Аккорды на гармони

Больше
14 года 2 мес. назад - 13 года 10 мес. назад #7399 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Тоника, субдоминанта и доминанта в минорной тональности
Тонический аккорд (Т) – состоит из звуков: ля-до-ми, извлекается одновременным нажатием клавиш 17,18,19 или 9,10,11 в следующей октаве. Его обращения – это комбинации тех же звуков ля, до, ми в различных комбинациях, например: до-ми-ля (клавиш) или ми-ля-до (клавиши 19,9,10). Пример, клавиши 3,17,18,9. Эти звуки сливаются с аккордом ля минор (клавиши 14,13) в левой руке.
Субдоминантовый аккорд (S) – состоит из звуков: ре-фа-ля, извлекается одновременным нажатием клавиш 15,16,17 или 7,8,9 или 22,23,24. Обращения: фа-ля-ре (клавиши 16,17,7) или ля-ре-фа (клавиши 17,7,8). Пример: 15,16,17,7 или 17,7,8,9 или 8,9,22,23,24. Эти звуки сливаются с аккордом ре минор (клавиши 16,15) в левой руке.
Доминантный аккорд (D) – состоит из звуков ми-соль#-си клавиши 4,2,6. В миноре есть такое понятие как седьмая повышенная ступень. Вместо звука соль (5 клавиша) следует играть соль# (2 клавиша). Его обращения: соль#-си-ми (клавиши 2,6,19) или си-ми-соль#. (На гармони клавиша соль# только в одной октаве, поэтому обращения cо звуком соль# в разных октавах не получится. Поэтому играть в минорной тональности аккордами лучше в самой низкой (по звучанию) октаве). Пример: 2,4,6, Другие комбинации неудобны, так как требуют растяжки пальцев и неудобного положения кисти руки. Эти звуки сливаются с аккордом ми мажор. На гармони это ми септаккорд (клавиши 12,11) в левой руке.
Теперь можно «залабать» минорную частушку аккордами:

5) Левая рука: бас и аккорд ре минор 16-15. Правая рука 15-16-17;

6) Левая рука: бас и аккорд ля минор 14-13. Правая рука 3-4-17;

7) Левая рука: бас и аккорд ми септаккорд 12-11. Правая рука 2-4-6.

8) Левая рука: бас и аккорд ля минор 14-13. Правая рука 3-4-17
3 аккорда в правой и 3 аккорда в левой. Их также можно гонять по кругу, строить на их основе переборы, добавлять незанятыми пальцами еще звуки.

Схема нот для гармони с нумерацией клавиш
Последнее редактирование: 13 года 10 мес. назад пользователем Сергей Серёдкин. Причина: Обновил ссылки

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 2 мес. назад - 13 года 10 мес. назад #7401 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Система построения аккордов простая.

Тоника-T, субдоминанта – S, доминанта – D располагаются на 1,4,5 ступенях.
Гамма до мажор:1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль, 6-ля, 7-си. (клавиши на гармони 3,15,4,16,5,17,6 или 18,7,19,8,20,9,21 или 10,22,11,23,12,24,13 в других октавах).

1-до тоника (Т) (клавиша 3 или 18, 10, 25 в других октавах),

4-фа субдоминанта (S) (клавиша 16 или 8, 23 в других октавах),

5-соль доминанта (D) (клавиша 5 или 20, 12 в других октавах).

Основные аккорды строятся на этих ступенях. Принцип построения аккордов также прост. Ноты располагаются через одну: до-ми-соль (ре и фа пропускаем), фа-ля-до (соль и си пропускаем), соль-си-ре (ля, до пропускаем).
Гамма ля минор:1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль#. (клавиши на гармони 17,6,18,7,19,8,2).

1-ля тоника (Т) (клавиша 17 или 9, 24 в других октавах),

4-ре субдоминанта (S) (клавиша 7),

5- ми доминанта (D) (клавиша 4 или19, 11 в других октавах).

Основные аккорды строятся на этих ступенях. Принцип построения аккордов также прост. Ноты располагаются через одну: ля-до-ми (си и ре пропускаем), ре-фа-ля (ми и соль# пропускаем), ми-соль#-си (фа и ля пропускаем).
Небольшое дополнение. Существует натуральный минор (основной вид), гармонический (повышенная 7 ступень) и мелодический (повышенные 6 и 7 ступени).

На гармони это последовательность 1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль–натуральный минор (клавиши 17,6,18,7,19,8,20).

1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа, 7-соль# - гармонический минор (клавиши 17,6,18,7,19,8,2).

1-ля, 2-си, 3-до, 4-ре, 5-ми, 6-фа#, 7-соль# - мелодический минор (клавиши 17,6,18,7,19,14,2).

Отсюда на гармони и появились клавиши с номерами 14 и 2. Это повышенные 6 и 7 ступени минора. В минорной тональности при игре аккордами обычно используется клавиша 2 соль# (повышенная 7 ступень ля минора), а в мелодии часто используется еще и клавиша 14 фа# (повышенная 6 ступень ля минора).

Схема нот для гармони с нумерацией клавиш
Изучить эту "премудрость" не сложно. Для удобства можно наклеить на клавиши гармони наклейки, на которых написать названия нот и номера клавиш. А потом, разобравшись и опробовав методику построения аккордов на практике, отодрать, чтобы не портили внешний вид инструмента.
Последнее редактирование: 13 года 10 мес. назад пользователем Сергей Серёдкин. Причина: Обновил ссылки

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 2 мес. назад #7408 от Сергей .
Сергей . ответил в теме Re: Аккорды на гармони

Попробовал к аккорду добавлять бас - уже ближе к делу


Kovy, принцип игры левой руки на гармони такой: бас-аккорд, бас-аккорд ..., или бас-аккорд-аккорд, бас-аккорд-аккорд…(для вальса), или одновременное нажатие баса и аккорда (для марша). Басы и соответствующие им аккорды находятся рядом (по соседству) друг с другом попарно. В самом дальнем от меха ряду располагаются басы с мажорными аккордами, а во втором ряду басы с минорными аккордами. Иногда бас нажимается в соседнем ряду, чтобы разнообразить и обогатить аккомпанемент. Поэтому смело чередуйте басы с аккордами.

По поводу Растеряева и тональностей. Гармонь настроена только в одной мажорной и параллельной ей минорной тональности. Играть в остальных тональностях на гармони затруднительно или даже невозможно. В нотах для гармони предполагается, что гармонь настроена в тональности до мажор и параллельной ей ля минор. Соответственно аккорды - С, F, G, Аm, Dm, E7. Поэтому нотные записи в других тональностях или записи аккордов необходимо транспонировать в эти тональности, чтобы сыграть их на гармони. Хотя в реальности (если сопоставить гармонь с другим инструментом) редко какая гармонь настроена в этих тональностях. Обычно тональности другие. У Растеряева несколько гармоней разных тональностей. Поэтому и гитарные аккорды, выложенные в интернете в разных вариантах. Кто-то снял по слуху с одной гармони (видео с хутора), а кто-то с другой (видео в студии), а кто-то транспонировал аккорды в удобную для него тональность. На гармони Растеряев обычно чередует бас с аккордом. Если тональность Вашей гармони соответствует тональности гармони Растеряева, то можно снять аккорды по слуху. Если не соответствует, то при нажатии тех же клавиш, что нажимает Растеряев у Вас будут звучать другие аккорды (из другой тональности).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 2 мес. назад #7411 от Serdyuk
Serdyuk ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Сергей, спасибо, очень доступно и познавательно

С уважением

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 2 мес. назад #7414 от Kovy
Kovy ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Да уж. Благодарю! Даже слишком подробно! Теперь будет пища для размышлений.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 года 2 мес. назад #7485 от Kovy
Kovy ответил в теме Re: Аккорды на гармони
Я как старый гитарист (играющий, понятное дело, только аккордами) не могу не поинтересоваться... Как транспонировать аккорды - я знаю. А что с нотами? Таким же макаром надо? Пол-тона - тон - и. т.д.?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.119 секунд
Работает на Kunena форум