Жидеяр Мухаяров, должны творить на татарстанской земле. В 1997 году семьи Валиахметовых и Мухаяровых перебрались на историческую родину. Жидеяр Шакирович был рад переезду, поскольку тальянка в Башкортостане не очень котируется, там музыканты больше предпочитают национальный инструмент – курай.
Мастер планировал в Челнах организовать цех по производству небольших по размеру баянов. Проработав много лет педагогом, он с сожалением наблюдал за детьми, с трудом удерживающих тяжелый инструмент. Многие талантливые дети из-за этого бросали музыкальную школу. Но не удалось претворить в жизнь свой проект. Дефолт 1998 года разрушил его планы, и мечта осталась неосуществимой.
– Ремеслу по изготовлению тальянок научил меня папа, – вспоминает Ж. Мухаяров, – раньше в деревне почти все играли на гармони, и спрос на этот инструмент был большой. Народ хоть и трудно жил, но веселый был, не то что сейчас. По рассказам мамы, я взял в руки инструмент в четыре года и заиграл. «Первой учительницей» стала для меня гармошка, оставшаяся от отца после его ухода на фронт.
В год Жидеяр Шакирович делает две гармони. Между делом ремонтирует и настраивает музыкальные инструменты. Мастер признается, что изготовление тальянки – работа очень сложная, щепетильная, поэтому и дорогостоящая, но заказы всегда есть. К нему обращались известный баянист Рустам Валиев, певцы Асаф Валиев, Закир Шахбан и другие. А чаще бывает так, что рядовой музыкант не может себе позволить нужную, но недоступную по цене вещь. Больше заказывают тальянку богатые люди в качестве сувенира. Судя по спросу, для «новых татар» показателем национальности и состоятельности является хорошая гармонь, а также тюбетейка, как они сами признаются.
Народный умелец считает, что ему повезло на общение с известными людьми. Салават Фатхутдинов и Хания Фархи – его земляки. Он с теплотой вспоминает Хайдара Бегичева и сожалеет, что через год после их знакомства певец умер, и Жидеяр Шакирович не успел выполнить его заказ. Несколько лет назад, принимая участие в одной из творческих встреч в Арске, Ж. Мухаяров жил в гостинице по соседству с Ильгамом Шакировым. Впечатления о нем остались противоречивые. Признавая исключительные вокальные данные маэстро, он не в восторге от его поведения и манеры разговора. Звездной болезнью, по словам мастера, заражен еще один корифей татарской эстрады – Салават Фатхутдинов.
Когда начинается творческий застой, умелец переключается на ремонт часов. Любит работать со старинными вещами. Ему приносят на ремонт семейные реликвии, он держал в руках антиквариат XIX века. Когда Жидеяр Шакирович работал преподавателем в музыкальном училище города Чайковский Пермской области, один из педагогов предложил отремонтировать настенные часы, доставшиеся ему от отца и которые еще в войну не ходили. В то время их не смогли восстановить часовые мастера. В руках мастера часы пошли. Хозяин в знак благодарности оставил их Ж. Мухаярову в подарок.
Самый волнующий момент для Жидеяра Шакировича – час расставания с изготовленной тальянкой. Сыграет на прощание мелодию «Хуш, аулым», погладит и... в добрый путь.

Каусария ВАЛИТОВА.

Вечерние Челны, 23.05.2005

Оригинал статьи расположен по адресу: http://www.vechernie-chelny.ru/view.php?viewyear=2005&viewnum=12&viewart=7