21.10.2013 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Александр Павлович Ермишкин со своей елецкой рояльной гармонью на первом фестивале «На Покров» в 2011 году
Александр Павлович Ермишкин со своей елецкой рояльной гармонью на первом фестивале «На Покров» в 2011 году Две озёрские сестрицы – Антонина Дмитриевна Ушакова и Антонина  Дуэт Тимофея Ивановича Кукуева (мандолина) и Владимира Юрьева (балалайка)Зоя Борисова под покровом золотой листвы Хоровод «Дубравушки» из Толстой ДубравыЮные гармонисты

III областной фестиваль народной музыки «На Покров» посвятили памяти воловского гармониста Александра Павловича Ермишкина


Он был настоящим русским мужиком. Цельным, красивым, с широким размахом души и мехов любимой елецкой рояльной гармони – про таких на деревне говорят: видный парень… Мы были у него в гостях поздней весной, когда воловская земля утопала в цвету, обволакивалась туманами и пропитывалась запахами новой жизни. Она готовилась к лету, не зная, что в его середине Александр Павлович Ермишкин уйдёт в неё на веки вечные…


Александр Павлович и его Людмила Григорьевна встречали гостей по-русски хлебосольно. На вокзале села Набережное нас поджидал ермишкинский автомобиль, на котором мы потом поколесили по округе. Руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристина Леонидовна Иващенко и артист Владимир Юрьев собирали свой «урожай», а я занималась своим ремеслом – отыскивала животворные колоски и складывала их в личный заплечный мешок, то есть записывала воспоминания людей на диктофон. А вечером мы все пели песни под ермишкинскую гармошечку. Они с Людмилой Григорьевной рассказывали о своей жизни, о том, как их московская племянница, услышав игру дяди Саши, вдруг попросила записать её на диск, чтобы в столичных пробках лечиться  голосом  малой родины своих предков…


– Александр Павлович Ермишкин ушёл от нас совсем молодым – в 56 лет. Это был уникальный человек – прекрасный гармонист, самостоятельно овладевший елецкой рояльной гармонью, и великолепный организатор. Всегда наготове были его старые «Жигули», на которых он возил нас по воловским сёлам, где гостей уже ждали «готовые» бабули  – носительницы традиций. Они делились песнями и обрядами, а Александр Павлович всегда подыгрывал им на инструменте. У нас было много совместных планов, – сокрушается организатор фестиваля, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристина Иващенко. – Но мы не будем плакать, хотя очень горько от потери, мы хотим вспоминать его легко, с песней, с музыкой, которую он так любил…


На третий фестиваль приехали народные исполнители из Липецка, Воловского, Становлянского, Хлевенского и Добринского районов. По традиции их  выступления прошли на сцене областного колледжа искусств имени Константина Игумнова. И это символично. Потому что главной идеей и отличительной чертой этого фестиваля от, например, «Рождественских встреч», которые также организует Кристина Иващенко, как раз и является живое соединение прошлого с настоящим, передача традиции из рук в руки, от истинных носителей национальной культуры – молодому поколению музыкантов и энтузиастов.


Самыми колоритными участниками фестиваля стали двоюродные сёстры из села Озёрки Тербунского района Антонина Борисовна Глазунова и Антонина Дмитриевна Ушакова.  Обеим певуньям уже под восемьдесят, но глаза горят, а под песни ноги сами в пляс просятся.


– Мы все пели и плясали под балалайку да под гармошку с самого рождения, – смеётся младшая из Антонин – Глазунова. – Бывало, мама сидит, топит печку навозом, копает в ней кочерёжкой да песни играет. А я стою сзади да запоминаю. А какие девки постарше, те приходили «на улицу» в маленький домик к моей тётке. Так я там тоже не терялась, подпевала как могла.  А больше всего песен знала наша бабушка Марфа Акимовна, её все «соловьём» прозвали. Долго я потом все песни да игры помнила, да вот сейчас уже почти всё позабыла…


– Мы всю свою жизню прострадали, – присоединяется, пряча тихую улыбку, старшая  Антонина – Ушакова. – И горя много хлебнули, да и «страданий» перепели не сочтёшь. Едешь на свёклу – поёшь, со свёклы возвращаешься – поёшь. Дети спросят: «Что, мам, не устала что-ли?». Да как не устала, просто с песней всё легше. Мы и в радости, и в горе – всё пели. Мы же, детоньки, на траве выросли. Если бы не трава – все бы с голоду померли. Бои возле нас страшные шли, есть было совсем нечего. Вот мы и кушали лопух да корень его, подкопеечник. Самое большое лакомство – жареный чеснок… Да и кукол мы знать не знали. Связывали из соломок маленькие снопики  и стучали ими по столу. А когда на улицу выходили, то из тряпок сваляем шарик – вот и мяч…


Отцы Антонин – Борис Лукьянович и Дмитрий Лукьянович – с войны не вернулись. Через плен, но пришёл домой их брат Степан Лукьянович. Стал он потом председателем колхоза… Да его сестрицы как-то не жалуют воспоминаниями. Тяжёлая жизнь досталась им, не самая сладкая судьба. Зато родили семерых детей на двоих, вырастили внуков. А теперь вот и в стольный областной град пожаловали с песнями своими, что ещё хранятся в памяти.


– Я тоже мальчишкой подглядывал за взрослыми – учился, как плясать надо, – рассказывает Виктор Павлович Камышников, хранитель плясовой культуры нашего региона. Родом он из Краснинского района, там и прошёл свои первые плясовые университеты. Затем была армия, где творческие способности новобранца Камышникова заметили и всегда отправляли отстаивать честь полка в конкурсах самодеятельности. После демобилизации Виктор Павлович работал на НЛМК и в автоколонне-1415, а параллельно с этим танцевал в коллективе новолипецких металлургов.


– В детстве я мог сплясать просто за конфетку – только гармонь заиграет. И сегодня, когда музыка русская звучит, ноги сами в пляс идут. Русская песня, гармонь, балалайка – всё это моё, родное.  И всё – из отчего дома. Отец в семнадцать лет ушёл на фронт, в 1942 году его тяжело ранило, и он пришёл домой контуженый. Мама в войну рыла окопы под Ельцом. Жизнь – не из сказки. Но я в детстве частенько наблюдал такую картину. Приходит мама с дойки – она была дояркой – и принимается мести полы. Спустя какое-то время ей это надоедает, видимо, она оглядывается по сторонам, и если никого нет вокруг, бросает веник и… пошла в пляс. Сама себе что-то напевает. Так душу отведёт, и снова за веник, убирать, – вспоминает Виктор Павлович.


Липецкий гармонист Николай Васильевич Стоякин не пляшет, зато прекрасно играет для тех, кто не прочь поплясать.  Взял он гармошку ещё в детстве из рук отца-фронтовика – Василия Ивановича Стоякина. Тогда они жили в селе Воскресеновка, что неподалёку от областного центра. Николай после службы в армии устроился литейщиком на завод «Свободный Сокол». А в свободное от работы время приходил на сокольскую «толкучку», где тогда собирались гармонисты со всей округи. Вот там и настигла его по-настоящему любовь к… елецкой роялке.


– Я только взял её в руки, понял – эта любовь на всю жизнь. Только елецкая гармошечка рождает в моей душе трепет. Не сравню её ни с каким инструментом в мире. Очень мне нравится, когда под мою гармонь поют, я даже готов разорваться, лишь бы песня получилась.


Тульские традиции и костюмы привезла на фестиваль  «Дубравушка», что из становлянского села Толстая Дубрава. Сначала зрители были удивлены их манерой носить женские одеяния – с подвёрнутым под пояс подолом юбки. Оказывается, так дубравинские мастерицы демонстрировали вышитые края своих длинных рубах. А не поднимешь юбку хоть с одного бока, кто же увидит твоё искусство?


– В нашем селе раньше устраивали «похороны мушки-блошки», – рассказывает руководитель коллектива Зоя Николаевна Борисова. – Толстая Дубрава – поселение молодое, с 1924 года, но, видимо, этот обряд сохранился от наших далёких предков. Суть его в том, что на Сдвижение (так в народе называют православный праздник Воздвижения Креста Господня. – Прим. авт.), в сентябре, жители хоронили насекомых, отправляя их на покой осенью, чтобы по весне они вновь возродились к жизни. Несколько ребятишек несли в коробочках мушек, блошек, тараканов, в общем, всю прыгающую-летающую-кусающую мелкую живность. За ними шли мальчишки с крестиками из палочек в руках. Следом – две плакальщицы, взрослые женщины. За их спинами поспешал ряженый в попа мужик. А замыкали всю эту процессию женщины, изображающие горе. Вся эта скорбная делегация, исполняя обрядовые песни,  поднималась на бугорок, хоронила «усопших» и отправлялась на гуляния. Но, несмотря на «траурный» окрас всего действа, – его сущность жизнеутверждающая. Смена лета и осени, рубежный момент для наших предков – это время встречи миров. И нужно с почестями проводить то, что готово уйти, чтобы завтра снова родилась жизнь.


Клавдия Васильевна Дикарева из воловского села Нижнее Чесночное приехала на фестиваль с новым гармонистом – Виктором Александровичем Тереховым из Замараевки. А до прошлого лета пела под аккомпанемент только Александра Павловича Ермишкина (за редким исключением).  Своё выступление  она начала с посвящения ушедшему давнему другу, соавтору и названному брату, с  песни, которую написала за три дня до поездки в Липецк.


– Мы знакомы с Александром Павловичем Ермишкиным почти сорок лет. Его все в районе уважали. Он был у нас участковым, честным, порядочным, добрым и отзывчивым человеком. Очень творческим. Во времена коммунистов в каждом селе были хоры, вот он и ездил со своей гармонью по району – играл. Нам в чесноченском клубе постоянно аккомпанировал, приносил мамины песни. В последний раз мы вместе вышли на сцену в Тербунах, спели «Зори ясные»… Он был мне как брат, всегда приходил на помощь. Я родилась в 1944 году, никогда отца не видела – он погиб на фронте. А у родителей до меня народилось ещё девять детей. Выжили только мы с сестрой… Александр Павлович был очень дорогим человеком всем в районе. Вечная ему память…

Источник

Войдите чтобы комментировать