«Умолкнет гармошка, визгливая дура»?

80 лет назад в обществе разгорелся спор: нужен ли этот инструмент народу?


В начале 20 века гармонь как инструмент прочно завоевал позиции в жизни простого народа, особенно в сельской местности. Без него не мыслилась ни одна вечорка. Каждый вечер парни и девушки собирались вместе: зимой — в какой-нибудь избе, летом — на улице, и обязательно с гармошкой. Правда, эти сборища не всегда носили пристойный характер. Корреспондент одной из местных газет пришел в ужас, побывав на одном из таких мероприятий.

«Ввалился на посиделки.
От ужаса вылезли на лоб гляделки.
В избе чуть-чуть горел в лампе огонь.
Галдеж, матерщина и самогонная вонь.
В углу неистово наяривала гармошка.
Ретиво налегал на пищики гармонист Мирошка.
Пьяно изгибались парни, как волки в овчарне.
Фигуры и рожи — как будто из свиной кожи.
Лапали девок у всех на виду
(спервоначалу я думал, что нахожусь в бреду).
Девки визжали, как кошки, под серые взвизги гармошки…»

Подробнее: «Умолкнет гармошка, визгливая дура»?

2005 г. Орел. И играла гармонь в День Победы.

Всероссийский фестиваль гармонистов "И играла гармонь в День Победы" стал одним из самых ярких событий культурной жизни Орла. Его организатор - Орловский областной центр культуры. В роли учредителей выступили администрация Орловской области, областное и городское управление культуры и искусств.

Подробнее: 2005 г. Орел. И играла гармонь в День Победы.

Вятская гармонь

Новые песни старой гармони

"Я, Лобанов Геннадий Леонидович, играю на гармони с четвертого класса..." Похоже на автобиографию гармониста, не правда ли? Но вятские гармонисты - а Г.Л. Лобанов живет в Омутнинске - таковы, что пишут не свою историю, а историю русской гармони. Вот и Геннадий Леонидович, лауреат областных конкурсов "Играй, гармонь, звени, частушка!", продолжая: "Гармошки держу в основном хорошие, кустарные. Шоферю сорок восьмой год и могу признаться, что на нелегких шоферских путях-дорогах гармонь меня не раз выручала", переходит к самому главному.

Подробнее: Вятская гармонь

Культурный феномен саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья

Саратовская гармоника, в настоящее время широко распространенная в русской инструментальной традиции Поволжья, и у многих других народов данного региона предстаёт семантически ярким элементом национальной культуры. Широкой популярностью пользуется саратовская гармоника у казанских татар («тальян-гармун»), астраханских татар («саз»), калмыков («икел»), народов коми («саратовка гудок»), мордвы. Инструмент активно внедрился в древние обрядовые формы иных этнокультур, сохранив при этом свои музыкальные и конструктивные особенности. Исследование проведено при поддержке гранта Российского гуманитарного научногофонда, номер проекта 07 – 04 – 18006 е.

Подробнее: Культурный феномен саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья
Обсудить на форуме (комментариев 3).

Семантика звука саратовской гармоники (к вопросу артикуляции и тембра).

Самым популярным народным инструментом в Поволжье с середины XIX века становится саратовская гармоника, которая определяется как звукоидеал этнической региональной культуры. Соподчиненность всех элементов в единый комплекс - конструкция инструмента, семантика тембра, манера артикулирования, оригинальный репертуар и исполнительский стиль придает явлению символическую значимость и феноменальность. Исследование проведено при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, номер проекта 07 - 04 - 18006 е.

Ключевые слова: Фольклор, традиционный инструментализм, саратовская гармоника - символ народной культуры Поволжья, сохранение и преемственность традиции, жанры инструментальных наигрышей, стиль, тембр, артикуляция, традиционные исполнители - народные профессионалы.

Подробнее: Семантика звука саратовской гармоники (к вопросу артикуляции и тембра).