Электронная гармонь "Ворскла".

Электронная гармонь ВОРСКЛА была первым изобретением в нашем регионе. В г. Полтава была действующая музыкальная фабрика. Изготавливали они баяны, обычные и заказные, стоимостью по 5-7 тыс. рублей. Выпуск небольшой партии гармоней был обусловлен действующей ярмаркой, посвященной Н.В.Гоголю, которая до сих пор проходит его на родине в с. В. Сороченцы. Я живу в курортном городе Миргород, и наш дом культуры обслуживал ярмарку. Тогда и появилась идея создать инструмент, чтобы было слышно, что это веселье. Да и еще во времена комунизма народ действительно отдыхал. В моем городе жил музыкант-виртуоз нашего края и еще один дед-настройщик гармоней. Они были старенкие и, присмотревшись ко мне, взяли меня в свой коллектив как наследника. Я учился играть, ремонтировать и строить гармони одновременно. В связи с этим я часто посещал фабрику и высказывал мнение народа об их инструментах. Немогу назвать дату изготовления первой гармони. Было это очень давно, первая гармонь была рекламирована в передаче "Играй Гармонь" в Москве. Это был первый инстумент, он был назван в честь реки ВОРСКЛА. Так как она была первая, то ее назвали ВОРСКЛА-1.

Исходя из того, что ярмарка - шумное место, внимание было обращено на электронную часть для получения обьемного звучания. Голосовая часть была обычной рядовой гармонью. Единственным изменением было то, что на этих 2х изделиях поставили планки от аккордеона. Мне позже поставили класса 0, то есть на планках клеймо с цифрой 0. Как показала практика, одной гармони мало, так как на ярмарке 2 героини, и каждой нужна громкая музыка. Тогда взяли меня и мне сделали второй вариант. Но я уже вносил свои пожелания, и тоже по электронной части. Поэтому моя гармонь имеет перестройку генераторов. Так как я разбираюсь в электронике, то в гармонь были мною добавлены еще 3 регулятора, чтобы я мог регулировать звучание электронных регистров. С появлением этого инструмента отпала набходимость задействовать бубен, скрипку и сопилку. Барабан и тарелки регулируются по желанию, а управляются басами. Рядовые гармонисты не имели возможности показать гостям все, что может дать этот инструмент, и поэтому опыта большого не было. Да и цена была на то время космическая. Гармонь стоила 620 рублей при моей зарплате 90рублей. Мою гармонь укомплектовали усилительным устройством ЭПСИЛОН 50 ХП с педалью и 2 эквалайзерами для разнообразия воспроизведения стоимостью 510р. На сегодня я уже не участвую в подобных мероприятиях, и гармонь отдыхает. Имею мысль уделить внимание голосовой части добавлением звукоряда пикколо или, если бы была финансовая возможность,  вставить медные планки и дать ей звучание, похожее на гармонь среднего уровня. На сегодня эту гармонь можно приобрести за 8 тыс.гр. или 35000р.

Гармонь ВОРСКЛА-2 была изготовлена Полтавской муз. Фабрикой специально для озвучивания театральных действий В.Сорочинской ярмарки на родине Гоголя. Было изготовлено 2 гармони черного и синего цвета. Эти гармони отличались от небольшого серийного выпуска тем что голосовые резонаторы вставлены из импортного аккордеона и более тщательно настроены. Электронные генераторы также были перестроены с госта на народный строй. В гармони ВОРСКЛА-2 кроме этого были еще добавлены 3 регулятора для желаемой подстройки аккордов а также добавлен микрофонный вход внешнего электректного микрофона. Гармонь укомплектовали акустической системой ЭПСИЛОН-50 с 2мя эквалайзерами переключаемые педалью и вход электрогитары. При обычной игре гармонь играет  как все в тональности СОЛЬ диез. При электронном исполнении растягивать мех нет необходимости. По желанию можно включить барабан и тарелки управление которыми осуществляется басами. Гармонь имеет 3 отдельных  звукових генератора которые включаються как по отдельности так и различными вариантами  1-3. 1-2. 1-2-3. 1-3. И так далее. Возможна игра только через микрофон или и гармонь и электроника для чего имеется регулятор совместимости.

Электронная часть также предусматривает звучание в режиме реверберации. Она имеет 2 ребербератора, а также звуковой фильтр, который также изменяет звучание. Имеется встоенный микрофон с регулятором чувствительности, а также предусмотрен регулятор общего выходного сигнала. И, самое интересное то, что возможна совместная игра электронной системы с микрофоном. То есть имеем 2 сигнала  - от генератора и микрофона. Имеется еще один регулятор, который изменяет частоту генераторов, можно занизить или завысить генератор где-то на пол тона. Получается разлив желаемого уровня. Безусловно,эксплуатация такого инструмента требует от музыканта изобретательности и желания все это не только освоить, но и применять на практике. А в общем то, эта гармонь не концертная, а народная и в большинстве случаев применяется в коллективе где живут по законам Божьим... Как видите, мы тоже можем изобрести неплохие вещи. А от немцев в то время я не слыхал о таком. Теперь новые технологии, и гармони 21 века не аналоговые, а цифровые с миди системой, и применяются в солидных аудиториях.

 

Семененко Василий Михайлович. Украина, г.Миргород.




DAYADKA_KAZAK аватар
DAYADKA_KAZAK ответил в теме #26754 3 года 3 мес. назад
DAYADKA_KAZAK аватар
DAYADKA_KAZAK ответил в теме #26753 3 года 3 мес. назад
DAYADKA_KAZAK аватар
DAYADKA_KAZAK ответил в теме #26728 3 года 3 мес. назад
продаю "ВОРСКЛУ" за 35000 р., футляр, гармонь, блок питания, схемы, пасорт 89165956021, без пересылки и без торга, г. Москва
Roman P аватар
Roman P ответил в теме #25798 3 года 5 мес. назад
Всем доброго времени суток, жду прихода через новую почту гармони "Комбинированная Электронно-язычковая "Ворскла"", у кого есть инструкция, схема и какие либо другие документы чтоб можно было разобраться с ней, пришлите пожалуйста на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или отпишите в комментариях ниже, буду очень благодарен.
Виктор Овдиенко аватар
Виктор Овдиенко ответил в теме #25381 3 года 6 мес. назад
Здравствуйте, Василий Михайлович! (Вы тёзка моего тестя, гармониста, 90 лет) Я много лет хотел научиться играть на гармони, и вот свершилось - имею Diatonic Roland FR-18. Если Вам интересно общение на тему освоения данного инструмента, я буду Вам признателен. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. C уважением, Виктор. Россия.
Михаил Даценко аватар
Михаил Даценко ответил в теме #23759 4 года 1 день назад
Здравствуйте, Василий Михайлович! Я тоже играю на гармонии ( Ворскла) подскажите пожалуйста мне, где можно усовершенствовать мой инструмент. Заранее, спасибо! Дайте свой телефон или вот мой 067 358-33-12. С уважением, Михаил Даценко.
VASILIY SEMENENKO аватар
VASILIY SEMENENKO ответил в теме #17074 4 года 9 мес. назад
Александр. продавец немного прав на электронных баянах действительно сложная техника ввиду того что размеры плат аналоговые большие и тогда для уменьшения габаритов применяли микросхемы тех годов Микросхема 1х4см. заменяла плату 7х12см. эта микосхема включала в себя точные генераторы частоты которые стабилизировались кварцевым стабилизатором частоты Если вышла со стоя эта микросхема на сегодня электронщик по каталогу подыщет современный аналог и вся броблема.За Ворсклу я писал Это не баян и все детали простые и доступны в наше время по самым низким ценам У меня лично имеются почти все детали. остались когда делал себе радиостанцию. Планирую записать видео электронки но только вебкамерой.качество плохое но прицып работы видать.
VASILIY SEMENENKO аватар
VASILIY SEMENENKO ответил в теме #17072 4 года 9 мес. назад
Моя гармонь еще ниразу не подводила хотя мы ее перестраивали до порога допустимости по осцылографу. посудите сами заменить транзистор или конденсатор стоит рублей 30 а замена цыфрового блока 300р. но аналоговый блок имеет размер 10х25см а цыфровой 4х7см. а вообще поломки электроники той техники были очень очень редки. проблемы могут возникнуть при резком повышении напряжения от которого уберечься практически невозможно. за Ворсклу я непереживаю там очень простые схемы и любой электронщик починит без проблем.
VASILIY SEMENENKO аватар
VASILIY SEMENENKO ответил в теме #17071 4 года 9 мес. назад
Вы правы. в Полтаве делали в основном как и все иные фабрики баяны выборные и электронные а также аккордеоны. все эти изделия изготавливались по заказу и не только СССР а и в зарубежье. я видел окончательную настройку таких инструментов и до сих пор удивлен таланту отдельных людей. настройку язычков делали женщины с помощью на мой взляд шыла. дувачка была компрессорная и женщина делала шилом царапины на язычках такие что еле заметно и всего по 2-4-5мм не больше и при этом слышала изменения без приборов которых я вообще на фабрике не видел. относительно гарантий на электронику то это не проблема ведь техника аналоговая тоесть транзисторы. конденсаторы. сопротивления. вто время эти детали делали с запасом.
Александр Зинченко аватар
Александр Зинченко ответил в теме #17066 4 года 9 мес. назад
Очень интересная информация. Знаю, что кроме гармоней на фабрике также делали электробаяны, причем некоторые всего в нескольких экземплярах, и звук они имели весьма достойный. Как то даже в газете прочитал, что продается электробаян Полтавской фабрики. Правда продавец честно признавался, что сгорели какие то важные детали которые он заменить не может, так как нет в продаже. Интересно, Василий, что там могло сгореть и нет ли такого риска на Ворксле. Ведь тогда не достать запчасти. Голоса это конечно не проблема, а вот электронная часть, тем более прошлых лет... буду признателен если просветите насчет этого момента, думаю что всем остальным это тоже интересно. Тем более звук заказного Полтавского электробаяна я слышал. Очень красиво. Делали на совесть..