Происхождение названия "хромка" и его значение

Больше
7 года 8 мес. назад - 7 года 8 мес. назад #38025 от Александр Морозов
Александр Морозов создал тему: Происхождение названия "хромка" и его значение
Друзья!
По причине моей несдержанности между мной и Игорем Смирновым возник конфликт по поводу трактовки названия "хромка", в результате чего Игорь настойчиво требует от меня публичных извинений перед ним. Что ж, я охотно прошу у него великодушного прощения за мои действительно, пожалуй, излишние резкость и категоричность, которые я проявил здесь , критикуя данные им в этой теме пояснения.
Однако мне всё-таки хотелось бы вопрос о "хромке" обсудить отдельно и ещё подробнее, тем более, что Игорь в качестве источника своей информации, помимо своего непосредственного общения с мастерами и гармонистами, привёл материал, выложенный на данном сайте и, судя по подписи внизу, взятый из книги Банина А.А. "Русская инструментальная музыка фольклорной традиции", М., 1997
Хромка
Вот цитата из этой публикации, касающаяся интересующего меня вопроса:

Хромка появилась в 1870 году в городе мастеров - Туле путем дальнейшего совершенствования венской гармони по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.). Голосовые планки были изменены таким образом, что гармонь стала давать одинаковый звук при сжиме и разжиме мехов. Строй ее по-прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре). Но для расширения круга тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической, за что и получила свое название.

То есть именно это и говорил Игорь: название "хромка" обусловлено, якобы, добавлением хроматических звуков.
Я же продолжаю оспаривать эту точку зрения, поскольку считаю гораздо более логически обоснованным, правильным и потому разделяю мнение другого автора, а именно Альфреда Мирека. На картинке ниже фрагмент из его "Справочника по гармоникам" /Изд-во "Музыка", Москва, 1968/

Из написанного Миреком явствует, что первые хромки (21х12) по-видимому были вообще в чистом виде диатоническими (имели только две тональности - мажорную и параллельную минорную, судя по количеству кнопок аккомпанемента), название же своё получили вследствие сходства с хроматическими гармониками, но только не в силу присутствия хроматизма, а именно благодаря независимости их звучания от направления движения меха.

Итак, кто же прав?
Я, конечно же, имею в виду не себя с Игорем Смирновым, с которым, я надеюсь, у нас теперь, после того как я извинился, воцарится мир во взаимоотношениях, а А.А. Банина и А.М. Мирека.
Вложения:
Последнее редактирование: 7 года 8 мес. назад пользователем Александр Морозов.
Спасибо сказали: Игорь Смирнов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 8 мес. назад - 7 года 8 мес. назад #38028 от Anatoliy
Пустой разговор.
Это как в рекламе про две палочки твикс: левую и правую.
Что от этого поменяется?
Призвать к ответу Белобородова и Мирека все равно не получится.
Понятие диатоники ( в переводе "через тон") тоже ведь неправильное.
А эти греки уже сто раз переродились и их тоже не спросишь.
Знаю точно - на игре моей, Смирнова или Морозова это никак не скажется.
Люди вон на гармони играли -нот не знали и неплохо себя чувствовали.

Пы.сы.:
Что извинились - спасибо. Поступок мужской.
Пользуясь случаем, сам прошу извинений у всех кого возможно обидел своими высказываниями.
Последнее редактирование: 7 года 8 мес. назад пользователем Anatoliy.
Спасибо сказали: Игорь Смирнов, Michael Berenstein

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 8 мес. назад #38030 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме Происхождение названия "хромка" и его значение

Anatoliy пишет: Пустой разговор.

Это кому как видимо. Для меня он не пустой. Мне интересна история гармоники, а Альфреда Мартиновича Мирека я почитаю за очень серьёзного её исследователя. Работы Мирека являются для меня основным источником информации по гармоникам и до сих пор у меня не было повода сомневаться в достоверности тех сведений, которые он приводит в своих книгах. Хотя бы это касалось и самых мелких, казалось бы, несущественных деталей. Поэтому всё, что так или иначе расходится с тем, что я читал в его публикациях, вызывает у меня желание разобраться в соответствующем вопросе как можно доскональнее. Совсем не для того, чтобы кого-либо призвать к ответу, а за тем, чтобы отказаться от заблуждений (особенно если они распространены) и по возможности приблизиться к истине.

P.S. Анатолий, от того, что Вы узнаете, например, кем были Ваши предки, чем они занимались, какие носили имена, в Вашей жизни тоже скорее всего ничего существенно не изменится, но разве Вам не интересно знать всё это?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 8 мес. назад #38031 от Игорь Смирнов
Извинения приняты ,Александр....Ведь ни чего лишнего на сказал ..просто объяснил человеку по простому .версий литературных и научных море ...а эта самая популярная и ходовая среди народа... гармонистов ... мастеров ..знатоков и любителей гармони..Живу ведь в реальном мире ...Всю информацию черпаю из уст старейших гармонистов и мастеров и других людей осведомленных в этом или другом вопросе.т..ак жке регулярно прочитываю информацию публикуемую тут на сайте и форуме и в подтверждении моих слов вот ссылка на публикацию май месяц 2011 года по этому вопросу

russian-garmon.ru/hromka/75

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 8 мес. назад - 7 года 8 мес. назад #38032 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме Происхождение названия "хромка" и его значение

Игорь Смирнов пишет: Извинения приняты ,Александр...

Ну и слава Богу!
Я чрезвычайно этому рад.

Игорь Смирнов пишет: версий литературных и научных море

Раз так, то мне очень хотелось бы ознакомиться хотя бы с некоторыми каплями этого моря, помимо двух вышеописанных версий: Мирека и самой популярной и ходовой среди народа. То есть какие же ещё существуют объяснения названия "хромка"?

Игорь Смирнов пишет: Живу ведь в реальном мире ...Всю информацию черпаю из уст старейших гармонистов и мастеров и других людей осведомленных в этом или другом вопросе.

Это всё понятно и очень хорошо, но только ведь и я не сумасшедший и не с того света сюда пишу, а Альфред Мирек не желторотый юнец (его уже и в живых 7 лет как нет), ну и, наконец, неосведомлённым его, профессора истории и теории музыки и музыкальных инструментов, согласитесь, вряд ли можно назвать.

И ещё. Если нынешний осведомлённый народ считает, будто хромка получила своё название из-за трёх полутоновых кнопочек на три полные октавы (не сразу к тому же в её звукоряде появившихся), а сжим-разжим здесь вовсе ни при чём, то как он вообще объясняет себе логику появления этого отдельного названия? Ведь хроматические звуки были и в "венке" - прародительнице "хромки". Их там даже больше (Вы же сами, Игорь, об этом упоминали). То есть смотрите что получается: была у нас двухрядная гармоника сперва немецкого, затем русского (перевёрнутого наоборот) строя с отдельными хроматическими звуками (но заметьте, никому её называть хроматической почему-то в голову не приходило), а потом смастерили аналогичную гармонику с меньшим количеством хроматических звуков или сначала даже вовсе без них, но зато одинаково звучащую на расжим и сжим, да вот взяли и назвали её хромкой потому что, дескать, не совсем же она диатоническая. Логично это разве? При том, что одинаковый звук при разном направлении движения меха был как раз характерен именно для гармоник, имевших полноценный хроматический звукоряд.
Последнее редактирование: 7 года 8 мес. назад пользователем Александр Морозов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 8 мес. назад #38033 от Anatoliy
Это как Вас назвали при рождении Александром и дальше укоренилось это имя. И никто же не будет задумываться через сто лет: Почему это вас Антоном, например, не назвали?

Сказка на ночь для Морозова Александра.
Так и с хромкой получилось. Народ музыку любил, но наук музыкальных не знал. Пришел один "осведомленный" в деревню - принес, например, гармонь "Реформу" c питера, а она оказалась хроматической. Говорит: "Хромка это! Вот в прейскуранте написано". Мужики репу почесали. И правда - написано. Уловили что различие между их венками и этой только, что кнопок поменьше(но они этому значения не придали) и что на расжим сжим одинаковый звук издают. Дальше первый умелец свою венку перестроил так же и задумался: Как теперь свою гармонь величать? Венка - неправильно. Назову "Хромкой" (как питерский гармонист сказал). Так и повелось в деревнях гармони различать

Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец.

Пы.сы. Там еще революция виновата была, но это уже другая сказка.
Спасибо сказали: Игорь Смирнов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.186 секунд
Работает на Kunena форум