Конструкционные новшества баянов и аккордеонов. К чему стремиться гармонным мастерам.

Современный готово-выборный многотембровый баян конструктивно сформировался в России в 60-х годах прошлого столетия. На сегодняшний день изменения в его конструкции касаются только использования более лёгких, прочных и износостойких материалов (различных сплавов с использованием титана, более лёгких сортов древесины и т. п.). Что касается изменений, связанных с конструкцией механики или звучащих частей, то различного рода эксперименты проводятся мастерами в домашних условиях и в массовое производство практически не внедряются. В настоящее время гораздо более «творчески» к этим вопросам подходят зарубежные конструкторы. К наиболее ярким новшествам можно отнести следующие.



1) Наличие педали (по аналогии с фортепианной) в конструкции левой механики. Педаль позволяет задерживать снятие одной или нескольких нот на основном и вспомогательном рядах басов, клавиша «западает» до момента нажатия следующей на тех же рядах. Благодаря этому возможности переложения различных произведений с насыщенной фактурой в партии левой руки значительно возрастают (например, в некоторых органных произведениях). Такие инструменты выпускаются итальянской фабрикой «Mengini». Подобное устройство для правой клавиатуры было изобретено в России Е. И. Нагорновым в 1982 году,[6] но массового распространения не получило.

2) Расположение всех регистров-переключателей правой механики под подбородком исполнителя. Это даёт возможность исполнителю во время игры не отвлекаться на переключение малоиспользуемых регистров правой рукой. В самом деле, большинство исполнителей используют преимущественно переключатели, расположенные под подбородком, нередко при выборе того или иного тембра отдаётся предпочтение менее «звучащему», но более доступному для переключения. Такой инструмент сконструирован известной итальянской фирмой «Pigini» для исполнителя из Франции Жана Марка Фабиано.

3) Наличие дополнительного искусственного обертона (5-го голоса) в конструкции правого полукорпуса, дополнительный голос настроен как квинта через октаву к основному тону. Благодаря этому появляется несколько новых тембров, а, следовательно, и регистров-переключателей в конструкции правой механики, что влечёт за собой увеличение веса инструмента, а иногда и его размеров. Тем не менее, такие экспериментальные инструменты производились в России на баянной фабрике «Мелодия» в городе Туле, Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов (баян сконструирован В. Колчиным для В. Бесфамильнова), на фабрике музыкальных инструментов в Санкт-Петербурге (аккордеоны), Воронежской фабрике музыкальных инструментов «Акко», мастером-конструктором А. Сизовым сделан подобный инструмент для В. Галкина. Массовое производство таких инструментов налажено на фабрике «Bugari» в Итальянском городе Кастельфидардо.

4) Скос в левой клавиатуре, в частности на крайних трёх рядах выборной клавиатуры (и готовых аккордов соответственно). Такая конструкция левой механики позволяет активнее и шире использовать первый (большой) палец левой руки и играть им на 2-м и даже 3-ем рядах. Инструмент с такой левой клавиатурой изготовлен на московской фабрике фирмы «Юпитер» (в прошлом Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов). Экспериментальные варианты конструкции, подобные этому, не несут побочных эффектов, таких как увеличение веса или объёма инструмента, поэтому вполне могут быть использованы в массовом производстве (по заказу исполнителя), тем более что данное новшество имеет ряд достоинств, связанных с расширением возможностей левой руки исполнителя.

5) Одно из важных усовершенствований воплотили в конструкции многотембрового готово-выборного баяна «Русь» тульские мастера-конструкторы. Оно касается небольшого расширения диапазона инструмента вниз. Известно, что самый низкий звук обычного баяна – «ми» контроктавы, однако баян «Русь» имеет ещё четыре клавиши на левой клавиатуре – «ми-бемоль», «ре», «ре-бемоль», «до», что даёт гораздо большие возможности при переложении и исполнении органных произведений. Не секрет, что тринадцатизвучный диапазон четырёх- или шестиголосных басов не позволяет в точности соблюдать октавы в партии органной педали, новая конструкция практически снимает эту проблему.

6) Кроме этого, в настоящее время существует вариант конструкции звучащих частей внутри левого полукорпуса инструмента, разработанный профессором РАМ имени Гнесиных В. А. Семёновым и реализованный силами итальянских и российских мастеров-конструкторов. Этот вариант подразумевает увеличение высоты планки и резонаторных камер диапазона выборной клавиатуры, причём только с одной стороны, что даёт новую тембровую окраску звучания левой части баяна. Такая конструкция представляет собой большой интерес и перспективу развития инструмента, поскольку существенно меняет в лучшую сторону звучность баяна, ещё более обогащает его тембр.

Мастерами-конструкторами внедряются и некоторые другие новшества (по заказу исполнителя), такие как, например, увеличение толщины самой массивной (басовой) планки инструмента до 6 – 7 миллиметров. Это также благотворно отражается на звучании баянного баса, звук которого становится мощнее и одновременно мягче с тембральной стороны. Кроме того, часто переделывается переход в баритоновой части диапазона выборной клавиатуры: звуки «фа» и «фа-диез» контроктавы, изначально настроенные в октаву, перестраиваются в унисон, что даёт тембральное единство всего диапазона выборной клавиатуры.

Последние варианты конструкции баяна – как раз тот случай, когда речь идёт не об удобстве исполнителя во время игры и не о расширении диапазона, а об улучшении акустических характеристик инструмента. Однако здесь неминуемо хоть и незначительное, но увеличение веса баяна, которое также можно компенсировать путём замены латунных планок дискантов (высоких голосов правой клавиатуры) на дюралюминиевые.

Всевозможные конструктивные механические решения (педаль, варианты расположения регистров-переключателей) или добавление звучащих деталей (квинта в правой клавиатуре, многотембровая левая) можно рассматривать лишь как варианты конструкции уже сложившегося общепринятого образца инструмента, в котором кристаллизовались самые значимые и необходимые для полноценного исполнительского творчества конструкторские идеи. Использование этих вариантов зависит от желаний и творческих устремлений исполнителя, тем более что они не носят кардинально-революционного характера в развитии конструкции баяна. В целом, оценивая пожелания современных исполнителей, можно сделать вывод, заключающийся в том, что основная тенденция в конструктивном развитии баяна как сольного музыкального инструмента направлена хоть и на незначительное, но расширение уже существующей конструкции. В самом деле, довольно трудно отказаться от пятого ряда на правой клавиатуре или от сурдины, встроенной в левый полукорпус. Все доработки и новшества имеют свои положительные эффекты, создающие для исполнителя дополнительные удобства при игре. Например, так называемый «ложный гриф» или «крыло», крепящееся к задней части правого полукорпуса инструмента добавляет устойчивости при большом разжиме меха (рис.1) , а располагающиеся под ремнём левого полукорпуса порожки уменьшают трение руки о ремень во время игры в верхнем или нижнем регистрах, что также положительно сказывается на ощущениях исполнителя.



Рис.1 Ложный гриф

Если рассматривать возможности исполнителя в контексте современной конструкции баяна, то, несомненно, те инженерные новшества, которые появились за последние годы, дали большую перспективу в дальнейшем техническом совершенствовании игры на этом инструменте. Значительное уменьшение веса как левого полукорпуса, так и всего инструмента в целом, достигнутое благодаря внедрению в конструкцию левой механики сплавов на основе титана, намного снижает физические затраты исполнителя во время занятий и игры на сцене. Кроме этого, улучшено качество механик (правой и левой) инструмента, повышена их бесшумность, износостойкость и надёжность, что даёт перспективу в сфере развития не только мелкой техники, но и артикуляционной точности, филигранности и тонкости при использовании всей палитры штрихов. Таким образом, казалось бы, уже сформировавшийся с конструктивной точки зрения баян как музыкальный инструмент сегодня становится ещё более совершенным и в акустическом смысле, в смысле звучания. Прибавленный к этому уровень современного исполнительства на баяне позволяет надеяться на то, что и этот инструмент займёт достойное место в мировом классическом инструментарии наряду с фортепиано, скрипкой, органом. Уже сегодня для баяна пишут музыку композиторы с мировым именем. Новые возможности для воплощения своих замыслов находят в качествах этого инструмента и современные молодые российские и зарубежные композиторы.

М. Бурлаков. "О баянах и аккордеонах"
http://www.bourlakov.ru/?page_id=16